Когнитивно-дискурсивные проблемы неологизации в русском языке конца ХХ – начала ХХI века (26.10.2009)

Автор: Касьянова Людмила Юрьевна

– выявлен словообразовательный потенциал русского языка в процессе лексического обновления;

– установлен характер функциональных изменений в корпусе русской лексики, являющихся следствием неологизации устаревших слов, а также активизации лексического заимствования.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке основ когнитивно-дискурсивной теории неологизации лексико-семантической системы русского языка. В ее основание положен интегральный подход к анализу лексико-семантических инноваций современного русского языка, позволивший обосновать действие когнитивно-дискурсивных механизмов в неологии, рассмотреть пути и способы лексико-семантического развития русского языка в конце ХХ – начале ХХI века. Данный подход обусловливает возникновение нового направления в общей теории нового слова – когнитивно-дискурсивной неологии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовском курсе современного русского языка (разделы «Лексикология», «Словообразование»). Основное содержание диссертационного исследования может составить основу для спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам неологии, лингвокультурологии, семантики языковых единиц. Исследованный в диссертации материал может найти применение в лексикографической практике (при составлении толкового словаря лексико-семантических инноваций, обновлении словников и иллюстративной базы имеющихся неографических изданий).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменение вектора исследовательского поиска в области неологии от системно-структурного к когнитивно-дискурсивному позволяет определить, (а) как формируются новые языковые структуры представления знаний; (б) действием каких когнитивных факторов обусловлено создание новых лексических единиц, (в) каковы механизмы соотнесения языковых и когнитивных структур в неологии. Данный подход также способствует раскрытию сущности тех процессов, которые происходят в корпусе новой лексики на конкретном временном отрезке. Когнитивно-дискурсивное изучение инноваций выводит неологию на более высокий уровень, позволяющий в реальных очертаниях представить современную языковую картину мира, а также механизмы ее языкового моделирования. Важнейшими когнитивно-дискурсивными механизмами неологизации выступают когнитивно-семантический, когнитивно-деривационный и когнитивно-коммуникативный, которые и определяют соответственно процессы семантической неологизации, словообразовательной неологизации и неологизации, детерминируемой межкультурной коммуникацией.

2. Неологизация представляет собой комплексный когнитивно-дискурсивный процесс, направленный на обновление лексико-семантической системы языка в соответствии с преобразованиями языкового сознания народа, изменениями его ценностных ориентиров в связи с возникающими когнитивно-прагматическими потребностями речемышления. Согласно установкам когнитивно-дискурсивной парадигмы знания, неологизация обусловливается деятельностной природой человеческого сознания. Поэтому исследование процессов перекатегоризации и неоконцептуализации языковой картины мира, скрытых от внешнего наблюдения, предполагает их экспликацию через изучение дискурсивно-ономасиологической деятельности человека, совмещающей в себе речевые, мыслительные и номинативные действия. В этом процессе субъект, вновь познающий или переосмысляющий реалии языковой картины мира, выступает активным началом лингвокреативной деятельности, продуктом которой являются новые слова и значения.

3. В современном русском языке активно осуществляется интенсификация различных процессов, отражающих совместное влияние внутриязыковых и экстралингвистических закономерностей. Среди этих динамических процессов выделяются ядерно-периферийные перемещения лексики в процессах обновления языковой картины мира в конце ХХ – начале ХХI века, вызванные когнитивно-дискурсивными факторами. Данный процесс характеризуется, прежде всего, социальной детерминированностью, наиболее зримо отражает приспособление языка к постоянно изменяющимся дискурсивным условиям его функционирования и является свидетельством динамичного языкового развития. В результате действия когнитивных процессов оказались востребованными значительные лексические ресурсы, оказавшиеся в периферийном слое лексики. Процесс их актуализации свидетельствует об общей тенденции перемещения лексических пластов в направлении от периферийных участков языковой системы к ее центру.

4. Обновление языковой картины мира в значительной степени определяется активизацией процессов семантической неологизации. В зависимости от характера производности новых значений слова семантико-когнитивными механизмами неологизации выступают метафоризация, метонимизация, расширение и сужение значения. В процессе неологизации каждый из них представляет собой устойчивый механизм образования семантических инноваций, в результате действия которого происходит перекатегоризация уже известного, подведение его под новые категории.

