Теоретико-методологические принципы логистического обеспечения рекреационного сектора (на примере Автономной Республики Крым) (26.10.2009)

Автор: Скоробогатова Татьяна Николаевна

Определить специфику внедрения логистических нововведений и создания логистических систем, связанных с управлением и преобразованием людских потоков.

Разработать модель логистического обеспечения рекреационного сектора и программу ее реализации в Автономной Республике Крым (АРК).

Предыдущие рассуждения, естественным образом, подводят к тому, что объектом исследования в настоящей работе выступают людские и обслуживающие их потоки. Предметом исследования является комплекс теоретико-концептуальных и методологических проблем, связанных с логистическим обеспечением процесса управления людскими потоками в рекреационном секторе.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых стран СНГ и дальнего зарубежья в области логистики, теории систем и теории конкуренции, а также экономики, менеджмента и маркетинга услуг в целом и рекреационных услуг, в частности. В основу исследования положен диалектический метод познания, системный подход, законы синергетики. Инструментарием исследования выступили сравнение, группировка, анализ и синтез, долевое участие, расширение факторной системы, расчетно-аналитический, экономико-математический и абстрактно-логический методы. При разработке нововведений применительно к рекреационному сектору использованы теория игр и методы: фокальных объектов, вживания в роль, морфологический.

Информационную базу составили нормативно-правовые акты, официальные данные органов статистики Украины (в основном Автономной Республики Крым) и России, а также материалы специальных исследований, проведенных автором в сервисных (преимущественно в рекреационных) предприятиях Крыма.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических положений и методологических принципов управления людскими потоками и формирования на этой основе модели логистической поддержки рекреационного сектора. В процессе работы были получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

дано определение сервисной логистики как совокупности инфраструктурных услуг, обеспечивающих условия для продуцирования и потребления большинства видов продукции и других услуг путем организации управления любыми потоковыми процессами;

установлены причины и критерии образования различных потоков в зависимости от возможности реального пространственного перемещения. При отсутствии возможности перемещения продукции и оказания услуг на расстояние возникает необходимость перемещения пользователей - человеческих потоков - для нормального потребления продукции, услуг и природных благ;

теоретически обосновано главное отличие в принципах и методах управления людскими потоками, связанное с особенностями объектов управления и объектов обслуживания, а также структурой основных и сопутствующих потоков;

разработаны методические принципы создания логистических систем управления людскими потоками в рекреационном секторе; разработаны специфические формы их внедрения;

определены сущность, состав и основные условия логистического обеспечения рекреационного сектора, предусматривающего управление им, создание логистической инфраструктуры, а также необходимых предпосылок, стимулирующих приток рекреантов, повышение качества их обслуживания и увеличение доходов рекреационных регионов.

Практическая значимость работы. Разработанные научно-теоретические положения доведены до конкретных прикладных результатов, представленных в виде методик, математических и графических моделей, алгоритмов. Предложенные разработки могут быть применены в научных исследованиях, посвященных управлению людскими потоками, а также в деятельности сервисных предприятий (объединений), в первую очередь, рекреационных. Концептуально-методологические положения диссертации используются в работе Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым (справка от 05.08.2009 № 29/1063). Разработки, носящие методологический и методический характер, нашли практическое применение в деятельности рекреационных предприятий АР Крым: ООО «Пансионат «Море» (г. Алушта) – справка от 24.08.2009 № 287, ООО «Экспоцентр-Ялта» – справка от 14.09.2009 № 01-03/156, Центре медицинской реабилитации, санаторного лечения и специальной подготовки личного состава В и ВМС ВС Украины «Судак» – справка от 17.09.2009 № 378 и др.

Отдельные положения диссертации используются при изучении курсов «Логистика», «Теория экономического анализа», «Экономика предприятия», «Управление конкурентоспособностью» (справка от 17.08.2009 № 82-05.01/1791), а также при написании курсовых и дипломных работ студентами бакалаврата и института последипломного образования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

