Эфталитское государство и его роль в истории Центральной Азии (26.10.2009)

Автор: Исоматов Маъруф Мараджабович

ИСОМАТОВ МАЪРУФ МАРАДЖАБОВИЧ

ЭФТАЛИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ

В ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

07.00.02 – Отечественная история

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Душанбе - 2009

Работа выполнена на кафедре истории таджикского народа Таджикского национального университета.

Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор Набиева Р.А.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Джалилов А. Дж.,

доктор исторических наук, профессор, академик АН РТ Негматов Н.Н.,

доктор исторических наук Олимов М.А.

Ведущая организация:

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни.

Защита состоится «____» 2009 г. в ______ часов на заседании Диссертационного совета Д 737.004.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Таджикском национальном университете (Республика Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки , 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

Автореферат разослан «___» ______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Д.С. Раджабова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена исследованию истории эфталитов и Эфталитского государства. Эфталитское государство занимает особое место в истории Центральной Азии как период военно-политического могущества и заметного развития экономики, культуре и этноконфессиональной жизни народов, населяющих данный диалогообразующий регион. Успехи Эфталитского государства были бы невозможны без взаимодействия эфталитов с другими этносами, представителями иных культур и цивилизаций, в том числе без тесных связей с народами Восточного Туркестана, Ирана, Пакистана и Индии.

Как известно, в период военно-политического могущества Эфталитского государства, кроме Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Афганистана, Пакистана, северо-западной части Индии, в его состав входили, частично или полностью, территории современных центральноазиатских государств – Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана. Исходя из этого, на современном этапе развития историографии Центральной Азии появилась потребность в более глубоком изучении истории эфталитов и определении роли Эфталитского государства, как наиболее значимой страницы истории государственности в регионе. Особую актуальность в этом отношении приобретает определение положительной роли Эфталитского государства в консолидации военно-политических сил и борьбе центральноазиатских народов с внешними агрессорами, а также развитии их культуре и этноконфессиональной жизни.

О положительной роли Эфталитского государства в истории народов Центральной Азии свидетельствуют письменные источники. Данный взгляд находит свое подтверждение в археологических, нумизматических и эпиграфических материалах, т.е. в памятниках материальной и духовной культуре, которая развивалась в регионе в период Эфталитского господства. К письменным источникам, под утверждающим эту точку зрения, можно отнести сообщение знаменитого византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.), который свидетельствует о том, что эфталиты издревле обосновались на доброй (плодородной) земле, и они управлялись одним царем, и имели законную государственность, соблюдая между собою и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев или персов, а также же сведения арабо- и персоязычных историков (IX-XI вв.) о сасанидско-эфталитских военно-политических взаимоотношениях, судя по которым, никак нельзя считать Эфталитское государство – государством-агрессором. Археологические материалы, отражающие заметное развитие социально-экономической жизни и диалогов различных этносов, культур, идеологий и конфессий в пределах Эфталитского государства, также свидетельствуют о положительной его роли в истории Центральной Азии, соблюдении правовых норм в обществе и государстве. редков - кушан о прежнему, говорило на бактрийском языке, а для письменных отношенийназва

Приведенные аргументы показывают лишь один аспект актуальности историко-сравнительного исследования истории Эфталитского государства, определения его роли в истории Центральной Азии. Другой и не менее важный аспект актуальности данного исследования заключается в том, что в истории Эфталитского государства существуют весьма полезные и поучительные уроки, усвоение которых необходимо для диалогов культур и цивилизаций, укрепления дружественных, добрососедских взаимоотношений, мирного сосуществования и сотрудничества между современными государствами и народами региона. Третий аспект актуальности исследования связан с тем, что несмотря на существование научной литературы, посвященной тем или иным вопросам эфталитской проблематики, до сих пор не проведено комплексное историко-сравнительное исследование вопросов, связанных с темой настоящего исследования.

Целью исследования является изучение истории эфталитов и Эфталитского государства, а также определение его роли в истории Центральной Азии.

Цель исследования определила следующие задачи:

- определить круг источников (письменные источники, письменные памятники социально-культурного содержания, данные археологии, нумизматики и эпиграфики) по исследуемым вопросам;

- раскрыть на конкретном источниковедческом материале содержание общего результата, достигнутого в разработке и научном освещении проблем, связанных с темой настоящего исследования;

- на основе изучения историографии эфталитов и Эфталитского государства в хронологическом порядке (с конца XVII в. – до настоящего времени) выявить гипотезы и концепции ученых по теме настоящего исследования;

- охарактеризовать восточную политику Сасанидского Ирана в отношении государств и владений Центральной Азии (Кушанской империи, государственным образованиям кидаритов и хионитов), в этом контексте реконструировать предысторию Эфталитского государства;

- определить основные этапы становления, расцвета и причины падения Эфталитского государства, с выявлением взаимоотношений эфталитов и Сасанидов, а также расширений военно-политического присутствия эфталитов в Индии и Восточном Туркестане;

- исследовать общественно-политический строй и территориально-административную структуру Эфталитского государства;

- используя археологический и нумизматический материалы исследовать хозяйственно-экономическую жизнь (ирригация и земледелие, ремесленное производство, металлургия, торговля и денежное обращение) народов Центральной Азии, а также выявить закономерности общественно-экономического развития региона в эпоху эфталитов;

- определить место и роль Эфталитского государства в межгосударственных, межрегиональных, военно-политических, торгово-экономических и этнокультурных взаимоотношениях государств Центральной Азии;

- на основе комплексного историко-сравнительного изучения сведений источников и научной литературы исследовать проблемы этногенеза и культурогенеза эфталитов, раскрыть роль эфталитов в формировании современных народов Центральной Азии;

- показать роль Эфталитского государства в истории и культуре Центральной Азии.


загрузка...