Концепция экономической безопасности развития системы высшего образования России (26.10.2009)

Автор: Малолетко Александр Николаевич

нуждаются и* 669,0 684,5 685,7 716,3 745,1 790,0 837,7 67,8 874,6 917,8 921,5

проживают * 583,9 579,2 589,5 608,2 627,9 652,4 691,3 720,6 732,6 755,2 773,2

* тыс. человек Источник Рособразование., Статистика образования

Использование потенциала в обеспечении экономической безопасности характеризуется результатами. Так, в результате использования потенциала в Российской Федерации реализуется 17,8 тыс. образовательных программ в государственных вузах и 5,7 тыс. образовательных программ в их филиалах, 3,1 тыс. образовательных программ в негосударственных вузах и 2,6 тыс. программ в их филиалах. Общий объем научно-исследовательских работ, проведенных в системе высшего профессионального образования превысил 40 млн руб.

Несмотря на значительный, накопленный системой высшего профессионального образования России потенциал, использование которого направлено на достижение национальных интересов, существуют угрозы достижению этих интересов.

5-ое положение – Состояние экономической безопасности системы высшего профессионального образования характеризуется наличием внешних и внутренних угроз, имеющих различную направленность. Потенциал высшего профессионального образования может быть использован как для обеспечения экономической безопасности, так и быть источником внутренних угроз системе высшего профессионального образования. Потенциал высшего образования может использоваться в теневых и преступных схемах.

Экономическая безопасность системы высшего профессионального образования характеризуется наличием внешних и внутренних угроз.

В работе выделено и показано влияние на развитие системы высшего профессионального образования следующих внешних угроз:

а) деятельность политических, экономических и других иностранных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере образования;

б) стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом образовательном пространстве;

в) обострение международной конкуренции за обладание технологиями;

г) возрастание технологического отрыва ведущих стран мира и усиление их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособной системы российского высшего профессионального образования.

В работе выделены новые вызовы, представляющие собой внешние угрозы развитию системы высшего профессионального образования:

а) проявления финансово-экономического кризиса;

б) замедление в краткосрочной перспективе роста расходов консолидированного бюджета на высшее профессиональное образование;

в) прекращение или снижение в краткосрочной перспективе роста доходов населения и создание принципиально новой ситуации на рынке образовательных услуг;

г) изменение динамики национального рынка рабочей силы, переход от рынка предложения к рынку спроса;

д) изменения в приоритетах расходов бюджета домашних хозяйств.

Анализ состояния экономической безопасности системы высшего профессионального образования позволил сделать вывод о неготовности системы принять новые вызовы.

Исследование состояния экономической безопасности системы высшего профессионального образования и критическое осмысление процессов, происходящих в системе высшего профессионального образования, позволило выдвинуть предположение о наличии внутренних угроз, источником которых является потенциал системы высшего профессионального образования.

Научно-технический потенциал. Как источник угрозы может ошибочно или целенаправленно создавать псевдонаучную или недостоверную, специальным образом созданную и обработанную научно-техническую продукцию. В результате актуализации такой угрозы возникает опасность саморазрушения научно-технического потенциала, его деградация, формирование отрицательного общественного мнения о научной деятельности отдельных институциональных единиц. Экономические последствия на макроуровне проявляются в том, что структура производства образовательной услуги изменяется на сумму псевдопроизведенной продукции, что в дальнейшем приводит к негативным последствиям образования, распределения и использования дохода.

Интеллектуальный потенциал. В вузах, как правило, это лица из числа профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями, аспиранты, а также именные стипендиаты, успешно осваивающие учебную программу студенты, студенческий актив. Как источник угрозы могут выступать в роли формирования отрицательного общественного мнения. Однако, наиболее существенной представляется угроза качеству передачи накопленного знания. Это обстоятельство вызывает противоречие между национальными интересами в повышении качества образования и угрозой дальнейшего его снижения.

Информационный потенциал. В качестве источника угрозы может выступать в роли каналов утечки информации. В результате определенных технических действий может создавать помехи в своевременности и достоверности передаваемой информации, циркулирующей как в вузе, так и в системе высшего образования в целом. Кроме того, здесь возникают противоречия между национальными интересами сохранения конкурентоспособных технологий и угрозой их несанкционированной передачи за рубеж.

Кадровый потенциал. Как правило, к нему относят наиболее перспективных работников среднего звена (деканы, заведующие кафедрами, руководители управлений и отделов), в будущем готовых войти в состав высшего руководящего звена (ректората). Именно это звено имеет наибольшие возможности по получению, обработке, анализу и предоставлению информации. Используя эти возможности, кадровый потенциал способен подавать неполную, искаженную, удобную для себя информацию. Это обстоятельство порождает противоречия между национальными интересами в своевременной реакции на отклонения, выявленные в результате мониторинга и угрозами искажения реальной картины, складывающейся в системе высшего профессионального образования России.

