Совершенствование системы индикативного и внутрихозяйственного планирования в сельском хозяйстве (26.10.2009)

Автор: Комов Виктор Григорьевич

В Курской области в 2006 году осуществлялась реализация 29 областных целевых программ, в 2008 году областным бюджетом финансировалось уже 41 программа, треть из которых относилась к аграрному сектору. Совершенно нет логики в том, что наряду с принятием областной целевой программы «Государственная поддержка животноводства Курской области на 2005-2010 годы» разработаны и приняты дублирующие областные целевые программы: «Совершенствование симментальского скота в Курской области», рассчитанная на 2001-2010 годы, «Создание регионального типа мясных овец для условий ЦЧР России на 2001-2010 годы», «Развитие государственной ветеринарной службы Курской области в 2009-2011 годах», «Профилактика и оздоровление хозяйств от лейкоза крупного рогатого скота в Курской области на 2004-2010 годы», «Охрана территории Курской области от карантинных объектов и других особо опасных организмов животных и птиц на 2005-2010 годы», «Проведение противоэпизоотических и противопаразитарных мероприятий на территории Курской области в 2006-2011 годах» и др.

Одновременно реализуется областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2008-2012 годы», в которой все эти частные вопросы и должны были найти отражение, причём в тесной увязке друг с другом, а не разобщённо.

Положение усугубляется тем, что средств областного бюджета не хватает на финансирование возрастающего количества программ, и некоторые из них оказываются без ресурсного обеспечения, вследствие чего они не могут быть реализованы. В частности, в законе Курской области «Об областном бюджете на 2008 год» не предусмотрено финансирование программ «Совершенствование симментальского скота в Курской области» (2001-2010 годы), «Государственная поддержка животноводства Курской области на 2005-2010 годы», «Государственная поддержка сельскохозяйственной авиации Курской области на 2006-2011 го-ды» и др.

К сожалению, для большинства региональных программ характерно не только отсутствие ресурсного обеспечения, но и чёткости конечных результатов, системы контроля за их осуществлением.

Вследствие этого они часто не выполняются. Например, в результате реализации Программы занятости населения Курской области на 2004-2006 годы среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, сократилась с 48,9 тыс. человек в 2004 г. до 35,5 тыс. человек в 2006 г., то есть на 27,5%. Никто никакой ответственности за срыв этой программы не понёс, так как при её утверждении она не была персонифицирована.

Тем временем в 2007 году была принята новая областная целевая программа «Содействие занятости населения Курской области на 2008-2010 годы», на осуществление которой из областного бюджета выделено 34,6 млн. руб. Однако в 2009 г. финансирование этой программы не предусмотрено, хотя её актуальность в условиях мирового финансового кризиса более чем очевидна.

Такая нестабильность функционирования программ не способствует успешной их реализации. Положение усугубляется сложностью контроля за их осуществлением, так как их очень много, и у каждой свой срок завершения. Это позволяет чиновникам уйти от ответственности за провалы в работе, так как, не обеспечив выполнение завершающейся программы, они могут оправдаться тем, что создали хороший задел под те, срок реализации которых ещё не наступил. Это может продолжаться бесконечно, потому что в регионе ежегодно принимается не менее 3-4 новых программ, зачастую необоснованно отделённых одна от другой.

Вполне очевидно, например, что социальное развитие села не может осуществляться эффективно без укрепления и развития сельскохозяй-ственного производства, равно как и наоборот. Однако, вопреки логике, в Курской области реализуются отдельные областные целевые программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» и «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы».

Ни в одной отрасли национальной экономики нет такого количества целевых программ, тем не менее они функционируют более успешно.

Аграрный сектор и вся национальна экономика нуждаются в единой комплексной программе социально-экономического развития, сроки осуществления которой должны совпадать со сроками полномочий выборных органов власти. Это позволит установить простой и действенный контроль за работой чиновников всех уровней при активном учас-тии населения.

6. В планировании развития сельского хозяйства необходимо использовать розничную торговлю, в первую очередь федеральные и региональные торговые сети, заинтересовав их в продаже отечественного продовольствия.

В настоящее время сложилась ситуация, не способствующая продвижению отечественного продовольствия в розничную торговлю. Это обусловлено, в первую очередь, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции, что связано с неодинаковым уровнем субсидирования аграрного сектора в России и за рубежом, а также отсутствием у торговых предприятий заинтересованности в её продаже. Им выгодно работать с оптовыми структурами, предлагающими крупные партии хорошо подготовленного к продаже товара, а это как раз импортная продукция, так как издержки обращения при этом минимальные.

Не случайно поэтому торговые сети устанавливают обременительные для отечественных товаропроизводителей условия поставки товаров в их магазины, завуалировав как услуги, что видно на примере федеральной торговой сети «Гроссмарт» (таблица 7).

И это при том, что качество отечественного продовольствия выше импортного (таблица 8).

Для устранения сложившейся ситуации и стимулирования отечественного производства государство должно использовать следующий механизм. Выделить регионам кредитные ресурсы с нулевой или минимальной процентной ставкой, исходя из возможностей бюджета, численности населения региона и уровня развития в нём торговой сети.

Таблица 7 – Перечень услуг, оказываемых торговой сетью «Гроссмарт» поставщикам товаров в 2007 году

Состав услуг Сумма оплаты за услуги, руб. (с НДС)

1. Предоставление права на поставку товара в впервые открывающиеся магазины формата: A

D 3 300

2. Предоставление права на поставку товара в действующие магазины (за каждый магазин) формата: A

D 4 400

3. Логистические изменения в товаре (изменение количества упаковок на паллете, количество штук в упаковке, кода EAN и др.), за товар 550

4. Ввод нового товара (новой позиции) в ассортиментный перечень по согласованию сторон, в зависимости от группы товара

5. Консультация об условиях сотрудничества 35 000 единовременно

6. Достижение обусловленного объёма продаж в магазинах сети 2% от объёма закупки

(по оптовым ценам)

за квартал

7. Стоимость размещения рекламного блока (Курский регион) для: алкогольной продукции

прочей продукции

3 000 – 12 000

2 500 – 9 000

(в зависимости от размера рекламного блока)

Руководство регионов на основе открытых конкурсов должно определить торговые сети, которым будут выданы льготные кредиты, предъявив им следующие требования (таблица 9).

Данные условия заставят торговые сети искать отечественных товаропроизводителей и эффективно с ними сотрудничать. Возможности у них для этого есть, так как они располагают огромным опытом закупочной работы и высококвалифицированными, хорошо оплачиваемыми специалистами.

Более того, данный процесс может развиваться по пути интеграции

Таблица 8 – Качество отдельных видов продовольствия,

поступивших на потребительский рынок Курской области

Виды продовольствия Забраковано и снижено в сортности от общего объёма проинспектированных товаров, %

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Мясо (кроме мяса птицы) отечествен. 33 67 52 71 52


загрузка...