Социально-психологические закономерности и механизмы оптимальной  управленческой  деятельности руководителя (26.10.2009)

Автор: Тарасенко Андрей Владимирович

5. Формирующий эксперимент активного развивающего воздействия, осуществляемого посредством внедрения в социально-психологическую и образовательную практику комплекса коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных средств.

6. Методы математико-статистического анализа и обработки экспериментальных данных с применением корреляционного, кластерного и факторного анализа: U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала-Уоллиса, парный Т-критерий Вилкоксона, критерий ?2 Фридмана, ?2 - критерий Пирсона, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, иерархический кластерный анализ (метод дендрограмм). Для статистической обработки экспериментальных данных использовалась программа Statistica 6.0.

Эмпирическую базу исследования составили более 3200 военнослужащих, имеющие различный стаж военно-профессиональной деятельности, из числа которых 857 руководители подразделений и воинских частей РВСН. Основной экспериментальной базой выбраны воинские части Владимирского, Оренбургского и Омского объединений РВСН, где были определены 12 контрольных и 9 экспериментальных групп. На этой базе также проведен формирующий эксперимент. В процессе исследования собрано и обработано 8784 анкет, проведено психологическое тестирование 1342 военнослужащих.

Основные этапы охватывают семилетний период. На первом этапе исследования (январь 1998 - май 2000 гг.) осуществлялась работа по выявлению различных сторон профессионализма кадров военного управления в полковом звене.

На втором этапе (июнь 2000 - ноябрь 2003 гг.) проводилась интенсивная научно-исследовательская работа по изучению практики профессиональной деятельности различных субъектов воинского труда. В этот период проведен анализ эффективности управления при решении задач повседневной военной службы. Основные результаты данного этапа представлены в кандидатской диссертации в 2003 году.

На третьем этапе (декабрь 2003 - май 2006 гг.) разрабатывались теоретико-методологические основы оптимизации профессиональной деятельности военных руководителей в звеньях подразделение-часть-соединение. Их базой стали результаты анализа идей, обобщений и выводов отечественных и зарубежных ученых различных областей знания. Они положены в основу социально-психологического подхода. Результатом работы на данном этапе явились восемь публикаций. Они использованы при разработке социально-психологической модели воспитательной деятельности командира полка, которая одобрена в Министерстве обороны РФ и положена в основу воспитания в армии и на флоте.

На четвертом этапе (июнь 2006 - май 2009 гг.) разрабатывались и апробировались модель, алгоритм и технология оптимальной профессиональной деятельности командира полка, подразделенния. Исследовались закономерности, механизмы, условия и факторы оптимизации управления в системе "человек-человек" в основном тактическом звене РВСН. Результаты исследования использованы в виде предложений "Морально-психологическое обеспечение повседневной деятельности", которые вошли в Боевой устав РВСН. Они использованы Военным Советом ракетных войск, положены в основу спецкурса "Социально-психологические основы профессионализма военного руководителя". Основные положения диссертационного исследования отражены в 55 публикациях, в выступлениях на международных конгрессах, симпозиумах и конференциях.

В ходе исследования решена научная задача, которая заключалась в системном исследовании закономерностей, механизмов и условий оптимальной профессиональной деятельности руководящих кадров РВСН и разработке психологической концепции успешного решения данной проблемы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. На основе анализа различных источников информации по проблеме оптимизации профессиональной деятельности (менеджмента) выявлен парциальный характер исследования и отсутствие специальных работ, изучающих ее как целостный феномен, особенно применительно к военной сфере труда. Впервые на основе анализа современных концепций, опираясь на целостную методологию познания, труда и жизни, обоснована правомерность социально-психологического метода и разработаны требования по его использованию в профессиональной практике. В его основе - целостная исследовательско-развивающая технология, базирующаяся на непротиворечивости междисциплинарной интеграции знания естественных, общественных и технологических наук с продуктивной практикой.

Он позволил, опираясь на целостную методологию познания, труда и жизни, изучить конкретную проблему в общем контексте и в совокупности существенных взаимосвязей. Выявленная стержневая основа предмета исследования - закономерности, механизмы, условия и факторы оптимальной профессиональной деятельности военных кадров - имеет важное значение в связи с тем, что открывает новое перспективное направление познания и преобразования практики управления в условиях военной службы. В русле этого направления впервые на стыке наук рассматривается командир полка, подразделения в качестве целостного феномена как индивид, личность, субъект профессиональной деятельности и индивидуальность.

