Социально-философские основания толерантности (26.10.2009)

Автор: Касьянова Евгения Ивановна

Касьянова Евгения Ивановна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Улан-Удэ – 2009

Диссертация выполнена на кафедре социальной антропологии, религиоведения и философии ГОУ ВПО «Читинский государственный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Дробышевский Владимир Станиславович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Цырендоржиева Дари Шойбоновна

доктор философских наук, профессор

Мантатова Лариса Вячеславовна

доктор философских наук, профессор

Балханов Гавриил Иванович

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского».

Защита диссертации состоится 24 декабря 2009 г. в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24-а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук А.М. Кузнецова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В жизни мирового сообщества и научном ее осмыслении одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного, межконфессионального и культурного общения народов, является феномен толерантности. Толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики международных, общественных и межличностных отношений.

Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, она выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации. В настоящее время, когда мир испытывает рост агрессии и широкое распространение насильственных способов решения социально-политических, религиозных, этнических проблем, вполне закономерным является стремление к распространению новой философии толерантности, которая обосновывала бы иную систему жизненных ценностей и приоритетов. Она предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе диалога и соглашения. Противоречие между возрастающей потребностью общества в утверждении толерантности как стратегии взаимодействия между социальными группами и людьми, как ценности, и недостаточной привлекательностью эталонов толерантных моделей поведения, существующих в социуме, определяет актуальность данной темы.

Формирование гражданского общества в России, ее вхождение в международное политическое пространство возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей, одной из которых является толерантность. Проблема толерантности также актуальна для современной России в силу ее многонационального состава и многоконфессиональности, трансформации российского общества, усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме.

Сегодня все события жизни и сознания людей пронизывает проблема различий. Именно различие становится основным структурообразующим фактором современной социальной жизни. Идея различия (бытия, смыслов, истин) приобретает решающее экзистенциальное значение в человеческом сознании и бытии. Толерантность фундирована этнической, социальной и культурной неоднородностью, стремлением к стабильности общества. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном плюралистическом, мультикультурном мире.

Поэтому необходимы глубокое осмысление и интерпретация толерантности в разных контекстах гетерогенной философско-мировоззренческой, социальной и научной реальности. Феномен толерантности является предметом особого внимания в психологии, педагогике, политологии, этнологии, социологии. Однако, поскольку проблема толерантности связана с рядом принципиальных философско-мировоззренческих вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания, диалога культур и цивилизаций, то это породило объективно назревшую необходимость философского осмысления толерантности. В частности, проблему поиска социально-философских оснований толерантности.

Именно социальная философия призвана осмыслить процессы, протекающие в современном обществе и активно влиять на них, формируя философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности. Деятельностный подход к субъекту, реализуемый в рамках социальной философии, репрезентирует этическую природу толерантности, основанную на активном отношении человека к своему существованию и сосуществованию с другими, ответственности за выбор поступков, а также позволяет представить архитектонику механизма утверждения толерантности в обществе. Путь к повседневной толерантности предполагает понимание и признание «инаковости», оно может быть успешным на основе представлений о толерантности как исторически обусловленной и «укорененной» в различных цивилизациях, что возможно в философской рефлексии толерантности. Нельзя не указать на актуальность проблемы исследования в образовательно-воспитательном плане с учетом интенсивного обсуждения в научной среде инновационных способов воспитания личности с активной нравственной жизненной позицией.

Отсюда важной становится разработка социально-философских оснований толерантности, прояснение запутанной эпистемологической ситуации относительно понятия толерантности и стратегии ее утверждения в российском государстве, выявление ее этических оснований и нравственного потенциала.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования в философии может быть представлена несколькими группами научных исследований. К первой группе следует отнести, работы представителей «западной» историко-философской школы. Понятие «толерантность», различные его интерпретации («терпение», «терпимость» и т.д.), затрагивалось представителями многих школ и течений. Корни исследования данной категории имеют долгую историю, начиная с античности (Аристотель, Гераклит, Перикл, Платон, Сократ, Фукидид и др.), и до современных исследователей в западноевропейской социально-философской мысли.

Глубокому всестороннему изучению традиционных цивилизационных систем и механизмов их функционирования посвящены работы зарубежных исследователей: М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Бокля, И. Канта, К. Маркса, Л. Моргана, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ф. Энгельса, О. Шпенглера и др., а также современных представителей историко-философской школы: К. Поппера, Г. Риккерта, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона. В их трудах раскрыты методологии и модели познания путей развития цивилизаций и важнейшие аспекты толерантности.

