Социально-психологические закономерности и механизмы оптимальной  управленческой  деятельности руководителя (26.10.2009)

Автор: Тарасенко Андрей Владимирович

принцип инвариантности;

принцип оптимальности;

принцип конгруэнтности.

Выделение в современной профессиональной деятельности командира всего комплекса её существенных, устойчивых и наиболее характерных взаимосвязей позволило сформулировать не только требуемые конструктивные принципы, но и определить те из них, которые нежелательны. На таких принципах базируются выявленные нами блокаторы, которые снижают продуктивность профессиональной деятельности военных руководителей.

В соответствии с требованиями основных социально-психологических принципов разработана социально-психологическая модель оптимальной профессиональной деятельности командира полка, которая призвана описать теоретически и ориентировать практически управленческие кадры на эффективную реализацию творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Социально-психологическая модель сконструирована в рамках продуктивной системы управления. Основные грани такой системы нами определены. При разработке нашей модели были также учтены требования, предъявляемые к конструированию моделей.

Созданная социально-психологическая модель оптимальной профессиональной деятельности командира полка представляет собой систему положений, раскрывающих структуру продуктивной деятельности, содержание её основных элементов, взаимосвязи между ними, функции и в совокупности позволяющая руководителю эффективно реализовать свой творческий потенциал в интересах военной службы.

В состав модели такой деятельности вошли следующие компоненты: структурные элементы; функциональные элементы; алгоритм управления; технология процесса управления на различных стадиях (этапах); управленческие взаимосвязи; результаты профессиональной деятельности во взаимосвязи с результатами всего воинского труда.

Социально-психологический характер модели оптимальной профессиональной деятельности заключается не только в её целостном оформлении, позволяющем обеспечивать продуктивное раскрытие творческого потенциала управленца. Она, кроме того, дает возможность осуществлять по наиболее приемлемому алгоритму. Разработанная социально-психологическая модель оптимальной профессиональной деятельности представлена в диссертации на рисунке 1.

Проведенное исследование структурного, функционального и генетического содержания профессиональной деятельности командира полка дало основание для конструирования и описания в социально-психологической модели их оптимального состава.

Структура профессиональной деятельности командира полка, рассматриваемой в системе "человек-человек", объединила аналитико-конструктивный, деятельностно-регулятивный, коммуникативный и оценочно-корректировочный компоненты, которые в целостном композиционном построении обеспечивают эффективную реализацию управленческих функций.

Совокупность функциональных элементов профессиональной деятельности командира полка обусловлена её общими целью и задачами, которые призвана решать эта деятельность. Нами выделены такие функциональные элементы как гностический, прогностический, конструктный, организаторский, коммуникативный. Конкретный функциональный элемент обеспечивает выполнение своей узконаправленной задачи. Социально-психологическая роль каждого из них заключается в творческом характере целедостижения и преодолении здесь одноплановости и односторонности. Этим достигается более продуктивное решение частных задач, возложенных на другие элементы, обеспечивается интегративность всего функционального блока. Данный подход, как показали исследования, открывает возможность командиру целостно и в то же время строго дифференцированно анализировать процесс реализации управленческих функций на всех этапах и стадиях управления, добиваясь оптимального их выполнения.

Рис. 1. Социально-психологическая модель оптимальной профессиональной деятельности военного руководителя

Такая деятельность командира полка, как свидетельствуют полученные результаты, возможна в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом и при наиболее технологичном задействовании сил, средств и управленческого инструментария. Социально-психологический аспект сущности сконструированного и описанного алгоритма профессиональной деятельности выражается в его целостной и одновременной ориентированности на регламентацию двуединого процесса - самореализацию командира полка в профессиональной деятельности и осуществление самой этой деятельности. Такой алгоритм пригоден не только для использования в профессиональной деятельности, но и для её проектирования и прогнозирования. Обеспечить оптимальность деятельности по наиболее приемлемому алгоритму призвана технология.

Технология профессиональной деятельности командира полка нами представлена как совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование им управленческого инструментария. Технология здесь выражает стратегию, тактику и технику задействования руководителем управленческого инструментария. Обосновано, что она должна отвечать требованиям высокой унифицированности, экспансивности, продуктивности.

Результаты исследования показали, что она должна отвечать требованиям высокой унифицированности, экспансивности (быстрая и широкая распространяемость), продуктивности, практической целесообразности и доступности. Разработанные алгоритм и технология профессиональной деятельности дали возможность оптимизировать ее механизм.

Алгоритм и технология управления в рамках разработанной модели обеспечивают целесообразность и упорядоченность управленческого труда, без которых не могут быть достигнуты желаемые результаты профессиональной деятельности во взаимосвязи с результатами всего воинского труда. Сущность алгоритма оптимальной профессиональной деятельности раскрывается в его целостной ориентированности на наиболее приемлемую регламентацию двуединого процесса - самореализацию командира полка в профессиональной деятельности и продуктивное осуществление этой деятельности в общем контексте воинского труда.

В целом разработанная социально-психологическая модель оптимальной профессиональной деятельности командира полка отражает сущность концепции такой деятельности. Она позволяет руководителю задействовать конструктивные подходы и многовариантно разворачивать управленческую деятельность, продуктивно задействуя свой творческий потенциал.

Для выявления уровней оптимальности профессиональной деятельности командиров полков были использованы разработанные критерии и показатели. Критерий здесь представляет стратегию, вектор оценивания, а соответствующие ему показатели, - конкретную его шкалу.

При определении критерия оптимальности мы исходили из того, что он выражает сущностной характер и изменения объекта. Он представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Такой критерий явился для нас средством, необходимым инструментом оценки, но не самой оценкой оптимальности профессиональной деятельности командира полка. При этом выявленная социально-психологическая особенность, определила его целостный характер. В связи с данным выводом был введён интегративный критерий, который складывался из совокупности частных.