2. Изучение психологической сущности и структуры оптимальной профессиональной деятельности, осуществляемой командиром полка, подразделения в едином контексте воинского труда и жизненной стратегии, позволило наряду с общими составляющими выделить ее социально-психологические особенности. Результаты анализа существенных позитивных сторон данного феномена дали возможность разработать психологическую концепцию оптимальной профессиональной деятельности в системе "человек-человек" в тактическом звене Вооруженных Сил РФ. Её теоретико-методологическая основа и практическая часть презентуются посредством категориального аппарата, включающего многие новые понятия. Он дает целостное понимание подхода и метода решения проблемы оптимизации профессиональной деятельности командира полка, подразделения.

3. Впервые управленческая деятельность командира полка, подразделения подвергнута теоретическому и экспериментальному исследованию с учетом полидетерминации. В результате анализа удалось выявить и изучить влияние основных психофизиологических, психических, социально-психологических и социальных детерминант на все структурно-функциональные компоненты профессиональной деятельности командира полка и механизмы взаимодействия между ними. Сформулированные закономерности и принципы отразили существенные стороны продуктивных и блокирующих звеньев профессиональной деятельности военных руководителей, которые проявляются в условиях военной службы.

Разработаны и применены на практике социально-психологические критерии и показатели определения уровня оптимальности профессиональной деятельности командиров ракетных полков, подразделений. Их использование позволило оценить реальное состояние руководства в полковом звене и сформулировать социально-психологические признаки оптимальной профессиональной деятельности.

4. В рамках разработанной концепции оптимальной профессиональной деятельности командира ракетного полка, подразделения создана социально-психологическая модель этой деятельности. Она позволила на основе объективных закономерностей оптимальной профессиональной деятельности осуществить интеграцию выдвинутых положений и выводов в целостную систему представлений, которые объединены целью оптимизации реальной профессиональной практики. Системообразующим приоритетом данной модели выступает высококомпетентный управленец - командир полка, подразделения. Составленная акмеограмма всесторонне раскрывает предъявляемые к нему требования на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях.

5. Созданы алгоритм и технология оптимальной профессиональной деятельности военного руководителя полкового звена. Алгоритм определяет порядок и правила реализации управленческих функций командиром полка, подразделения наилучшим образом отвечающих задачам военной службы и индивидуальным возможностям. Технология выражает стратегию, тактику и технику поведения и действий управленца в реализации управленческих функций. При этом определены социально-психологические основы оптимизации сложившейся практики профессиональной деятельности в полках РВСН.

6. Впервые раскрыта диалектика профессионализации командира полка, подразделения которая определяет уровень овладения оптимальной профессиональной деятельностью. На основе выявленных характеристик командира полка, подразделения как главного субъекта профессиональной деятельности, а также с учетом объективных характеристик управления разработана и прошла всестороннюю апробацию прогностическая модель командира полка, подразделения РВСН в виде акмеограммы. Ее использование позволило перейти от стереотипного рассмотрения умений и навыков управления к анализу и синтезу психологических компонентов и построению целостной модели оптимальной профессиональной деятельности командира полка, подразделения.

7. Обоснованы и доказательно представлены результаты экспериментальной части исследования. На психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях они охватывают различные стороны профессиональной деятельности командира полка - его социально-психологические макрохарактеристики, индивидуальный стиль руководства, мотивацию профессионального самосовершенствования, а также многие реальные взаимосвязи и взаимоотношения. На основе их обобщения в научный оборот введены новые категории, расширены психологические характеристики профессиональной деятельности, разработаны учебные и методические материалы. Созданный банк оригинальных авторских и адаптированных методик представлен в качестве технологической основы социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности командира полка, подразделения.

8. В общей совокупности решение актуальной теоретической и практической проблемы, основанное на реализации целостного социально-психологического подхода и метода в исследовании, является свидетельством создания нового научного направления в социальной психологии – психологии профессиональной деятельности военных кадров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследован генезис, современное состояние профессиональной деятельности военных кадров в общем контексте воинского труда и раскрыты основные тенденции, конструктивные составляющие продуктивной практики, противоречия и блокаторы, препятствующие её оптимизации. При этом обоснована правомерность и целесообразность использования социально-психологического подхода к познанию проблемы оптимизации профессиональной деятельности военных руководителей и разработаны его основные требования.

