Концепция экономической безопасности развития системы высшего образования России (26.10.2009)

Автор: Малолетко Александр Николаевич

Малолетко Александр Николаевич

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством (экономическая безопасность)

Диссертация на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Работа выполнена на кафедре «Экономика и предпринимательство»

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Сенчагов Вячеслав Константинович

доктор экономических наук, профессор Эриашвили Нодари Дарчоевич

доктор экономических наук, профессор Корсак Александр Григорьевич

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»

Защита состоится 25 декабря 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.05 при ФГОУ ВПО «Московский университет МВД России» по адресу: ул. Академика Волгина, 12, Москва, 117997

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Московский университет МВД России».

Автореферат разослан - «____» _____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

к.э.н., доцент М.В. Карасева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года строится на принципах преемственности государственной политики в сфере безопасности и опирается на систему национальных приоритетов России. Стратегия нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Глубокие и широкомасштабные трансформации в Российской Федерации, вызванные как научно-техническим прогрессом, так и системными и структурными преобразованиями, осуществляемыми в последние десятилетия в процессе формирования рыночной экономики, обусловливают необходимость обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития как всей системы управления национальной экономикой в целом, так и отдельными отраслями и организациями.

Современные подходы к изучению сущности организационных систем и управлению ими дают возможность выдвинуть и обосновать создание механизма обеспечения экономической безопасности на основе более полного использования потенциала системы высшего образования, так как системе образования свойственно стремление к самосохранению и развитию, направленное на поддержание устойчивости за счет выбора эффективных управленческих воздействий, обусловленных внутренним строением системы. Экономическая безопасность в инновационной экономике может быть достигнута путем разработки соответствующей стратегии, предполагающей выбор оптимальных целей и средств к достижению.

Следовательно, возникает необходимость в разработке общей концепции обеспечения экономической безопасности инновационной экономики на основе максимального использования потенциала системы высшего образования с учетом характерных для него специфических особенностей.

Степень научной разработанности проблемы. Отечественный и мировой опыт в области обеспечения экономической безопасности в течение длительного времени является объектом внимания со стороны ученых, специалистов и хозяйственных руководителей. Об этом свидетельствуют достаточно многочисленные публикации и большая совокупность нормативных правовых актов, в той или иной степени исследующих и регламентирующих в том числе и многочисленные вопросы функционирования и развития системы высшего образования, определения его места и роли в обеспечении экономической и национальной безопасности.

В российской науке разработана развитая система представлений и принципов, лежащих в основе концепции модернизации образования (Л.П. Буева, А.П. Владиславлев, И.А. Дайниченко, А.В. Даринский, В.С. Леднев, Г.Д. Сорокоумова, Л.Л. Уткин и др.), существуют теоретические модели функционирования этой системы (В.С. Гершунский, Г.Л. Зинченко, В.Г. Онушкин, О.С. Разумовский, В.Н. Гурченко, Г.А. Ягодин и др.), разработаны модели управления образовательными системами (В.Я. Кикоть, Т.И. Шамова и др.), экономические проблемы в образовании получили отражение в трудах В.И. Ерошина, В.В.Левшиной.

Существенный вклад в решение проблем, связанных с повышением устойчивости экономических объектов внесли работы С.И. Абрамова, В.В. Бузырева, Н.Г. Верстина, П.Г. Грабовой, Х.М. Гумбы, А.А. Гусакова, А.В. Карасева, М.И. Каменецкого, Н.Ф. Костецкого, И.Г. Лукьянова, Ю.П. Панибратова, Е.П. Панкратова, Б.В. Прыкина, В.Д. Шапиро, Н.А. Фалькевича, Н.Ю. Яськова и др.

Разработкой спектра проблем теории экономической безопасности в разное время также занимались: Е. Альтман, М. Бромвич, Д. Вильямс, М. Гордон, Р. Льюис, М. Нэш, Г. Райффа, М. Рубинштейн, Л. Сэвидж, В. Хорн и др. Среди отечественных исследователей в первую очередь выделяются работы Л.П. Абалкина, Ю.И Аболенцева, И.Я. Богданова, Г.С. Вечканова, А.Е. Воробьева, С.Ю. Глазьева, А.Н. Илларионова, А.В. Колосова, П.Р. Лисова, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, В.И. Ярочкина и др.

Вопросы криминализации экономической деятельности и теневой экономики освещены в работах В.Р. Беленького, В.Ф. Гапоненко, Г.М. Казиахмедова, В.В. Мак-Мака, Н.Д. Эриашвили, Е.Г. Яковенко и др.

В то же время, несмотря на значительное число научных публикаций многие теоретические и методологические аспекты создания механизма обеспечения экономической безопасности, в основе которого лежит потенциал системы высшего образования, требуют дальнейшего исследования. Решение этих проблем имеет важное значение, как с позиций современности, так и с позиции будущего. Необходимость исследований в этом направлении предопределила выбор цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретико-методологическое обоснование основополагающих положений и организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности развития системы высшего профессионального образования на основе рационального использования имеющихся в наличии сил и средств.

Необходимость достижения цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Сформулировать национальные экономические интересы страны в развитии высшего профессионального образования посредством:

раскрытия содержания высшего профессионального образования как вида экономической деятельности;

анализа основных макроэкономических показателей развития системы высшего профессионального образования

обоснования места и роли высшего профессионального образования в национальной экономике;

2. Провести типологизацию экономической безопасности, выделив важнейшие классификационные признаки экономической безопасности высшего профессионального образования как подсистемы экономической безопасности страны путем:

раскрытия сущности и составных элементов экономической безопасности государства;

выявления функциональных подсистем экономической безопасности системы высшего профессионального образования;

обоснования роли потенциала как инструмента обеспечения экономической безопасности.


загрузка...