Аграрная реформа и становление рыночных отношений в сельском хозяйстве Республики Таджикистан (26.10.2009)

Автор: Рахматов Хайдар Бобоевич

??$????????

,• определение основных направлений обеспечения полной продуктивной занятости населения в условиях становления рыночных отношений.

• научное обоснование методики оценки жизненного уровня населения на базе социальных нормативов.

В общем виде цели социальной политики государства большинством исследователей, как правило, определяются следующим образом:

• обеспечение каждому члену общества свободы и права выбора в трудовой, социальной, потребительской и других сферах общества;

• обеспечение права на труд и справедливую оплату по конечным результатам;

• обеспечение социальных гарантий отдельным членам общества, и прежде всего социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам и др.), социальной поддержки и помощи в трудных жизненных ситуациях;

• гарантирование возможности получения социального минимума жизненных средств всем членам общества (при этом для трудоспособных групп населения эта возможность должна проявляться в создании условий для зарабатывания необходимых жизненных средств).

При переходе к рыночным методам управления основные цели социальной политики меняются. Во - первых, в качестве цели социальной политики не может рассматриваться социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг, так как распределение общественного продукта в условиях господства рыночных отношений осуществляется по результатам продажи рабочей силы и на основе других рыночно обусловленных факторов.

Во-вторых, из целей социальной политики должен быть исключен тезис о недопущении безработицы. Рынок труда, как и любой другой рынок, требует определенного избытка товаров (рабочей силы) для поддержания нормального уровня конкуренции. Проблема заключается лишь в том, насколько эффективно будут осуществляться программы сокращения уровня безработицы путем переобучения и переквалификации работников и создания новых рабочих мест.

В-третьих, становится неправомерным в качестве цели социальной политики рассматривать достижение социального (имущественного) равенства всех членов общества. Само существование рыночных отношений основано на признании неравенства членов общества по отношению к средствам производства и, соответственно, к распределяемому общественному продукту. Однако, в качестве целевой установки должно, по нашему мнению, сохраниться равенство социальных возможностей и социальной защищенности всех членов общества.

Говоря об основных составляющих социальной политики надо отметить, что сочетание элементов и использование их государством (или другим субъектом) в большей или меньшей степени определяет модель социальной политики.

Составляющими элементами социальной политики являются:

1. Создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и распоряжении государственных или местных органов управления.

2. Организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной инфраструктуры, находящихся в собственности и (или) распоряжении государственных органов управления.

3. Создание условий, позволяющих каждому гражданину самостоятельно зарабатывать средства для поддержания необходимого уровня жизни.

4. Создание финансовых условий для удовлетворения различных потребностей членов общества.

Анализируя особенности отдельных моделей социальной политики и формирующихся в их рамках социальных отношений важно выяснить, что предопределило преимущественное применение той или иной модели в разных странах.

В зависимости от влияния различных факторов можно выделить два вида социальной политики – «мягкую» и «жесткую»

«Мягкая» социальная политика направлена, прежде всего, на смягчение социальной напряженности, на облегчение положений тех групп, которые образуют «низ» социальной структуры общества. Она сопровождается расширением социальных программ и ростом налогов. Однако, осуществление такой социальной политики сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых, повышение налогов имеет пределы и жесткие ограничения, а во-вторых, перераспределение доходов с помощью налогов и социальных программ часто оказывается неэффективным, так как оказывает незначительное влияние на изменение степени неравенства социального положения отдельных граждан или их групп.

«Жесткая» социальная политика, в которой основная ставка делается на наиболее активных членов общества, допускает формирование и расширенное воспроизводство социального «низа» и соответствующих ему социальных издержек. Такая стратегия реализуется преимущественно с помощью свертывания социальных программ.

