Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы (26.10.2009)

Автор: Ларионова Ирина Анатольевна

ЛАРИОНОВА Ирина Анатольевна

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики

Института социального образования

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Данилюк Александр Ярославович

доктор педагогических наук, профессор

Мардахаев Лев Владимирович

доктор педагогических наук, доцент

Кремнева Татьяна Леонидовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный

педагогический университет»

Защита состоится «___» _________ 2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 127051, Москва, Сухаревский переулок, д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «______» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В. А. Плешаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных сложных социально-культурных и экономических условиях развития России, когда наступает резкий спад производства, сокращается количество предприятий, неуклонно растет число безработных, а в связи с этим претерпевают постоянные изменения условия жизни людей различных профессий, рынок и оплата труда, когда неутешительной остается и демографическая ситуация страны, а также в свете требований национальной доктрины образования и концепции модернизации Российского образования, проблемы конкурентоспособности специалистов становятся наиболее актуальными.

В связи со сложившейся ситуацией в настоящее время требуется все большее количество квалифицированных работников, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, отличающихся высокой работоспособностью и стремящихся к самореализации. Следовательно, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным, достичь высокой степени самореализации, следует обладать такой качественной характеристикой личности, как профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умений, эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой.

Качество профессиональной мобильности очень важно развивать и у специалистов социальной сферы, а в частности у социальных педагогов и специалистов социальной работы, так как функциональные обязанности их во многом дополняют друг друга, сферы деятельности – пересекаются, а задачи – совпадают.

Проанализировав стандарты высшего профессионального образования, классификатор специальностей и обобщив интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятельности социальных педагогов и специалистов социальной работы согласно структуре деятельности (цель, объект, сфера, предмет, виды деятельности, профессиональные функции и др.), можно сделать вывод о том, что данные направления социальной сферы можно рассматривать как взаимодополняющие и взаимообусловливающие друг друга.

Ведущая роль в процессе развития мобильности, обеспечивающей выпускнику вуза в будущем конкурентоспособность на рынке труда, принадлежит системе профессиональной подготовки.

В связи с этим все более возрастают требования к высшей школе. Отечественная система высшего образования постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, а в частности, технологий и методов профессиональной подготовки студентов.

Сегодня интеграция становится ведущим принципом развития современных образовательных систем. Интеграция обычно проявляется как способ и процесс создания многомерной картины мира, объединяющий различные формы отражения действительности. Интеграция как процесс и результат формирует целостность как единое качество на основе многих других качеств. Как принцип осуществления образовательного процесса, интеграция основана на взаимном дополнении разных форм познания действительности и познания себя в этой действительности. Интеграция, в этом смысле, рассматривается как средство универсального образования человека.

Направленный на решение данной проблемы анализ научной литературы проведен на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях. При этом изучались и анализировались: проблема синтеза знаний (М.Н. Берулава, Г.В. Гивишвили, Г.Г. Гранатов, Е.Н. Князева, А.Р. Позднер, С.А. Старченко и др.); сущность интеграции (В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, В.В. Краевский, В.Т. Фоменко, В.И. Шярнас и др.); педагогическое моделирование (В.И. Гревцова, Э.Г. Малиночка, Ю.С. Тюнников и др.); межпредметные связи (М.Р. Абдулгалимов, А.В. Заводной, В.С. Леднев, П.С. Лернер, Ю.С. Тюнников, В.Т. Фоменко, М.Г. Чепиков и др.).

В основу анализа деятельности специалистов социальной сферы и системы профессиональной подготовки будущих социальных педагогов и специалистов социальной работы положены исследования: по социальной работе Ю.А. Блинкова, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, И.А. Зимней, И.М. Лаврененко, А.В. Мартыненко, В.А. Никитина, П.Д. Павленка, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой; по социальной педагогике И. Н. Андреевой, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой, И.А. Мавриной, С.А. Маврина, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, Р.В. Овчаровой, Л.Я. Олефиренко, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой.

На основании теоретического анализа проблемы исследования и ее актуальности нами выявлены противоречия на следующих уровнях:

социально-педагогическом – между возрастающими в современных сложных экономических и социально-культурных условиях жизнедеятельности человека требованиями к личности специалиста социальной сферы и несоответствием этим требованиям его профессиональной подготовки;

научно-педагогическом – между необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, обеспечивающей им конкурентоспособность на рынке труда, и недостаточностью теоретико-методологических оснований реализации этого процесса;


загрузка...