Становление и развитие педагогических технологий в системе высшего заочного образования (26.10.2009)

Автор: Садыкова Деляра Михайловна

Садыкова Деляра Михайловна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на общеинститутской кафедре педагогики и психологии

Московского открытого юридического института

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Колесников Леонид Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Шамсутдинова Ирина Георгиевна

доктор педагогических наук, профессор

Беликова Августа Петровна

Ведущая организация: Московский городской педагогический университет

Защита состоится в часов на заседании

диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.А. Плешаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Во второй половине двадцатого столетия человечество столкнулось с общемировой тенденцией дефицита квалифицированных кадров, а также с переходом к информационному обществу. Количество и качество специалистов с высшим образованием оказались недостаточными для работы с современными технологиями, что привело к развитию «неэлитарой», заочной формы высшего образования.

Российская система высшей заочной школы имеет прочные и давние традиции и считается одной из лучших в мире. Открытая первоначально как одна из дополнительных форм образования для гарантии социального равенства прав на образование различных слоев общества, заочная форма обучения в своем развитии приобрела статус равноправной с очной и сформировалась как самостоятельная образовательная система. По мнению авторитетных ученых, заочная форма организации учебного процесса в вузах может стать мощным ресурсом развития системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Это определяет необходимость научного изучения становления и развития педагогических технологий в системе заочного образования.

Между тем сегодня возник и все более осознается ряд противоречий:

- между нарастающими потребностями в специалистах и ограниченными возможностями традиционной очной системы высшего профессионального образования;

- между сложившимися формами и методами заочного обучения и недостаточной разработанностью педагогических технологий высшей заочной школы.

Потребность в преодолении этих противоречий вызвало выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы предпосылки и основные тенденции становления и развития педагогических технологий в системе высшего заочного образования?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – система высшего заочного образования.

Предмет исследования – процесс становления и развития педагогических технологий в системе высшего заочного образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи.

1. Дать оценку современного состояния и тенденций развития педагогических технологий высшего заочного образования.

2. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую базу исследования.

3. Охарактеризовать социально-экономические, организационно-правовые и педагогические условия реализации педагогических технологий высшего заочного образования.

4. Разработать обобщенную модель технологического обеспечения высшего заочного образования в современных условиях.

5. Осуществить анализ педагогических технологий, обеспечивающих интенсификацию учебно-воспитательного процесса, контроль самостоятельной деятельности обучающихся и дистанционное взаимодействие студента и преподавателя.


загрузка...