Маркетинговое управление региональным потребительским рынком продовольственных товаров (на примере Приволжского федерального округа) (26.10.2009)

Автор: Стуканова Ирина Петровна

Стуканова Ирина Петровна

Маркетинговое управление

региональным потребительским рынком продовольственных товаров (на примере Приволжского федерального округа)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре «Организация производства и маркетинг» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) «Московский государственный университет прикладной биотехнологии»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Дубровин Игорь Александрович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Баженов Юрий Константинович

доктор экономических наук, профессор

Дашков Леонид Павлович

доктор экономических наук, профессор

Сагинова Ольга Витальевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Государственный университет управления»

Защита состоится «23» декабря 2009г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.04 в ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» по адресу:

117997, г. Москва, Стремянный переулок, д.36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

Автореферат разослан «____» _________________ 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.196.04

кандидат экономических наук, доцент И.И. Скоробогатых

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Главной целью социально-экономической системы является обеспечение условий для всестороннего и полноценного развития человека, реализации его физического, интеллектуального и творческого потенциала. Это обуславливает направленность социально-экономической политики государства, в первую очередь, на развитие сфер производства, обеспечивающих условия для удовлетворения всей системы потребностей, в которой одной из базовых является потребность в питании.

Спрос на продукты питания реализуется на рынке продовольствия, функционирование которого определяется как уровнем и структурой предложения продуктов питания, так и динамикой спроса, в связи с чем, управление данным рынком является одной из важнейших социально-экономических задач государства, а развитие АПК, как жизнеобеспечивающей сферы, возведено в ранг приоритетного Национального проекта.

Острота проблемы удовлетворения платежеспособного спроса населения на продукты питания обусловлена современной экономической ситуацией, когда в результате структурной перестройки и сопутствующего ей кризиса сформировалась опасная зависимость страны от импорта продовольствия и существенно снизился жизненный уровень большинства населения, что сказалось на качестве питания и, как следствие, на показателях здоровья, продолжительности жизни и естественного прироста населения.

В сложившихся условиях кризис мировой экономической системы еще более обострил проблему удовлетворения платежеспособного спроса на продовольствие как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, поставив и потребителей, и производителей продовольствия в еще более сложные условия оптимального экономического выбора.

Для решения проблемы обеспечения населения продовольствием и наиболее полного удовлетворения платежеспособного спроса необходимо формирование как научнообоснованной национальной политики, направленной на развитие рынка продовольствия, так и региональной продовольственной политики, выстроенной с учетом региональных особенностей производства и потребления продуктов питания.

В настоящее время уже не вызывает научных споров вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику, однако, вопросы определения степени государственного участия и направлений сочетания государственного и рыночного управления остаются на сегодняшний день остро дискуссионными.

Органичное сочетание государственного и рыночного методов управления рынком продовольствия, исследование особенностей потребления, стимулирование платежеспособного спроса и развитие культуры потребления могут быть обеспечены посредством использования маркетингового подхода к управлению, в связи с чем разработка концепции маркетингового управления представляется актуальной задачей, решение которой позволит обеспечить не только эффективное функционирование регионального потребительского рынка продовольственных товаров, но и его развитие и наиболее полную реализацию потенциала.

Объективная необходимость разработки концепции маркетингового управления обусловлена также современными структурными особенностями регионального потребительского рынка продовольственных товаров и изменением платежеспособного спроса на данном рынке.

Концепция маркетингового управления региональным потребительским рынком продовольственных товаров предполагает:

- определение сущности потребительского рынка продовольственных товаров, его места в системе общественного воспроизводства, а также сущности понятия «маркетинговое управление рынком»;

- всесторонний анализ формирования, развития и уровня удовлетворения платежеспособного спроса на продукты питания на потребительском рынке региона и определение приоритетных направлений для осуществления маркетингового воздействия;

- научное обоснование и разработку концептуальных основ маркетингового управления региональным потребительским рынком продовольственных товаров.

Степень разработанности проблемы. Проблемы рынка и его регулирования рассматривались отечественными и зарубежными учеными в различных аспектах: исследование проблем рыночного равновесия, конкуренции, обмена, благосостояния, государственного регулирования, проблем региональных и отраслевых рынков и, в частности, регионального потребительского рынка продовольственных товаров, являющихся теоретической базой для проводимых исследований и вызывающих научный интерес современных ученых. Наряду с этим, особый интерес для нашего исследования представляли работы в области теории и методологии по таким научным направлениям как роль маркетинга в удовлетворении и развитии потребностей, потребительский спрос и его формирование, поведение потребителей на рынке (в том числе, на рынке продовольствия), аспекты регулирования региональных рынков (и рынка продовольствия, в частности), вопросы продовольственной безопасности, проблемы планирования и эффективного функционирования рынка.

Накопленный экономической наукой богатый опыт и результаты теоретических изысканий послужили основой для проведенного нами исследования, базирующегося на положениях и выводах научных трудов и публикаций ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся общими проблемами рынка и его регулирования, вопросами потребительских рынков, маркетинга, а так же проблемами рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно: Л.И. Абалкина, А.Г. Абрамишвили, Г.Л. Азоева, Г.Л. Багиева, А.В. Барышева, И.Н. Герчиковой, Е.П. Голубкова, А.П. Градова, Т.П. Данько, Д. Дихтля, Э.Дж. Доллана, Дж.Х. Доннелли, И.А. Дубровина, П. Друкера, П.С. Завьялова, А.Г. Здравомыслова, Е.Ф. Злобина, Дж. Кейнса, И.В. Котляревской, Ф. Котлера, Ж-Ж. Ламбена, А.Л. Лившица, К. Ланкастера, Т. Левитта, А. Маслоу, К. Макконнелла, В.Н. Мишина, А.Ф. Новоселова, А.П. Орешина, А.П. Панкрухина, А.Л. Пустуева, Н.М. Римашевской, А. Смита, П. Самуэльсона, Б.А. Соловьева, О.А. Третьяк, Н.Н. Филиппова, М. Фишбейна, В.Е. Хруцкого, Х. Швальбе, Р.И. Шнипера, Жд. Эванса, Р.А. Яковлева, О.К. Ястребова и многих других.


загрузка...