Организационный потенциал. Вузы, обладая самостоятельностью в формировании своей структуры, часто злоупотребляют этим правом. Под определенных лиц создаются кафедры, отделы, аппараты советников и т.д. Однако, лица, под которых введены должности, могут вступать в отношения, выходящие за рамки служебных, а также оставаться в зависимости от третьих лиц, что может быть не всегда положительным. Здесь возникают противоречия между национальными интересами в создании эффективной структуры системы высшего профессионального образования и угрозой ее разрушения.

Ресурсный потенциал. Здесь создаются угрозы, актуализация которых наносит значительный материальный ущерб системе высшего профессионального образования. Материальные запасы со временем изменяют качественное состояние (устаревают, исчерпываются сроки реализации, изнашиваются и т.п.) и это изменение может представлять реальную опасность жизни и здоровью людей. Материальные запасы изменяются и количественно, их несанкционированный расход образует потери и недостачи (выявленные в 2008 году недостачи в вузах составили более 1,8 млн руб.), восполнение которых требует перенаправления потоков. Опасность (промышленную, пожарную, радиационную, дорожного движения и т.п.) создают технические средства. Нарушение правил безопасной эксплуатации технических средств часто приводит к нанесению материального ущерба системе высшего образования. Наиболее значительный ущерб наносится в сфере финансового обеспечения системы высшего профессионального образования. Здесь реализуются преступные и теневые схемы.

Анализ работ различных исследователей в области теневой экономики выявил применение к этому явлению в зависимости от вложенного содержания таких терминов, как «неформальная», «подпольная», «теневая», «черная» экономика и др. Росстат употребляет термин «неформальная деятельность», что в общем то, не противоречит пониманию экономики как хозяйственной деятельности.

Теневой потенциал высшего образования может быть типологизирован по следующим критериям: по субъектам, по объектам, по самостоятельности (таблица 12).

Таблица 12

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ТЕНЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Второй Серый Черный

Субъекты руководители институциональных единиц ВПО лица, уклоняющиеся от официального учета оказываемых услуг лица, совершающие незаконные деяния

Объекты перераспределение доходов без оказания услуг оказание услуг оказание незаконных услуг

Самостоятельность Неотрывен от функционирования системы ВПО относительно самостоятелен автономен от системы ВПО

«Второй» теневой потенциал не используется в производстве образовательной услуги, а получаемые от него выгоды являются результатом потерь других людей. Второй теневой потенциал проявляется во многих сферах функционирования системы ВПО, например, в деятельности руководителей институциональных единиц по предоставлению каких-либо преимуществ участникам конкурсов и аукционов на закупку товаров, работ и услуг. Взамен оказанных услуг производятся так называемые «откаты».

«Серый» теневой потенциал создается и используется в разрешенной законом, но незарегистрированной деятельности. Примерами такой деятельности могут быть: предоставление вузами помещений в аренду по договорам «скрытой» аренды; по незарегистрированным, в установленном порядке договорам; скрытое осуществление перевозок людей и грузов на транспорте образовательных учреждений; осуществление ремонта техники и оборудования не находящейся на балансе вузов с использованием материально-технической базы и ресурсов вузов; скрытое предоставление услуг связи и подключения к сети интернет внешних абонентов и др. В отличие от второго, серый потенциал относительно самостоятелен. Здесь проявляется или уклонение лиц от официального учета, вызванного нежеланием нести какие-либо расходы, либо использование в личных целях слабых сторон системы внутреннего контроля вуза.

«Черный» теневой потенциал создается и используется в запрещенной законом экономической деятельности. Он проявляется не только в насильственном перераспределении дохода (вымогательство в процессе текущей и итоговой аттестации студентов и др.), но и при производстве запрещенных услуг, например, производство и хранение в помещениях образовательных учреждений запрещенных к обороту товаров, производство без соответствующей лицензии с использованием материально-технической базы вуза (в свободных помещениях, лабораториях, подвалах, ангарах, складах и т.п. ) некоторых видов продукции. Черный потенциал автономен.

Между «вторым», «серым» и «черным» теневыми потенциалами нет четкой грани. Субъекты теневого потенциала тесно связаны между собой, что и объединяет их.

Развитие теневого потенциала ВПО связано с реакцией отдельных работников на ограничения, введенные законодательством, нормативными правовыми актами, локальными актами управления, сложившимися традициями делового оборота. Ряд ограничений, например, в части забюрократизированных процедур вызывают реакцию самостоятельного проведения тех или иных операций.

Развитие теневого потенциала ВПО связано и с природой рыночных отношений, в основе которых лежит получение прибыли. Поэтому, желание отдельных лиц или группы лиц получить доход, в том числе и неформальным путем, начинает превалировать над общественными интересами.


загрузка...