В процессе перекраивания языковой картины мира наибольшей продуктивностью обладают такие семантико-когнитивные механизмы неологизации, как метафоризация и метонимизация. Метафоризация создает возможность использования деривативной потенции источника неологизации в процессе концептуализации нового смысла, результатом которого является формирование новых концептов. Будучи особенно эффективной в ситуации осмысления новых реалий, метафора как когнитивный инструмент познания, структурирования и объяснения действительности, позволяет открыть новые грани в понимании когнитивно-дискурсивных процессов возникновения нового в языке в связи с изменившимся восприятием действительности и перекраиванием ранее сложившейся картины мира. Метонимизация представляет собой когнитивную операцию, связанную с порождением и функционированием лексических единиц более глубинной семантики, синтагматически коррелирующих с когнитивными структурами. Метонимический механизм неологического речемышления (взгляд на вещи «изнутри» сознания познающего субъекта, противопоставляемый взгляду на мир «извне») является моделью нового выводного знания, тем когнитивным инструментом, с помощью которого вербализуются социально-значимые для современного языкового сознания явления и предметы.

5. Основным когнитивно-дискурсивным механизмом неологической номинации, непосредственно сопряженным с познавательным процессом, является словообразование: когнитивно-дискурсивное кодирование новых знаний особенно интенсивно осуществляется в ономасиологическом базисе и ономасиологическом признаке нового слова. Акт неономинации рассматривается нами как динамический процесс, отражающий креативную работу языкового сознания.

Когнитивно-деривационный механизм используется как средство моделирования новых производных единиц номинации, участвующих в перекраивании сложившейся ранее языковой картины мира. Новые производные слова отчетливо отражают ход классификационно-познавательной деятельности людей, являются результатом работы сознания по установлению связей и отношений между предметами и явлениями действительности с помощью языковых средств. Основным источником новых слов является морфемная деривация. Как наиболее продуктивный ее вид выделяется сложение. Новые сложные слова своей формальной словообразовательной структурой выделяют предмет когниции и его атрибут. Такие новообразования характеризуются семантической многоплановостью, благодаря номинативной значимости ономасиологического базиса и ономасиологического признака, которые в сложных неодериватах передаются первой и второй производящими основами.

Среди неодериватов, образованных в рамках аффиксации, преобладают суффиксальные производные (названия лиц, наименования процессуального характера и др.), их образование происходит главным образом по аналогии с уже существующими единицами языка. Возросла роль префиксации в образовании новых лексических единиц. Если в 90-е годы ХХ века преобладали новообразования с общим значением противоположности, отрицания, что характеризовалось явной социальной детерминированностью, то в начале ХХI века большинство префиксальных производных создается для обозначения интенсивности проявления признака. Префиксально-суффиксальный способ проявляет меньшую активность по сравнению с другими видами аффиксального словообразования.

Появление новых реалий обусловило также усиление активности аббревиации, стало причиной возникновения в исследуемый период большого количества аббревиатур, а также отаббревиатурных образований.

6. Собственно когнитивно-дискурсивным способом неологизации является заимствование, в рамках которого происходит прежде всего заимствование элементов «чужой» концептуальной картины мира в результате освоения ее наиболее значимых элементов автохтонным языковым сознанием. Основными механизмами укоренения чужого концепта в русской лингвокультуре являются: а) устранение концептуальных лакун путем заимствования когнитивно-дискурсивных смыслов, содержащихся в заимствованных концептах; б) смысловое преобразование заимствованного концепта, адаптирующее его к существующей системе этнокультурных ценностей в концептосфере русского языка; в) расширение изначального дискурсивного пространства заимствованного концепта; г) семантическая деривация слова, репрезентирующего заимствованный концепт; д) активизация деривационного потенциала заимствованного слова, номинирующего в языке-доноре чужой концепт. Заимствование концептов располагает огромной стимулирующей силой развития и неологизации современного русского языка.

