Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики (26.10.2009)

Автор: Шамилли Гюльтекин Байджан кызы

. Е.Э. Бертельс. Теория музыки в современном Иране // Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М., 1988. Сс. 518–524; в издании 1926 года — «Теория музыки в современной Персии».

Следует отметить вступительную статью В.М.Беляева к сборнику «Персидские теснифы» (М. Музыка, 1964); также — см.: В.М. Беляев Персидские теснифы. К вопросу о персидском квантитативном стихосложении // В.М. Беляев. О музыкальном фольклоре и древней письменности. М., 1971. Сс.198–203.

Работы Л.Миллера носят научно-популярный характер.

. E. Zonis-Mahler. Classical Persian Music: an Introduction. Cambridge. 1973. Pp. 43–44.

. Эта мысль созвучна позициям Т.Джани-заде и С.Агаевой .

. J.During. The Modal System of Azerbaijani Art Music // Maqam, Raga, Zeilenmelodik.

. Paris, 1984.

. Х. Х. Тума. Макам как явление // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981. Сс. 48–51.

. H. Farhat. Dastgah dar musiqi-ye Irani. Теhran, 1380/2001. S. 20.

R.Khaliqi. Sarguzasht-i musiqi-ye Iran. [б.м.]. 1333–1335/1955–1957.

R. Ma‘ref. Sharh-i advar Safi ad-Din Urmavi ba muqaddima-i dar tarikh-i musuqi-ye Iran. Tehran. 1383/2004.

. M.T. Massoudieh. Radif-i avaz-i musiqi-ye sonnati-ye Iran. Be ravayat-i Mahmud Karimi. Теhran, 1379/2000. Ss. 19–35.

. H. Asadi. Az “maqam” ta “dastgah” // Faslname-ye musiqi-ye Mahoor, 1380/2001, N 11.

. M. Kiyani. Haft dastgah-i musiqi-ye Iran. Tehran, 1368/1989. Ss. 3–24.

D.Talai. A New Approach to the Theory of Persian Art Music. The Padif and the modal system. Tehran, 1993. Pp. 60–71.

В.Н.Юнусова. Творческий процесс в классической музыке Востока. Автореферат диссертации на соиск. … доктора искусствоведения. М., 1995. С.29.

Structure and Idea of Maqam. Historical Approaches. Tampere-Virrat, 1997.

М.Г.Арановский. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998. С.35.

«Если в субстанциальной картине мира устойчивость и истинность связываются с вневременным состоянием вещи-субстанции, тогда как время приносит изменчивость и случайность, то в процессуальной картине мира длящийся процесс представляет собой устойчивость и фиксирует истинность», сама же «процессуальная протяженность лишена темпоральной семантики» — см.: А.В.Смирнов. Как различаются культуры? // Философский журнал. № 1(2), 2009. С. 61–72.

А.В.Смирнов. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб., 2009.

Abd al-Qadir Maraghi. Sharh-i-Advar. Be ehtemam-e Taki Binesh. Tehran, 1370/1991. S.214.

Dehkhoda A. Loghatname. Tehran, 1993.

Ш.М.Шукуров. Искусство средневекового Ирана. М., 1989. С.80.

Другое название энциклопедии Хадаик ал-анвар фи хакаик ал-асрар («Сады Светов в истинах Тайн») — см.: M. Fallahzade. Persian Musical Writings. The Study of Persian Musical Literature from 1000 to 1500 AD. Uppsala, 2005. P. 78; А. Джумаев. «Наука о музыке» в энциклопедическом сочинении Фахр ад-Дина Рази Джами ал-улум («Собрание наук») / Вводная статья, перевод с персидского и комментарий Александра Джумаева // Культурные ценности. Международный ежегодник 2000–2001. СПб., 2002. С. 125.

С.Даукеева. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы, 2002.С.66.

Abd al-Qadir Maraghi. Sharh-e Advar. Be ehtemam-e Taki Binesh. Tehran, 1370/1991. S. 90.

Kutb al-Din Shirazi. Durrat al-taj li-gurrat al-dabaj. Ed. Mishkat. Vol. I. Tehran, 1317/1938. S. 150–151.

Abd al-Qadir Maraghi. Jam‘ al-alhan. Be ehtemam-e Taki Binesh. Tehran, 1366/1987.

Abd al-Qadir Maraghi. Sharh-i-Advar. S. 140.

«Множественность абсолютного единства — это множественность, возникающая за счет соотнесенностей (нисаб) или сопряженностей (изафат)» — см.: А.В.Смирнов. Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истины и причинности) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998. С. 80.

Amir-khan. Risalah-i musiqi. Az?rbaycan Milli Akademiyas?n?n ?lyazma Institutu. Б-5006. Л.2а.

Abd al-Qadir Maraghi. Sharh-e Advar. Be ehtemam-e Taki Binesh. Tehran, 1370/1991. S.79.

Музыкальная эстетика Востока. М., 1967. С. 269–270.

Abd al-Qadir ibn Ghaybi Maraghi. Maqasid al-alhan. Tehran, 1344/1966. S. 139.

В Коране передаются слова Бога, обращенные ангелам: «Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму» (К.15:28).

См.: Abd al-Momin Safi ad-Din Jurjani. Behjat ar-ruh. Tehran, 1968. S. 21–23.

См.: Ш. Шукуров. Александр Македонский: метаистория образа // Чужое: опыты преодоления: Очерки из истории культуры Средиземноморья. М., 1999. С. 52.

См.: M.T. Massoudieh. Radif-e avaz-e musiqi-ye sonnati-ye Iran. Be ravayat-e Mahmud Karimi. Теhran, 1379/2000. S. 11–27.

Н.Г.Шахназарова. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М., 1983. С. 32—33; Т.М. Джани-заде Хал-макам как принцип искусства макамат // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. С. 319–320; И.Р.Еолян. Традиционная музыка арабского Востока. М., 1990. С.81.

Х.Х.Тума. Макам как явление. С.49.


загрузка...