Кроме вышеописанного деления социальной политики на «мягкую» и «жесткую» выделяются три типа рыночной социальной политики в зависимости от роли государства в обеспечении минимальных гарантий населению:

• А-«позитивная»- государственное социальное обеспечение как вынужденная политика, постепенное возвращение на новой основе к рыночному механизму распределения благ и услуг (США);

• Б-«социальное обеспечение», то есть государственное обеспечение только национального прожиточного минимума, минимального объема потребляемых благ и услуг, стимулирование частных благотворительных систем (Англия);

• В-«социальное благосостояние» - государственное обеспечение необходимых благ и услуг и гарантирование свободного доступа к ним всех членов общества независимо от их взносов в фонды страхования и платежеспособности (господствующая политическая программа социал - демократов в Швеции).

Автором анализируются особенности социальных отношений, порождаемых проводимой социальной политикой государств с разным типом управления. Важнейшим критерием, позволяющим классифицировать отдельные социальные теории и модели, является степень вмешательства государства в экономические и социальные процессы.

Важнейшая черта советской социальной модели было всесторонняя ответственность государства за социально - экономическое положение своих граждан. Особенностью данной социальной модели явилось также жесткое директивное регулирование производства, обмена и распределения социальных благ и услуг, которые при иных социальных моделях осуществляются на основе прямых отношений между производителями и потребителями.

Государственное вмешательство во все сферы жизни общества при этом противостоит экономической и социальной свободе отдельного индивида. Общество, выбирающее данную социальную модель, должно четко представлять, что забота со стороны государства бесспорно и неотвратимо оплачивается определенной потерей свободы индивида, означает полную его зависимость от государства, формированием иждивенческих настроений, хотя порождает и укрепляет у членов общества чувство социальной защищенности и личной социальной стабильности и лояльность по отношению к государству со стороны широких масс населения, особенно при проведении соответствующей пропагандистской работы.

Рассмотрение социальной модели, реализуемой в условиях административно - командной системы позволяет сделать вывод о том, что на определенном этапе своего развития она стала тормозом в совершенствовании социальных отношений. Относительно терпимая в периоды, когда большинство населения имело невысокий образовательный и имущественный статус, она стала неприемлемой в условиях повышения социально-профессионального уровня значительной части населения и резкой дифференциации материального благосостояния различных категорий граждан. Поэтому, по мере реформирования общественных отношений, особенно в связи с переходом к рыночной экономике, встает задача поиска альтернативных социальных моделей. При этом важное значение приобретает изучение и поиск возможных вариантов использования в условиях нашей страны опыта зарубежных стран по применению различных моделей социальной политики .

Рассматривая возможности и перспективы использования в Республике Таджикистан рыночной социальной модели, следует отметить, что некоторые ее составляющие резко контрастируют с накопленным в нашей стране историческим опытом социальной защиты и массовой социальной поддержки населения через разветвленную сеть бесплатных учреждений социальной сферы и многообразных форм социальных гарантий. Более того, идеологическое обоснование содержания социальной политики у нас строилось на признании примата коллективизма и ответственности общества за благосостояние своих членов. Другими словами, идеи, заключенные в рыночной социальной модели, по существу, антагонистичны идеям и идеалам, реализовывавшимися в рамках патерналистской социальной модели и административного общественно-политического строя.

Для эффективного функционирования рыночной социальной модели необходим поэтапный отход государства от выполнения тех функций, которые могут оптимально реализовываться без его участия на основе создания адекватных условий и рыночных механизмов расширения и развития негосударственного сектора в сфере удовлетворения социальных потребностей населения. Анализ ситуации системы социальной защиты показывает, что ключевыми проблемами сектора являются:

сохранение в социальной политике методологии, методов и подходов, использованных в дорыночный период;

финансовая неустойчивость системы социальной защиты, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения;

снижение доли расходов государственного бюджета, направляемой на оказание социальной помощи; отсутствие прозрачности прохождения финансовых средств системы;

высокие административные издержки на управление системой;

сложность механизма оказания адресной социальной помощи.

отсутствие целенаправленной демографической политики;

недостаточная социально-правовая защищенность отдельных категорий граждан.

ограниченность информационного обеспечения (социальной статистики) системы социальной защиты;

несоответствующая общепринятым стандартам организация жизнеобеспечения инвалидов, престарелых, детей с ограниченным возможностями;


загрузка...