7. Появление неологизма изначально стимулируется когнитивно-речевой прагматикой. В составе каждого конструктивного узла возникновение нового слова воспринимается как антропоцентрически ориентированный механизм, имеющий свое особое предназначение: обслуживать и выражать коммуникативно-прагматические намерения коммуникантов – номинативные, экспрессивные и образно-оценочные. Прагматическое содержание в означаемом нового знака включает в себя все то, что выходит за рамки когнитивного компонента значения неологизма. Сущность семантической структуры нового слова во многом определяется сочетанием когнитивного и прагматического компонентов: первый – шире и богаче; второй – конкретнее и глубже.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах, представленных на научных симпозиумах и конференциях, в т.ч. международных: «Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста» (Волгоград, 2003); «S?owo. Tekst. Czas – VII. Nowe ?rodki nominacji j?zykowej w nowej Europie» (Szczecin, 2004); «Речевая коммуникация: теория и методика преподавания в вузе» (Москва, 2004); «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация Интернет» (Варшава, 2004); «S?owo. Tekst. Czas – VIII. Cz?owiek we frazeologii i leksyce j?zykow s?owia?skich» (Szczecin, 2005); «Этнокультурные константы в русской языковой картине мира: генезис и функционирование» (Белгород, 2005); «Русская академическая неография» (Санкт-Петербург, 2006); «Журналистика и медиаобразование в ХХI веке» (Белгород, 2006); «H?adanie ekvivalentnosti III» (Pre?ov, 2007); «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2007); «Русистика и современность» (Санкт-Петербург, 2007); «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет» (Варшава, 2008); «Фразеология и когнитивистика» (Белгород, 2008); «Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках» (Днепропетровск, 2009) и др.

Содержание исследования отражено в 52 публикациях, в том числе в 2 монографиях и 50 научных статьях, 11 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, дается характеристика анализируемого материала, методов и методологической базы исследования, раскрывается его научная новизна, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Неологизация как средство обновления языковой картины мира» характеризуется состояние изученности проблемы неологизации русского языка, анализируются различные подходы к исследованию инноваций, определяется уровень сформированности базовых понятий, обозначаются дискуссионные вопросы.

Теория когнитивно-дискурсивного обновления русской языковой картины мира базируется на имеющемся научном опыте в области изучения нового слова. Несмотря на бурное развитие неологии за последние полвека в теории этой научной дисциплины к настоящему времени остаются и неисследованные вопросы, в числе которых приоритетным является когнитивно-дискурсивное освещение неологизации. Это обусловливается необходимостью согласования традиционных и инновационных подходов к изучению неологизации. Особую релевантность приобрела проблема изучения нового слова в русле стремительно развивающегося ныне когнитивного направления современной лингвистики. Объективная необходимость такого изучения объясняется самой природой и сущностью неологизации, которая рассматривается нами как лингвокогнитивный феномен. В этом процессе субъект, вновь познающий или переосмысляющий реалии языковой картины мира, выступает активным началом лингвокреативной деятельности, продуктом которой являются новые слова и значения.

Познавательная деятельность человека служит основной причиной возникновения неологизмов. Реализация когнитивно-коммуникативных потребностей в обозначении новых концептов, в новых номинациях известных концептов происходит как с помощью имеющегося языкового материала (адрес – ‘совокупность символов, однозначно определяющих место хранения или назначения информации в памяти компьютера’; вирусописатель – ‘программист, создающий вирусы’), так и путем заимствования (блоггер – ‘создатель блога’; мультиплекс – ‘многозальный кинотеатр’). Важно проанализировать структуры знаний, которые объективируются неологизмами, их влияние на изменение концептуальной и языковой картин мира современного носителя языка. Такой поворот в исследовательской стратегии предполагает описание и интерпретацию особенностей обновления уже существующей языковой концептуализации мира.

Не менее важным в этом плане представляется также исследование появления в концептосфере русского языка новых смысловых узлов и фрагментов, нашедших свою объективацию в семантике нового слова. Поэтому центр внимания исследователей в области неологии должен сместиться к лингвокогнитивному анализу нового слова, который позволит показать закономерности обновления концептосферы русского языка.