Апробация результатов диссертации. Результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждены на 57-и научно-практических конференциях, а именно: 3-ей, 4-ой, 6-ой, 7-ой «Маркетинг и логистика в системе менеджмента» (Национальный университет «Львовская политехника», 2000, 2002, 2006, 2008 гг.), 1-ой – 6-ой «Туризм, курорты и наука» (ТНУ им. В.И. Вернадского, 2003 – 2008 гг.), 6-ой - 9-ой «Проблемы экономической устойчивости предприятий санаторно-курортного комплекса» (Ялта - Симферополь: Национальная академия природоохранного и курортного строительства, 2005 - 2008 гг.), 5-ой - 7-ой «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики Украины» (Алушта – Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2006 - 2008 гг.), «Перспективы развития физической культуры, спорта и туризма» (Симферополь: Крымский факультет физической культуры, спорта и туризма ГВУЗ «Запорожский национальный университет», 2006 г.), «Реализация государственной политики в сфере курортов и туризма в рекреационных регионах» (Министерство курортов и туризма АРК, Крымский центр переподготовки и повышения квалификации, НАПКС, 2007 г.), IV-ой Международной научно-практической конференции «Научный прогресс на рубеже тысячелетия» (Польша: Пржемышль, 2008 г.), ХI-ой Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики» (Сочи – Москва: МГУПИ), III-ем Международном логистическом форуме – 2008 «Логистика. Товародвижение. Снабжение» (Москва: ИТКОР, ГУ-ВШЭ, НОУ «ИЛиМ») и др.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы (355 источников), приложений. Общий объем работы составляет 330 страниц, включая 64 таблицы, 31 рисунок, 5 приложений.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, сформулированы цель, задачи, научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приведены данные об апробации и внедрении результатов работы.

Первая глава «Сервизация экономики как сформировавшаяся парадигма» включает теоретический и аналитический аспекты определения и оценки сферы услуг в целом и рекреационного сектора, в частности. Выделены основные свойства и предложена дополнительная классификация услуг, в соответствии с которой охарактеризована рекреационная услуга. На основе исследования состояния сферы услуг населению (внимание акцентировано на рекреационном секторе АРК) выявлена необходимость управления потоками потребителей и продуцентов услуг. Показана специфика развития и стратегические альтернативы рекреационного предприятия.

Вторая глава «Сервисная логистика как концепция управления людскими потоками» содержит теоретико-концептуальные и методологические положения сервисной логистики. Обоснована необходимость выделения сервисной логистики и продемонстрированы ее отличия от традиционной логистики, обусловленные объектами управления. Рассмотрена специфика логистических услуг в области управления людскими потоками. Разработаны формы и методы управления людскими потоками, присущие сервисной логистике. Дана характеристика основных особенностей людских потоков как объектов логистического управления. Выявлено соотношение задач логистики и маркетинга (традиционного, внутреннего и интерактивного) в сфере услуг населению. Выделено новое направление маркетинга услуг – опосредованный (материализованный) маркетинг. Определена логистическая платформа инновационного развития маркетинга услуг.

Третья глава «Логистические сервисные системы как инструмент управления потоками потребителей» посвящена микро-, мета- и мезологистическим сервисным системам, управляющим людскими потоками соответственно на уровне отдельного предприятия, сервисного комплекса и логистического куста. Показаны отличия логистических сервисных систем (ЛСС) от логистических производственных систем. Охарактеризованы обеспечивающие подсистемы ЛСС, причем особое внимание уделено информационной подсистеме. Определены условия эффективности и устойчивости логистических сервисных систем. Подробно рассмотрена микрологистическая сервисная система и взаимодействие ее основных компонентов – продуцентов и потребителей услуг.