Уточнена психологическая сущность, структура оптимальной профессиональной деятельности командиром полка в общем контексте его воинского труда и жизненной стратегии с учетом которых разработана психологическая ее концепция в системе "человек-человек". Её теоретико-методологическая основа представлена через социально-психологический категориальный аппарат, описывающий модель, алгоритм, технологию, условия и факторы оптимальной профессиональной деятельности командира полка.

Выявлено влияние основных условий и факторов оптимизации профессиональной деятельности командира полка и разработаны критерии и показатели оценки ее продуктивности. Системно представлены рекомендации, которые положены в основу специальных курсов для военно-профессиональной подготовки командиров по проблемам оптимизации профессиональной деятельности и разработаны соответствующие учебные и методические рекомендации, а также сформирован банк основных инструментальных и процедурных средств для осуществления социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности командиров полков.

Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная психологическая концепция, введенные понятия категориального аппарата позволяют привести процесс управления в соответствие с интересами военной реформы и потребностями повседневной службы. Основные концептуальные требования к оптимальной профессиональной деятельности командира полка отражены в модели, алгоритме и технологии. Модель профессиональной деятельности руководителя представлена как совокупность взаимосвязанных компонентов - гностического, конструктивно-проектировочного, организационно-коммуникативного, контрольно-оценочного. Алгоритм, выступающий в виде обоснованных правил выполнения действий и способов управления, придает ему процессуальную упорядоченность. Технология профессиональной деятельности, объединяющая стратегию, тактику и технику управления, способствует ее практической оптимизации.

Апробированные результаты исследования могут быть успешно использованы для разработки руководящих документов, научно-методического обеспечения подготовки кадров военного управления, психологического сопровождения их практической деятельности. Разработанный инструментарий позволяет осуществлять социальлно-психологическое сопровождение профессиональной деятельности и повышать ее эффективность с учетом воздействия различных детерминант - реальных условий и факторов.

Содержание материалов исследования может быть использовано в качестве научно-методической основы для разработки учебно-методических пособий и рекомендаций, предназначенных для оптимизации профессиональной деятельности военных кадров в системе "человек-человек" не только в полковом звене РВСН, но и в других органах управления. Оно является актуальным для военно-профессиональной подготовки и развития различных категорий армейских руководителей, занимающихся профессиональной деятельностью.

Предложенный адаптированный и практически апробированный инструментарий социально-психологического сопровождения военной службы в Ракетных войсках стратегического назначения может быть использован в целях оптимизации профессиональной деятельности военных кадров в различных звеньях Вооруженных Сил РФ. Этим целям призваны способствовать материалы публикаций и методические разработки.

Достоверность исследования определяется и достигается основополагающими исходными теоретико-методологическими позициями, применением адаптированного и апробированного инструментария, использованием математического и программного обеспечения, экспериментальной проверкой разработанных положений, выводов и рекомендаций.

Апробация и практическая реализация основных положений

1. Теоретико-методологические положения и выводы, полученные на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, докладывались автором и были опубликованы в следующих сборниках материалов: 3-й Всероссийский съезд психологов (г.Москва, июнь 2001 г.); 3, 4, 5-й Международные социальные конгрессы (г.Москва, 2003, 2006, 2008 г.); Межвузовский научно-методологический семинар (г.Москва, февраль 2009 г.).

2. Полученные выводы, рекомендации и обобщения по актуальным проблемам профессиональной деятельности военных кадров, разработанные в диссертации, положены в основу или учтены в следующих руководящих документах: Модель воспитательной деятельности командира полка - Методические рекомендации РВСН, 2004 г.; Психологические условия обеспечения высокой бдительности военнослужащих во время несения внутренней и караульной служб - Методические рекомендации Управления по воспитательной работе РВСН, 2004 г.; Морально-психологическое обеспечение повседневной службы - Боевой устав РВСН, 2003 г.; Совершенствование деятельности командира полка - Постановление Военного Совета РВСН от 27 декабря 2004 г.; Организация работы с молодыми офицерами в части - Методические рекомендации Главнокомандующего РВСН, 2003 г.; Роль и функции контроля в деятельности командиров - Методические рекомендации управления по воспитательной работе РВСН, 2007 г.; Сборник методических рекомендаций и учебных планов по обучению и повышению квалификации офицеров - Управление по воспитательной работе РВСН, 2008 г.