Когнитивный потенциал новой лексики реализуется в лингвистических механизмах дискурсивной деятельности, то есть в речемыслительной деятельности говорящего, рассматриваемой в совокупности с социально-культурными, прагматическими, психологическими и другими факторами. Попытки осмыслить появление новых лексических единиц в когнитивно-дискурсивном аспекте имеют несомненные перспективы, поскольку в них эксплицитно представлена специфика познавательного опыта, речемыслительные особенности распредмечивания человеком мира. В связи с этим и «неология должна быть освещена как наука о средствах и способах языковой фиксации и репрезентации нового опыта познания мира современным человеком, как наука, изучающая принципы концептуализации и категоризации мира ON-LINE, hic et nunc, здесь и сейчас».

Новая парадигма научных изысканий в области неологии базируется на основе связи языка и сознания, отображающего различные структуры знаний и формы их существования в концептосфере русского языка. Обновление концептосферы русского языка как результат ментальной проекции актуальных смысловых образований определяется перестройкой картины мира, порождающей более актуальную для нынешнего социума систему новых представлений о мире, коллективного способа восприятия и концептуализации новых фактов современной жизни. Такая концептуализация отражает модернизированную систему взглядов, охватывающую все стороны бытия. Основной, первичной составляющей концептуализации мира является концепт – «когнитивная (мыслительная) категория, оперативная единица “памяти культуры”, квант знания, сложное, жестко неструктурированное смысловое образование описательно-образного и ценностно-ориентированного характера». Это ключевое понятие когнитологии рассматривается как основной инструмент категоризации действительности, преломление всех знаний о познаваемом объекте или явлении окружающего мира.

В ходе лингвокогнитивного анализа неологических явлений важно следовать паритетным принципам совмещенного изучения экстралингвистических и собственно лингвистических факторов появления нового слова, поскольку его порождение происходит в процессе нового отражения, переосмысления и нестандартной интерпретации мира.

При проведении исследования процессов неологизации в когнитивно-дискурсивном аспекте наряду с традиционной терминологией неологии должны быть введены в научный оборот и термины, выходящие за рамки традиционного терминологического аппарата неологии. С одной стороны, они могут пополнить систему терминов когнитивной лингвистики, с другой стороны, стоящие за ними понятия необходимы для разработки теории нового направления – когнитивно-дискурсивной неологии. К числу новых терминов, эксплицирующих авторскую концепцию когнитивно-дискурсивной неологии, следует, прежде всего, отнести термин неоконцепт. Под неоконцептом понимается новая для нашей концептосферы когнитивная структура, в ее системных связях с теми знаниями о мире, которые представлены в контекстной семантике нового слова. Неоконцепты обладают на конкретном хронологическом этапе большой социальной значимостью в силу своей адекватности социокультурной среде. Считаем релевантным дифференцировать неоконцепты на автохтонные (рожденные исконным языковым сознанием) и заимствованные. В свою очередь автохтонные неоконцепты подразделяются на новые («ЕГЭ» и др.) и обновленные («семья» и др.), а заимствованные – на неоконцепты, сохраняющие изначальное смысловое содержание («экзит-пул» и др.), и неоконцепты с трансформированным смысловым содержанием («рейдер» и др.).

Рис. 1. Классификация неоконцептов

В соответствии с данной классификацией вербализующие неоконцепты неологизмы могут быть систематизированы следующим образом: а) неологизмы, вербализующие новые автохтонные неоконцепты; б) неологизмы, вербализующие обновленные автохтонные неоконцепты; в) неологизмы, вербализующие заимствованные неоконцепты, сохраняющие изначальное смысловое содержание; г) неологизмы, вербализующие заимствованные неоконцепты с трансформированным смысловым содержанием.

Неологизмы, которые в основном служили предметом неологических изысканий в русле традиционной научной парадигмы, на новом этапе развития науки, при смене лингвистических парадигм должны рассматриваться в ином ракурсе, с новой точки зрения. Исходя из этого, под неологизмами мы понимаем такие новые слова, которые возникают в силу общественно обусловленной речемыслительной необходимости в вербализации неоконцептов, сохраняют ощущение новизны для носителей языка и которые еще не вошли в общелитературное употребление. К категории новых слов следует также отнести иноязычные неологизмы, вербализующие заимствованные концепты, служащие обозначениями новых реалий, а также известные в языке слова, развившие в исследуемый период новые значения. К числу квалифицирующих признаков неологизма относятся следующие: номинативная и коммуникативная релевантность, хронологическая маркированность, социокультурная детерминированность, объективация нового или обновленного концепта. Данное определение, как нам представляется, содержит релевантные признаки нового слова и адекватно отражает важнейшие составляющие анализируемой категории.