Интегративный критерий отражает общую цель управления в полку. Такой целью является его боеспособность и боеготовность выполнять задачи военной службы. С наших позиций достижение этой цели должно обеспечиваться наиболее оптимально. Установлено, что это в решающей степени зависит от соответствия профессиональной деятельности командира полка задачам военной службы. В связи с этим обоснован вывод о присутствии в совокупной цели управления общей и частных составляющих. Нами они классифицированы как основная (внешняя) и дополнительная (внутренняя) цели профессиональной деятельности. Если поддержание боеготовности и боеспособности полка для профессиональной деятельности выступает в качестве внешней цели, то её оптимизация рассматривается нами как внутренняя цель этой деятельности.

Данный подход определил выбор соответствующих критериев - общего и частных. Общий или интегральный критерий для нашего случая соотнесён с общей целью управления. Более конкретные критерии, по отношению к нему использованы как частные применительно к командиру полка, как субъекту воинского труда, его приоритетным компонентам - профессиональной деятельности и собственному развитию. Были выявлены конкретные состав и содержание избранного оценочного блока, а также определены взаимосвязи между его основными составляющими - критериями и показателями. В качестве основных критериев оптимальной профессиональной деятельности командира полка избраны:

а) интегральный критерий - соответствие полка своему предназначению;

б) частные критерии:

военно-профессиональная компетентность командира полка;

эффективность профессиональной деятельности командира полка;

результативность воинского труда командира полка.

Для каждого из критериев разработаны конкретные показатели - "эталоны" для измерения уровней оптимальности профессиональной деятельности командира полка.Все они во взаимосвязи показаны на рисунке 2.

Сформированная оценочная база, как свидетельствуют результаты исследования, может быть успешно использована в психологической теории и практике для исследования профессиональной деятельности различных категорий военных руководителей. В нашем исследовании она обеспечила решение проблемы её оценки и выбора оптимальной стратегии управления в полку. Это позволило дать оценку оптимальности профессиональной деятельности (применение критериев) и измерить уровни такой оптимальности (использование показателей).

ЧАСТНЫЕ КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Рис. 2. Критерии и показатели оптимальной управленческой деятельности командира РВСН

Для реализации концепции оптимальной профессиональной деятельности первостепенное значение имеет профессиональная компетентность командира полка. Данный вопрос в диссертации разрабатывался в качестве приоритетного. Это позволило определить его содержание и структуру. Для выявления их оптимального состава был прослежен генезис вопроса, изучены современные запросы военного строительства, определены возможности непосредственно субъекта профессиональной деятельности. Результатом  изучения данного круга проблем явилось создание акмеограммы командира полка, которая по своей сущности представляет модель продуктивного военного руководителя. Предложена система уровней соответствия командира полка данной разработанной модели.

В третьей главе представлены результаты исследовательско-экспериментальной работы. Они, на основе анализа профессиональной компетентности, изучения мотивации профессионального самосовершенствования военных руководителей тактического звена и выявления особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности, позволили сопоставить и оценить степень соответствия реальных моделей разработанной оптимальной модели управления.

В данном направлении, прежде всего, выделяется, что в новых условиях военной реформы проблема профессионализма определена как приоритетная. Она, как показали исследования, требует комплексного научно обоснованного теоретико-методологического и практического решения.

Чтобы определить структуру и содержание профессионализма командира полка (модель профессионального управленца), нами прослежен генезис данного вопроса в отечественной и зарубежной практике, изучены результаты различных научных изысканий. Это позволило выявить наиболее продуктивные подходы в его решении и определить социальлно-психологическое видение проблемы.

С социально-психологической точки зрения данный подход, стремясь к сохранению целостности биологических, психофизиологических и социальных оснований, в то же время, позволяет ориентировать человека на решение отмеченной многоплановой задачи на высшем уровне интегративной его самореализации как индивида, личности, субъекта воинского труда и как индивидуальности. Выделенные, принципиально новые аспекты социально-психологического характера ориентируют командира полка на раскрытие творческого потенциала и продуктивную его реализацию в приоритетном виде военно-профессиональной деятельности - в управленческой деятельности.

Для решения проблемы профессионализации командира полка был избран подход, учитывающий опыт разработки целостной модели труда профессионалов в различных его сферах. В определении содержания и структуры профессионализма управленца мы исходили из понимания сущности его труда.

Труд военного руководителя, являясь особым видом труда современного общества, содержит как общие, так и специфические признаки. Для его анализа как целостного феномена выделены такие стороны (блоки): военно-профессиональная деятельность, повседневное общение, развивающуюся личность командира полка и результаты его труда. Установлено, что в армейской сфере они выступают как взаимосвязанные компоненты единого целого и объединены целями военной службы Отечеству. Все они влияют на процессуальный и результирующий аспекты профессиональной деятельности военного руководителя, где он выступает главным системообразующим субъектом.

Выявленная психологическая сторона профессионализма дала возможность рассматривать командира полка в качестве человека труда не как придаток системы деятельности, а активным субъектом, реализующимся в ней, не нарушая общей стратегии жизни. Такой подход позволил выделить в профессионализме командира полка общие, особенные и единичные составляющие. Они охватывают знания, умения, навыки, психологические особенности, военно-профессиональные позиции и акмеологические инварианты. Проведенная структуризация и систематизация отмеченных характеристик его профессионализма позволили разработать акмеограмму, которая по своей сути является социально-психологической моделью управленца. При изучении профессионализма командира полка отмечено, что мотивация профессионального самосовершенствования играет для повышения его уровня ключевую роль.


загрузка...