Управление системой открытого и регионального образования: социально-технологический подход (26.10.2009)

Автор: Лупанов Владимир Николаевич

Анализ материалов социологических исследований, проводимых

в российском обществе социологическими центрами (РОМИР, ВЦИОМ,

ЦИРКОН и др.).

Анализ документов, связанных с проведением эксперимента по внедрению региональной целевой программы «Информатизация Ленинградской области на 2002-2006 гг.» и «Ведомственной целевой программы «Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы».

Этапы подготовки и проведения эксперимента приведены по этапам.

Первый этап региональной программы – 2002 -2003 гг.

? Количественный и качественный анализ итогов о деятельности «Центров информационных технологий» в МОУ ДОД «ЦИТ» в регионе и Аналитическая справка о деятельности муниципальных систем образования в решении задач информатизации;

? анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих управленческую деятельность образовательных учреждений, центров информационных технологий и Областного центра информационных технологий;

? мониторинг информатизации системы образования региона (числовые показатели);

Второй этап региональной программы – 2003-2005 гг. – анализ регионального Проекта ЛОКОС – Ленинградская областная корпоративная образовательная сеть и ЛОИРО – деятельность Ленинградского областного института развития образования. Анализ проблемы «Ликвидация информационного неравенства через разработку сетевых информационных образовательных ресурсов».

Третий этап региональной программы – 2005-2006 гг. – анализ использования информационных технологий в образовательном процессе, а также основных видов ресурсов информатизации образования: аппаратные средства, телекоммуникационная инфраструктура, новые формы и технологии обучения. Социологический анализ включал в себя:

? анализ опытно-экспериментальной работы по обеспечению средствами информатизации административно-управленческого аппарата;

? анализ баз данных образовательных учреждений, использующих образовательные технологии в управлении учебным процессом, а также программные комплексы;

? анализ системы и структуры управления сетевыми технологиями обучения в регионе;

? мониторинг качества системы образования;

? анализ и статистика сайтов ОУ, регионального образовательного портала и телекоммуникационных технологий в обучении и управлении образованием;

? анализ подготовки и переподготовки руководителей ОУ в сфере новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Четвертый этап – «Ведомственная целевая программа «Организация дистанционного обучения в системе общего образования Ленинградской области на 2007-2009 годы».

Значительное внимание в сборе материалов отводилось участию в международных конгрессах и конференциях, включая материалы российских научных межвузовских и методических конференций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации сетевой модели управления системой открытого и регионального образования.

Основные результаты, определяющие научную новизну диссертационного исследования, заключаются в следующем:

1. Исследованы теоретико-методологические основы социологического анализа управления в условиях информационного развития сетевого сообщества:

а) разработан научно-понятийный аппарат теории сетевой модели управления, связанный с социологическим анализом понятий: социальные сети, сетевые взаимодействия, сетевые технологии, сетевое моделирование и программирование, социальные сообщества, социальный капитал и др.;

б) разработана сетевая модель управления системой образования;

в) обоснованы сетевой анализ и измерения в сетевых взаимодействиях;

г) исследованы сетевые социальные сообщества как открытые формы управления.

2. Разработана концепция социально-технологического подхода в управлении образованием на основе социологического анализа теорий и концепций управления XIX – XX вв.

3. Разработаны социально-технологические основы управления системой образования на основе компьютеризации, информатизации, коммуникации и развития единой информационно-образовательной среды.

4. Разработана структура, выявлены функции и обоснован механизм управления системой открытого образования на основе сетевого подхода, а также раскрыты сетевые технологии в управлении информационно-образовательными ресурсами и качеством открытого образования.

5. Разработана и апробирована сетевая модель в управлении системой регионального образования на примере Ленинградской области.

6. Разработан механизм управления сетевыми взаимодействиями университетов на основе интеграции в общеевропейское сообщество, и раскрыта модель сетевого взаимодействия с региональными сообществами на основе сотрудничества, взаимопомощи и социального партнерства.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования. Достоверность научных результатов, прикладных разработок и рекомендаций основана на экспериментальной базе, которая позволяет выдвигать новые методологические подходы к моделированию и программированию сетевых моделей управления на основе исходного материала в виде теоретического подхода. Надежность диссертационного исследования основывается на эксперименте как модели планирования, организации и контроля, связанного с практикой управленческой деятельности в системе открытого и регионального образования.

Достоверность основана и подтверждена также на основе эмпирических методов социологического и статистического анализа, современного анализа социальных сетей и сетевых измерений, а также их апробации в управлении системой образования.

Научные выводы и практические результаты исследований на уровне региона основаны на использовании справочных и обзорных документов как отечественных, так и зарубежных исследований, а также программных документах, нормативных актах и решениях федеральных, региональных, муниципальных органов управления и органов местного самоуправления Ленинградской области по развитию сетевой модели управления системой образования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. В диссертационном исследовании впервые представлена теория сетевой модели управления системой открытого и регионального образования, которая базируется на социально-технологическом подходе к управлению и включает в себя:

сетевую модель управления на основе социологического анализа социальных сетей и сетевых измерений в управлении системой образования;

сетевое моделирование и программирование в социальных структурах;

анализ сетевого взаимодействия университетов – участников Болонского процесса как основы управления интеграцией в рамках общеевропейского сообщества;

автоматизированные системы управления (АСУ) и рабочие места (АРМ) для эффективного управлении системой регионального образования;

социальные технологии в управлении системой открытого и регионального образования на основе дистанционного и сетевого обучения;


загрузка...