Четвертая глава «Методологические основы формирования логистического обеспечения рекреационного сектора» определяет конкретные направления применения сервисной логистики в рекреационном секторе. Обоснована целесообразность комплектования рекреационного продукта на инновационно-логистической основе. Выделены конкретные задачи логистики при управлении потоками рекреантов и сопровождающими их потоками. Рассмотрена специфика рекреационного комплекса – частного случая сервисного комплекса. Разработана методология создания логистического куста как базы мезосистемы в рекреационном секторе. Предложена методика определения элементов рекреационной инфраструктуры. Определены состав и содержание мероприятий логистического обеспечения рекреационного сектора.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по реализации результатов исследования, содержащие теоретические положения и методологические принципы сервисной логистики как концепции управления людскими потоками и их конкретизацию применительно к рекреационному сектору.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Национальная экономика включает в себя производственную сферу (чисто материальное производство, результатом деятельности которого является продукция, и сопутствующие производственные услуги) и непроизводственную сферу, составляющую основу любых других услуг. В настоящее время существует множество классификаций услуг. На рис. 1 представлена предлагаемая автором классификация по дополнительным, актуальным для теории и практики, признакам. В соответствии с данной классификацией, основная часть услуг предназначена для сторонних лиц (как юридических, так и физических) и выступает в качестве товара. Услуги внутри предприятия носят характер бестоварных (услуги администрации, главным образом, по управлению и услуги обслуживающего персонала). Среди услуг выделяются инфраструктурные и конечные (целевые), ресурсоемкие и нересурсоемкие, сложные или комплексные (включают ряд составляющих услуг) и простые (элементарные услуги). Если конечные услуги представляют абсолютную ценность и самоцель для потребителей, то инфраструктурные обеспечивают ее достижение. Однако отдельные инфраструктурные услуги, предоставляемые потребителю на пути к конечной цели, носят конечно-фрагментарный характер (например, обед в вагоне-ресторане). Сложная конечная услуга включает как собственно конечную (целевую) составляющую, так и инфраструктурные слагаемые. В ресурсоемких услугах эффект достаточно тесно коррелируется с произведенными для его получения затратами, в нересурсоемких – он в большей степени зависит от имманентного содержания и качества самих услуг (например, значительная часть информационных услуг).

2. Традиционно услуги делятся на материальные и нематериальные. Нематериальная услуга отличается от материальной услуги и продукции по ряду признаков, которые можно объединить в 8 групп: специфика товара, оценка, продуценты, взаимоотношения производителя и потребителя, технология производства, время и место производства (реализации), особенности использования, юридическая сторона. В настоящее время наблюдается тенденция сопряжения продукции и услуг (образования континуумов), что отвечает требованиям потребителей к комплексности обслуживания. Потребителям предоставляется комплексный продукт, в котором соотношение продукции и услуги определяется видом деятельности и уровнем обслуживания.

3. Значительную долю в сфере услуг занимает сфера обслуживания населения (физических лиц), отождествляемая с сектором сервиса. К ее функциям можно отнести: рекреационную, связующую, кадрово-ресурсную, ценностно-ориентированную, потребительскую. Наибольшей значимостью обладает рекреационная функция, определяющая, наряду с удовлетворением рекреантов, побочный (утилитарный) эффект в виде их дополнительного дохода как потенциальных работников:

где Ддоп – дополнительный доход работника в результате потребления рекреационной услуги; ЗПдн и ЗПчас – соответственно среднедневная и среднечасовая заработная плата работника; ?Т – уменьшение дней невыхода на работу по болезни; Пр – процент выплаты по больничному листу; Тдоп – потенциальные дополнительные часы работы (приработок) при повышении работоспособности; Рвр – расходы на посещение врача; Рлеч – расходы на лечение; Ррекр/усл – расходы на приобретение рекреационной услуги; АЗ – альтернативный заработок в период потребления рекреационной услуги.

Рис. 1. Классификация услуг по дополнительным, актуальным для теории и практики признакам

4. Производной практически всех видов сервисной деятельности выступает рекреационный сектор, объединяющий предприятия, предоставляющие санаторные (конкретно, в России – санаторно-оздоровительные, в Украине – санаторно-курортные) и туристские услуги. Рекреационная услуга – это результат деятельности, связанной с обеспечением потребителя преимущественно рекреационными ресурсами.

Потребление рекреационной услуги можно условно разделить на активное и пассивное. Активными рекреантами выступают туристы, передвигающиеся пешком или путем самостоятельного управления транспортными средствами, пассивными – отдыхающие санаториев. Остальные рекреанты сочетают активный и пассивный отдых. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения потребления всех видов рекреационных услуг, что обуславливает возрастание потоков как организованных, так и неорганизованных отдыхающих. В Крымском регионе, в частности, последний превышает первый в 3 – 3,5 раза (табл. 1). Фокусами потоков отдыхающих выступает Ялта и со значительным разрывом – Евпатория и Алушта (рис. 2).

Таблица 1

Соотношение организованных и неорганизованных отдыхающих в Автономной Республике Крым в 2001-2007 гг.

(млн. чел.)

Обслужено отдыхающих Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Организованных, тыс. чел.

22,7 1,0

25,0 1,0

24,4 1,1

22,4 1,2

23,1 1,2


загрузка...