Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии (26.10.2009)

Автор: Погодина Виктория Леонидовна

УДК: 372.016:91

ПОГОДИНА ВИКТОРИЯ ЛЕОНИДОВНА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Специальность 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания (география, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре методики обучения географии и краеведению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Соломин Валерий Павлович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Александрова Наталья Михайловна

член-корреспондент РАО, доктор

географических наук, профессор

Гладкий Юрий Никифорович

доктор педагогических наук, профессор

Кривошапкина Ольга Милентиевна

Ведущая организация: Нижегородский государственный

педагогический университет

Защита состоится «24» декабря г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.199.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, дом 48, корп. 12, ауд. 5).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ имени А.И. Герцена.

Автореферат разослан «____» ___________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент П.В. Станкевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Система высшего образования России в настоящее время переживает период активного реформирования. Это обусловлено как процессом преобразования индустриального общества в постиндустриальное, так и стремлением нашей страны войти в единое образовательное поле Европы. При этом значительно повышается статус образования в обществе, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.

Темпы обновления знаний, техники и технологий определяют постоянные изменения содержания, направленности, характера профессиональной деятельности. Формируются новые требования и к уровню квалификации работников, что обусловливает поиск новых подходов к оценке квалификационных степеней. Это актуализирует компетентностный подход в системе профессионального образования. В нем заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата.

Динамичность процессов в образовательной сфере в наибольшей степени определяет ситуацию в педагогическом образовании, в профессиональной подготовке тех, от кого в ближайшем будущем будет зависеть успешность инноваций в российском образовании. Это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам формирования компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, а также разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения обучаемых на разных образовательных этапах. Под компетенциями понимается интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. В педагогической теории и практике компетентностный подход реализуется в разработке принципов уровневой преемственности профессионального образования высших ступеней. Он учитывается при моделировании образовательных программ и конструировании образовательного процесса подготовки бакалавров и магистров. В соответствии с образовательным уровнем компетенции можно классифицировать как универсальные (общенаучные, системные и инструментальные, социально-личностные и общекультурные компетенции), общепрофессиональные и профильно-специализированные.

Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса.

В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок (походов) с образовательными целями утвердилась давно. Однако до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе. Итак, можно констатировать, что собственно понятие «образовательный туризм» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения классификационной структуры, разработки критериев эффективности использования в педагогической практике.

Образовательный туризм рассматривается нами как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей. Можно выделять туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. В ходе образовательного туризма осуществляется туристская образовательная деятельность, объединяющая в себе как деятельность по организации путешествий с образовательными целями, так и участие обучающихся в подобных турах (поездках, походах).

Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и многим иным. Для ряда образовательных направлений рассматриваемый вид туризма имеет особое значение.

В программах вузовской подготовки студентов в области географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и ряда других образовательный туризм предписан Государственными образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения. Так, в высшем географическом образовании учебные, так называемые полевые, практики проводятся обычно в форме образовательных туристских поездок. Эти практики представляют собой важное звено в организационной структуре обучения бакалавров и магистров образования по направлению - «540100 Естественнонаучное образование» с профильной подготовкой «540103 География». Основная цель полевых работ заключена в приобретении обучающимися умений и навыков исследования с последующим их использованием в процессе преподавания географии в школе. При правильной организации учебных поездок и ответственном отношении к ним студентов данная форма работы обеспечивает будущего учителя необходимыми компетенциями, которые ему будут необходимы в работе со школьниками. Школьный образовательный туризм позволяет учителю географии осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую и др.

Из обширного комплекса проблем, связанных с процессом формирования профессиональной компетентности учителя географии, для данного исследования выделена проблема влияния на этот процесс туристской образовательной деятельности. К основным детерминантам актуальности проблемы следует отнести то, что, несмотря на множество отечественных и зарубежных исследований по проблемам влияния туристской образовательной деятельности на формирование личности, до сих пор отсутствуют теоретические изыскания, позволяющие однозначно определить механизм такого влияния, определить концептуальные подходы критериев, по которым можно судить об успешности становления и развития комплекса различных компетенций.

Анализ специальной научной литературы, программ обучения учителей географии в педагогических вузах, технологий подготовки специалиста в сфере туризма, а также профессиональной деятельности учителей и организаторов детского и молодежного видов туризма, изучение проблемы возможности формирования комплекса различных компетенций средствами образовательного туризма в России и за рубежом позволили выделить ряд объективных противоречий между:

- возрастающими темпами международной образовательной интеграции и пока незначительными результатами включения в нее образовательных структур России;

- принятием компетентностного подхода в качестве основы современного реформирования отечественной образовательной практики и недостаточной степенью научного обеспечения инновационных технологий его реализации в вузовском образовательном процессе;

- оценкой педагогической значимости образовательного туризма, наличием опыта его организации и современным реальным уровнем использования данной педагогической технологии в российских образовательных учреждения разного уровня,


загрузка...