Методология мониторинга развития лесного хозяйства и лесопользования  на интенсивно-осваиваемых территориях (на примере ХМАО-Югры) (26.10.2009)

Автор: Крупинин Николай Яковлевич

Теоретические положения и концепция мониторинга развития лесного хозяйства на интенсивно осваиваемых территориях докладывались и получили одобрение на научно-технических конференциях Уральского государственного горного университета (1996-2006 гг.), Уральского государственного лесотехнического университета (1991-2008 гг.); на международной научно-практической конференции по программе «Инкокоперникус» (ФРГ, Дрезден, 2000 г.) с докладом «Мониторинг устойчивого развития лесного хозяйства в зоне интенсивного недропользования»; на международной конференции ИЮФРО (секция №4, МГУЛ, 1993 г.), с докладом «Использование природных ресурсов на интенсивно осваиваемых территориях Среднего Приобья»; на секции «Межотраслевых эколого-экономических системных исследований РАЕН (2000-2005 гг.); на международной научно-практической конференции «Пути и средства достижения сбалансированного эколого-экономического развития в нефтяных регионах Западной Сибири» (Нижневартовск, 2001).

Автором исследования реализована значительная часть полученных результатов в ходе многолетней проработки отдельных направлений данной научной работы.

В частности, разработанные автором принципы и функции экологической, социальной и экономической подсистем мониторинга развития лесного хозяйства многолесного региона вошли в отчет по международному гранту «Инкокоперникус» (2000-2001 гг.); концепция мониторинга устойчивого развития лесного хозяйства на интенсивно осваиваемых территориях принята экспертной комиссией ФАО ООН (2001 г.) при составлении ежегодного национального доклада по социально-экономической оценке развития лесного хозяйства РФ.

Отдельные положения и фрагменты исследования нашли практическое применение в работе Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры, Департамента лесного комплекса УрФО. Автор диссертации также принимал участие в разработке «Федеральной программы по устойчивому управлению лесами РФ» (ЕЗМ № 1.1.00 – региональный аспект).

Публикации. Основные теоретические, методологические и прикладные результаты диссертационного исследования опубликованы в 4-х монографиях и 30 научных статьях. Объем принадлежащих лично автору опубликованных материалов составляет 60.8 п.л.

Объем и структура диссертации. Общий объем диссертации равен 312 стр. и включает: введение, 5 глав, заключение, список использованной литературы и приложение. Диссертация иллюстрирована 25 рисунками и 53 таблицами.

Во введении приведены актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи работы, научная новизна и практическая значимость.

Глава 1. Теоретические аспекты устойчивого развития социально-экономических систем и роль мониторинга развития лесного хозяйства при интенсивном природопользовании.

Глава 2. Методология мониторинга развития лесного хозяйства и лесопользования на интенсивно-осваиваемых территориях.

Глава 3. Экономическая оценка лесных ресурсов для формирования системы мониторинга ХМАО-Югры.

Глава 4. Стратегия развития лесного комплекса ХМАО-Югры.

Глава 5. Использование результатов мониторинга развития лесного хозяйства и лесопользования для выбора основных направлений программ социально-экономического развития ХМАО-Югры.

Заключение. Выводы и рекомендации производству.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

2.1. Концепция мониторинга развития лесного хозяйства и лесопользования на интенсивно осваиваемых территориях (на примере ХМАО-Югры).

Государственная политика РФ по многим своим показателям базируется на использовании уникального природного комплекса страны. В общемировом природно-сырьевом потенциале энергетического и минерального сырья, в первую очередь по разведанным запасам нефти, газа и угля, доля России составляет 13-36% от мировых запасов.

Леса и лесное хозяйство, поставляющие возобновимое древесное и недревесное сырье, оказывающие защитные и рекреационные услуги, представляют собой экосистему и хозяйствующий субъект, от устойчивого развития которых зависит социально-экономическое благополучие людей любого региона.

В этой связи многократно возрастает необходимость осуществления мониторинга социально-экономических параметров развития лесного хозяйства и лесопользования, целью которого является своевременное, регулярное получение информации об эффективности ведения лесного хозяйства в регионах РФ, уровне лесопользования, глубине переработки древесины, занятости населения и других показателях (индикаторах).

Основные задачи мониторинга, вытекающие из сформулированной цели, представлены на рис.1.

Существующая система ведения лесного хозяйства опирается на разделение функций управления лесами, их использования и воспроизводства. Низовое звено управления лесным хозяйством – лесничество, выполняет функции

Рис. 1. - Концептуальная модель мониторинга развития

лесного хозяйства и лесопользования в регионе

владельца лесного фонда и контроля над результатами промышленной и лесохозяйственной деятельности. Являясь первичным органом государственного управления, лесничество призвано обеспечивать такие условия для всех участников лесных отношений, которые ведут к росту доходности лесного хозяйства при одновременном соблюдении принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия экосистем в лесах РФ. Лесничества должны организовать такое ведение лесного хозяйства, при котором разнообразные компоненты лесных биогеоценозов не противопоставляют друг другу. Для этого необходимо учитывать возможность взаимозаменяемости одних ресурсов леса другими, а также возможность использования различных компонентов и функций лесных ресурсов одновременно или в различные временные интервалы на одном и том же участке лесного фонда.

Окончательно решенная в новом Лесном кодексе проблема разделения функций управления лесами хозяйственного использования и воспроизводства лесов, способствует более четкому выстраиванию структурных элементов лесного сектора экономики в субъектах РФ.

Лесничества и лесопарки становятся территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (статья 23 ЛК).

