Федерализм и достижение этнополитического консенсуса в современном обществе (26.10.2009)

Автор: Сидоренко Анатолий Васильевич

7. Федералистское решение этнополитических проблем в обществе имеет следующие преимущества:

гарантирует меньшинствам определенную долю государственной власти;

повышает шансы этнических меньшинств на сохранение собственной культуры;

способствует нахождению компромисса по вопросу разделения властных полномочий, тем самым предупреждая или приостанавливая требование сецессии;

облегчает политическую интеграцию этнических групп;

усиливает конституционные основы государственности.

8. Сопротивление реализации федералистских проектов, в первую очередь, связано с необходимостью перераспределения ресурсов, что неминуемо затрагивает интересы тех, кто лишается их части. В результате возникают опасения, что:

лидеры большинства могут потерять поддержку своих избирателей;

автономия или создание соответствующего субъекта федерации – это лишь промежуточный шаг на пути к сецессии;

в результате национально-государственного «оформления» этнической группы, отличающейся по своим культурным и религиозным ценностям от большинства, могут оказаться скомпрометированными фундаментальные ценности данного государства;

вновь образованная национально-территориальная единица окажется экономически и управленчески не эффективной, что неминуемо скажется на общей ситуации в стране;

возникнут непредвиденные последствия подобного реформирования государства;

федерализм может подтолкнуть другие группы к мобилизации для получения автономии;

внедрение принципов федерализма не поможет обеспечить сосуществования различных этнических сообществ.

9. Ценность федерализма как способа достижения этнополитического консенсуса определяется тем, что, с одной стороны, он обеспечивает зафиксированное, надежное территориальное решение межгруппового конфликта, с другой – предоставляет определенные гарантии сохранения плюрализма в условиях глобализирующегося мира.

Этнофедерализм способствует определенной рационализации этнического конфликта, снижая уровень агрессивности в действиях противоборствующих сторон, помогая четче определить «болевые точки» и создавая рамочные условия для переговорного процесса.

Апробация диссертационного исследования

Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе» (Санкт-Петербург, ноябрь 2008 года), ежегодных Международных научно-практических конференций «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, апрель 2006 года, апрель 2005 года, апрель 2004 года), ежегодных Герценовских чтений 2006 – 2008 годов (Санкт-Петербург), а также в практике работы автора в аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

По теме диссертационного исследования опубликовано 4 монографии и 21 работа объемом 39,5 п.л.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее научной изученности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, раскрывается его теоретическая и методологическая основа, аргументируется новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, оценивается апробация исследования и кратко характеризуется его структура.

Первая глава «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ» посвящена обоснованию концептуальных подходов к заявленной теме исследования.

В первом параграфе «Этническое измерение политики» раскрывается специфика влияние этнического фактора на современный политический процесс.

Рассматривая политику как борьбу и соперничество больших групп людей за возможность распоряжаться общественными ресурсами, мы все чаще видим в качестве базового группобразующего фактора этническую принадлежность.

Начиная с 1960-х годов, западная цивилизация открывает для себя новый социальный феномен – этническое возрождение, или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождения интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

В 1960-1970-е годы этническое возрождение распространяется на Европу, постепенно вовлекая в процесс все новые народы. В бывшем Советском Союзе этническое возрождение становится очевидным с середины 1980-х годов, играя важную роль в последующем распаде государства. В последней трети столетия этническое возрождение превращается во всемирный феномен, определяющий контуры исторического процесса на рубеже веков.

Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Если этническое возрождение начинает активно инкорпорировать национальную идею, важнейшим элементом которой является ориентация на создание национального государства, то создаются почти идеальные условия для дестабилизации мультиэтнических государств и возникновения этнополитических конфликтов.

Распад государства – это всегда геополитическая катастрофа. По мнению целого ряда исследователей, сепаратизм, сецессия, ирредентизм станут важнейшими чертами исторического процесса в ближайшие десятилетия; человечество вступило в новую этноконфликтную полосу своей истории, в которой будут доминировать локальные и региональные этнополитические конфликты.