3. Составленная акмеограмма командира полка одобрена аппаратом Командующего РВСН в качестве типовой модели руководителя ракетной части. Обоснованные модель, алгоритм и технология профессиональной деятельности командира полка приняты в качестве концептуальной основы при подготовке военных руководителей в высших учебных заведениях РВСН и отражены в ряде учебных и методических пособий в 2003, 2004, 2008, 2009 годах. Идеи непрерывного социально-психологического сопровождения военной службы в ракетных войсках нашли практическую реализацию в деятельности структур по воспитательной работе и в вузах РВСН.

Материалы исследований и методические разработки включены в обязательные курсы "Психология профессиональной деятельности командира (инженера)", "Управление повседневной деятельностью полка", которые читаются в вузах РВСН. В Военной академии РВСН имени Петра Великого на факультете переподготовки и повышения квалификации офицеров в 2008 г. введен спецкурс "Социальнл-психологические основы профессионализма военного руководителя".

Разработанный социально-психологический инструментарий, который включает авторские диагностические, формирующие и коррекционные методики, применен не только в диссертационном исследовании, но и составил основу учебно-методического пособия "Рабочая книга войскового психолога". Многие из них успешно применяются войсковыми психологами в практической работе.

4. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 55 публикациях общим объемом более 75 печатных листов (перечень публикаций прилагается). Автор более 30 раз выступал с научными сообщениями, лекциями и докладами перед военными руководителями, профессорско-преподавательским составом высших военно-учебных заведений, воинских частей, учреждений и предприятий Министерства обороны РФ по различным направлениям диссертационного исследования. Кроме того, под научным руководством и при непосредственном участии соискателя написаны отчеты по четырем НИР, составлена концептуальная социально-психологическая модель воспитательной деятельности в полку, которая принята за основу концепция воспитания в Вооруженных Сил РФ. Общий объем публикаций и научно-методических разработок по результатам НИР превышает 90 печатных листов.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на проблемно-исследовательской группе и заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Социально-психологические составляющие оптимальной профессиональной деятельности военных руководителей тактического звена Вооруженных Сил РФ проявляются через сущностные признаки - соответствие структурно-функционального состава целям, возможностям и потребностям военной службы; продуктивные компоненты творческого потенциала командира полка в профессиональной деятельности как приоритетной сфере воинского труда и собственной жизненной стратегии; качественно новая результативность управления.

Реальное состояние профессиональной деятельности военных руководителей и непосредственно командиров воинских частей и подразделений Ракетны не в полной мере соответствует уровню современных требований, задачам военной службы, потребностям личного состава и индивидуальным возможностям управленцев. Она отличается неконгруэнтностью с процессами демократизации управления в обществе. Творческий потенциал многих командиров полков, как главных субъектов управления в частях не задействуется в данном приоритетном виде профессиональной деятельности. Выявленные несоответствия определили необходимость разработки и реализации концепции оптимальной профессиональной деятельности военных руководителей конкретных звеньев и в первую очередь полковых.

2. Разработанный социально-психологический метод, в основе которого исследовательско-развивающая технология, базируется на непротиворечивости междисциплинарной интеграции знания естественных, общественных и технологических наук с продуктивной практикой. Сложившаяся исследовательская парадигма, основанная на идее дифференциации наук и парциальном подходе, содержит, тем не менее, конструктивные элементы для реализации целостного подхода к решению проблемы оптимизации профессиональной деятельности военных кадров. Предложенный метод адекватен целостностному характеру изучаемого феномена и целям исследования. Он позволил, опираясь на целостную методологию познания, труда и жизни, изучить конкретную проблему в общем контексте и в совокупности существенных взаимосвязей.

Выявленная стержневая основа предмета исследования - закономерности, механизмы, условия и факторы оптимальной профессиональной деятельности военных кадров - имеет важное значение в связи с тем, что открывает новое перспективное направление познания и оптимизации профессиональной деятельности военных кадров в различных армейских звеньях. В русле этого направления впервые на стыке наук командир полка рассматривается в качестве целостного феномена, который имеет взаимосвязанные макрохарактеристики - индивид, личность, субъект профессиональной деятельности и индивидуальность.


загрузка...