Целесообразно включение в терминологический тезаурус когнитивно-дискурсивной неологии наименования неоконцептуализация. При этом мы исходим из того, что осмысление человеком поступающей информации о мире, мысленное конструирование результатов познания предметов и явлений действительности, приводящее к образованию определенных представлений о мире в виде фиксированных в сознании человека смыслов – концептов, принято называть концептуализацией действительности, соответственно неоконцептуализация обусловлена переосмыслением ранее полученных сведений и впечатлений о действительности или образованием неоконцептов в связи с открытием новых явлений в их закономерных связях и отношениях с уже сложившейся концептосферой русского языка.

Важным объективным фактором формирования языковой картины мира прежде всего является внешний мир человека, затем немаловажную роль в ее видоизменении и обновлении играет внутренний мир носителей того или иного языка, их этнокультурный статус. В связи с изменением внешнего мира меняется его осмысление, понимание, интерпретация; видоизменяются лингвокультурные ценности социума. Все это отражается на перекатегоризации мира, порождающей новые или преобразующей существующие концепты, которые предполагают свою обновленную репрезентацию, что служит одновременно мощным стимулом и важным условием неологизации русского языка, являющейся важнейшим средством обновления языковой картины мира.

Неологизация обусловлена действием эффективных когнитивно-дискурсивных механизмов, обеспечивающих процесс обновления языка. Термин когнитивно-дискурсивный механизм используется как научная метафора, обозначающая (а) упорядоченную совокупность речемыслительных звеньев неологизации на разных уровнях системы языка; (б) систему, устройство, определяющие порядок речемыслительного обновления картины мира; (в) последовательность состояний, когнитивно-дискурсивных процессов, определяющих собою то или иное неологическое явление. Иными словами, под когнитивно-дискурсивным механизмом понимается способ приведения в действие самого процесса появления нового слова в рамках неологизации языка.

Рис. 2. Когнитивно-дискурсивные механизмы неологизации

Рассмотрение неологизации с изложенных выше теоретических позиций позволяет исследовать все то, что происходит в ситуации нового отражения и новой интерпретации мира.

Когнитивно-дискурсивный подход способствует осмыслению нового слова как важного источника данных о глубинных процессах человеческого мышления и продуктивного способа построения языковой картины мира. В связи с этим данные неологии необходимо исследовать в соответствии с их ролью в формировании языковой картины мира. Подобный подход позволяет продемонстрировать взгляды современных носителей языка, принципы их взаимодействия с миром, в определенной степени отличающиеся от тех, которые характеризовали языковую картину мира на другом временном срезе и которые при совместном рассмотрении являются свидетельством того, как перекраивается существующая картина мира.

Современная российская действительность способствует появлению в языке возрастающего потока новых наименований, обозначающих реалии преображающегося мира. Новые слова активно функционируют в различных сферах социума, представляя в сознании носителей языка новые или обновленные концепты. Они регистрируют меняющуюся или уже измененную интерпретацию действительности и служат механизмом обновления соответствующей языковой картины мира. Когнитивно-дискурсивный анализ новой лексики позволяет показать динамическую панораму развития лексико-семантической системы, определить механизмы обновления языковой картины мира, отражающей более актуальные для нынешнего социума представления о мире, вербализованные способы восприятия и концептуализации новых фактов современной жизни.

Познавая в процессе когнитивной деятельности новые объекты действительности или открывая новые грани, признаки и свойства ранее познанного, человек как интерпретатор результатов мыслительного отражения действительности и центр лингвосемиозиса (Н.Ф. Алефиренко), стремится фиксировать результаты познания в новом слове. В связи с этим актуальным становится исследование того, каким образом человек воспринимает и концептуализирует новое в окружающей нас действительности, какие факторы объективного и субъективного порядка приводят к обновлению картины мира. Особую значимость приобретает поиск языковых средств концептуализации познаваемых внеязыковых объектов, которые отражают обыденные или научные и технические представления человека.


загрузка...