Ко второй группе автор относит собственно, российскую историософскую традицию толерантности. В традициях русской религиозно-философской мысли необходимо выделить произведения Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, И. Л. Солоневича и др., посвященные осмыслению духовно-исторических основ российской цивилизации. Раскрытию религиозно-духовных ценностей российского общества в русле культурно-цивилизационного процесса посвящены труды русских ученых и исследователей Н. Я. Данилевского, А. С. Хомякова и др. Благодаря этому задолго до западноевропейских мыслителей (О. Шпенглер) была разработана этноцивилизационная модель познания всемирной истории и обосновано учение о культурно-исторических типах, локальных цивилизациях (Н. Я. Данилевский). В результате российская цивилизация предстала как особая и самостоятельная. Наследие этих мыслителей рассматривается в работе как социально-философские основания российской концепции толерантности.

К третьей группе можно отнести произведения современных российских и зарубежных авторов, в которых реализован историко-философский аспект темы толерантности. Он актуализирован в работах таких авторов, как Р. Верной, О. Грелл, В. М. Золотухин, И. Карли, Дж. Лаурсен, В. А. Лекторский, У. Монтер, Р. Портер, Л. В. Скворцов и др. В России в последние годы вопросы развития религии и, прежде всего, Православия были глубоко исследованы в работах В. И. Вернадского, В. И. Гараджи, Б. Л. Гинзбурга, А. Л. Гуревича, Н. И. Конрада, Г. Г. Майорова, М. Л. Мчедлова, А. Ф. Окулова, А. М. Прохорова, А. Д. Сухова и др.

Необходимо выделить историко-философские труды востоковедов Ф. И. Щербатского, О. О. Розенберга, Е. Е. Обермиллера. Б. В. Семичева. Значительный вклад в исследование буддизма внесли Н. В. Абаев, Т. В. Ермакова, С. Ю. Лепехов, В. Г. Лысенко, В. В. Мантатов, Е. П. Островская, Р. Е. Пубаев, В. И. Рудой, В. С. Семенцов, А. А. Терентьев, Е. А. Торчинов, В. К. Шохин, Л. Е. Янгутов. В их произведениях осуществлена оценка толерантности как фактора устойчивости общества в исторической эволюции цивилизаций.

К четвертой группе можно отнести философские исследования толерантности. В них толерантность рассматривается как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В. А. Балханов, В. А. Васильев, Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский, С. Мендус, П. Николсон, Л. В. Скворцов, Б. Уильямс и др.). Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества – коммуникации (Ю. Ершов), международных (С. Л. Кропотов, В. И. Михайленко) и межэтнических отношениях (В. Е. Козлов, Н. В. Мольденгауэр), морали (П. Николсон), политике (Дж. Мерфи, Дж. Чой, В. В. Шалин), праве (Дж. Горман, Н. Маккормик), религии (У. Джеймс, Дж. Коффи), экономике (В. О. Лобовиков), этике (Р. Р. Валитова, Н. Грамер, Г. Невью). При этом пути распространения толерантности в социальной жизни усматриваются исследователями преимущественно в образовании (Г. Д. Дмитриев, Д. В. Зиновьев, Е. Ю. Литвиненко, Р. Пратт, К. Уэйн и др.). В научной литературе утвердились следующие философско-методологические подходы к толерантности.

Аксиологический подход трактует толерантность как «ценность–в–себе» (для Г. Маркузе – «цель–в–себе», для Питера П. Николсона – «благо–в–себе») или как одну из ценностей либеральной демократии. «Конфликтный» исследовательский подход к толерантности в отечественной философии подробно разрабатывается Б. Капустиным, а на Западе его придерживаются Шанталь Муфф, Жижек Лаклау. Онтолого-историцистский, рассматривающий толерантность как определённый способ сосуществования групп в истории, используется Майклом Уолцером в исследовании, посвящённом пяти режимам толерантности; иногда к нему прибегают другие коммунитаристы и мультикультуралисты, а также все те авторы, которые опираются на нелиберальные основания толерантности. В этическом подходе толерантность рассматривается как добродетель. Джон Ролз и другие представители деонтологического либерализма видят в толерантности некий моральный идеал, к достижению которого обществу необходимо стремиться. В отечественной научной мысли также существует традиция рассмотрения толерантности во взаимосвязи с моралью (Г. Л. Бардиер, Р. Р. Валитова, В. А. Петрицкий, И. С. Кон, А. А. Гусейнов, Е. В. Магомедова и др.).

В этическом подходе толерантность выступает как самостоятельная общезначимая ценность. Толерантность при этом трактуется как всеобщий принцип, действие которого не ограничено никакими условиями. Пример толерантности такого типа может быть выражен в требовании равнозначности любых идей, представлений, точек зрения. В этом смысле «толерантность» тождественна «плюрализму». Толерантность, описываемая таким образом, исключает насилие, отождествляя последнее с абсолютным злом.


загрузка...