Во втором параграфе «Теории этнополитического конфликта: базовые подходы и концепции» в центре внимания находится современное понимание этнополитического конфликта, общее и особенное в его трактовке различными исследователями.

Этнополитический конфликт в современной науке понимается как особая разновидность политического конфликта, которая представляет собой любое столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации и, по крайней мере, одним из субъектов конфликта является этническая группа.

В диссертации дается анализ четырех основных этапов в формировании этнополитической конфликтологии.

На начальных этапах ученые строили свои теоретические подходы к исследованию феномена этнополитических конфликтов, отталкиваясь от понятия «этничность», воспринимаемого как основная причина возникновения конфликта. Однако по мере накопления знаний о феномене этнополитического конфликта стали разрабатываться комплексные парадигмы анализа причин этнополитического конфликта исходя из признания, что конфликт обусловлен действием нескольких взаимодействующих друг с другом переменных.

Во-первых, конфликт определяется уровнем достигнутого технологического, экономического, политического и социального развития рассматриваемых групп и государств, в которых они расположены. Во-вторых, важно учитывать относительный баланс распределения власти между соответствующими группами, который отождествляет их численность, степень организации и доступ к ресурсам. В-третьих, влияют факторы политизации этнических идентичностей и особенности процессов возникновения этнической солидарности и этнополитической мобилизации в тех или иных странах среди тех или иных этнических групп. В-четвертых, следует учитывать роль элит и процессов легитимации авторитета этнических лидеров. В-пятых, необходимо изучать стратегии конфликтного сдерживания и управления, применяемые государством, и вызываемые этими стратегиями последствия с точки зрения форм развития конфликта и конфликтного поведения (прежде всего потенциала для этнического насилия).

В диссертации анализируются наиболее известные комплексные теории этнополитического конфликта: теория этнополитической стратификации Дж. Ротшильда, социально-психологическая теория этнического конфликта Д. Горовица, комплексная теория этнополитического конфликта Т. Гурра, теории стратегического взаимодействия, классическая теория затяжного социального конфликта Э. Азара и ее современные вариации, представленные, в частности, в теории международного социального конфликта Х. Миалла, О. Рамбсботама и Т. Вудхауза, четырехчленная функциональная типология причин современного конфликта, разработанная Д.Смитом. Особое внимание уделено идее С.Кауфмана, предложившего объяснить этнический конфликт одновременным наличием трех основных элементов: неприязненно настроенных масс, националистических элит и дилеммы безопасности.

В диссертации подчеркивается, что привнесение вопросов безопасности в этнические отношения не раз отмечалось в качестве решающего фактора эскалации конфликта. Д.Лейк и Д.Ротчилд отмечали наличие еще двух дилемм, катализирующих состояние острой этнополитической мобилизации: информационные дилеммы и проблемы выполнения соглашений.

По мнению автора, наиболее полный анализ предпосылок эскалации крупномасштабного внутригосударственного конфликта был проведен в 1971 году Г. Экштейном, выделившим четыре основных группы такого рода предпосылок: интеллектуальные, экономические, социальные и политические факторы. Согласно теории Экштейна, необходимым условием конфликта является поражение сторонников мирного разрешения противоречия и других сил, сдерживающих эскалацию конфликта в обществе.

В диссертации подчеркивается, что в мультиэтническом по составу населения государстве фактически любой внутренний конфликт – социально-экономический или политический по своему содержанию – может приобретать этнический признак. С другой стороны, здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий, как на личностном, так и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех острых и кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государственными и внутригосударственными образованиями.

Особое внимание в данном параграфе уделено типологии этнополитических конфликтов. Отмечается, что существуют два принципа их классификации: один – по характеру действий конфликтующих сторон; второй – по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

На основе анализа различных вариантов типологий этнополитических конфликтов делается вывод о том, что в классическом этнополитическом конфликте происходит сочленение двух важнейших сфер общественной жизни – политической и этнической. Они накладываются друг на друга: политический конфликт, связанный с борьбой за власть, представляет собой питательную среду для развития этнических конфликтов, и наоборот.


загрузка...