В XXI веке общество хорошо понимает необходимость оптимального управления природными ресурсами в регионах значительного антропогенного воздействия. В связи с этим широко используется термин эколого-экономическая система (ЭЭС); который формализует задачу управления совокупностью компонентов природы и хозяйственной деятельности и позволяет описать множество противоречий между этими компонентами. Эффективность системы мониторинга зависит от правильности управленческих решений по определению приоритетов, распределению и использованию ресурсов. Также важно иметь набор эффективных индикаторов состояния как отдельных элементов окружающей среды (воздух, вода, почва, флора/фауна и др.), так и всей системы в целом. Такие индикаторы позволяют оценивать состояние экологического баланса территории и тем самым упрощать задачу управления расположенными на ней экосистемами.

Организационно-экономический механизм мониторинга ЭЭС, необходимый для реализации целей устойчивого развития интенсивно осваиваемых территорий, представлен на рис. 2.

Рис.2 - Структурная схема мониторинга развития лесного хозяйства

и лесопользования интенсивно осваиваемых регионов

В то же время для объективного мониторинга необходимо иметь:

- систему информационного обеспечения мониторинга на региональном уровне и в отраслевом разрезе;

- экономические нормативы, показатели, а также критерии и индикаторы экологического и социального состояния региона;

- системные исследования по проблемам оценки современного уровня социально-экономического развития лесного хозяйства, лесопромышленных и других отраслей региона в целом;

- механизм постоянно действующего мониторинга рыночной среды на региональном и национальном уровнях.

Администрация региона, принимая решение о создании службы мониторинга развития лесного хозяйства многолесной зоны на территории интенсивного освоения природных ресурсов, соответственно возможностям регионального бюджета, определяет штатную численность этой службы и утверждает смету расходов на ее функционирование. Источником финансирования этих расходов могут служить региональные налоги и сборы, поступающие от предпринимателей, эксплуатирующих местные природные ресурсы.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (ХМАО-Югра) занимает значительную территорию Западно-Сибирской равнины. Его площадь составляет 534,8 тыс. км2. По состоянию на 2008 г. численность населения составляет 1,4 млн. чел. Масштабы и темпы освоения территории округа впечатляют. Так, за последние 35 лет здесь построено 10 современных городов и десятки поселков городского типа, проложено более 1000 км железных дорог и около 6000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, протянуты многие тысячи км газопроводов, нефтепроводов и ЛЭП, приведено в действие свыше 60 тыс. скважин.

Природно-ресурсный потенциал ХМАО-Югры делает его стратегическим регионом, т.к. он является крупнейшим нефтегазодобывающим регионом Российской Федерации. Территория округа является самым заболоченным регионом земного шара. Здесь выделяются зона крупнобугристых олигомезотрофных болот, включающая север округа, и зона выпуклых олиготрофных (сфагновых) болот. Общая площадь промышленной торфяной залежи составляет 6,2 млн. га. Лесные ресурсы и лесное хозяйство в составе природно-ресурсного потенциала ХМАО-Югры занимают значительную долю. Земли лесного фонда, покрытые лесом, составляют 27,4 млн. га. Общая площадь хвойных лесов – 22,7 млн. га, лиственных – 4,9 млн. га. В силу особенностей территориального расположения экосистемы Среднего Приобья характеризуются слабой устойчивостью к внешним воздействиям и низкой способностью к самовосстановлению, что определяется скоростью протекания важнейших химических и биологических превращений, а также интенсивностью выноса продуктов процесса техногенеза за пределы региона на фоне высокой проницаемости почвенных пород.

Вместе с тем, экономическое планирование, ориентированное на извлечение максимальной выгоды и экологическая политика, направленная на устранение внешних проявлений хозяйственной деятельности являются предпосылкой к обострению неблагоприятной экологической ситуации в регионе. Разработка наземных ресурсов и недр осуществляются в режиме достижения интересов преимущественно нефтегазодобывающих компаний и обслуживающей их инфраструктуры. Особенностью технологического процесса нефтегазодобывающей отрасли является рассредоточенность ее промышленных объектов на больших территориях. При обустройстве нефтяных месторождений, строительных, геологоразведочных и других работах в автономном округе ежегодно в среднем повреждаются 30 тыс. га лесных земель, за 20 лет площадь оленьих пастбищ сократилась более чем на 1 млн. га. В связи с высокими темпами освоения нефтегазоносных территорий, масштабы и темпы отторжения лесоземельных ресурсов округа оказались беспрецедентными.

В настоящее время от 1 до 16,5% углеводородов поступает в окружающую среду в процессе добычи, переработки и транспортировки, из которых 65% загрязнений выбрасывается в атмосферу, 20% – поступают в водные бассейны и 15% – в почву. В то же время, загрязнение нефтью, минерализованными водами и химическими реагентами наблюдается на 40-45% нарушенных земель региона. В условиях ХМАО-Югры сложилась тенденция к добыче основного ресурса нефтяных месторождений – нефти. Сопутствующие компоненты месторождений, содержащиеся в промышленных масштабах, оказываются излишними по отношению к потребностям народного хозяйства. Наиболее крупными невостребованными компонентами при этом являются попутный газ и, территориально совмещенные с нефтегазовыми месторождениями, торфяные залежи. Такая практика планирования связана с отраслевой принадлежностью предприятий, которые не заинтересованы в добыче и переработке непрофильной продукции.

Главная цель мониторинга развития лесного хозяйства ХМАО-Югры состоит в том, чтобы на основе анализа информации о социально-экономической и экологической ситуации в отраслях лесного сектора экономики, администрация данного субъекта РФ имела возможность эффективно управлять процессами развития лесного хозяйства и лесопромышленного производства. На основе такой информации появляется возможность разработки научно-обоснованных региональных проектов и целевых программ устойчивого развития всех отраслей лесного сектора и обеспечивающей производственно-хозяйственную деятельность инфраструктуры.


загрузка...