ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИСКУРСУ КАК СВЕРХСЛОЖНОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ (языковой вуз) (26.10.2009)

Автор: Гураль Светлана Константиновна

Важной частью опытного обучения явилось анкетирование студентов на предмет рефлексии, самооценки и самоанализа собственной познавательной деятельности. В ходе опытного обучения студентам контрольных и опытных групп предлагались анкеты на самостоятельное оценивание динамики развития речевого поведения по нескольким критериям: умение выделить смысловую группу, умение определить точку бифуркации, умение определить инициирующие шаги в рамках коммуникации; умение понимать коммуникативную задачу собеседника и корректно вести диалог (таблица № 3). Для оценки степени сформированности данных умений используется G-критерий знаков, позволяющий установить, в какую сторону в целом изменяются значения умений при переходе от первого измерения ко второму. Степень сформированности умений, представленных в таблице, оценивалась по 10- балльной шкале.

Таблица № 3 – Степень сформированности умений

Опытные группы Умение выделить смысловую группу Умение определить точку бифуркации Умение определить инициирующие шаги в рамках коммуникации Умение понимать коммуникативную задачу собеседника и корректно вести диалог

Учебный г. Д1 П2 С3 Д1 П2 С3 Д1 П2 С3 Д1 П2 С3

2004/2005 5 8 3 6 9 3 5 7 2 3 6 3

2005/2006 6 9 3 5 9 4 6 9 3 4 8 4

2006/2007 5 7 2 5 7 2 4 7 3 4 6 2

2007/2008 4 8 4 6 8 2 6 9 3 3 6 3

2008/2009 4 8 4 3 8 5 5 8 3 4 7 3

Контроль-ные группы Умение выделить смысловую группу Умение определить точку бифуркации Умение определить инициирующие шаги в рамках коммуникации Умение понимать коммуникативную задачу собеседника и корректно вести диалог

Учебный г. Д1 П2 С3 Д1 П2 С3 Д1 П2 С3 Д1 П2 С3

2004/2005 4 7 3 3 5 2 4 6 2 3 5 2

2005/2006 3 6 3 3 4 1 3 5 2 2 6 3

2006/2007 3 5 2 3 5 2 4 4 0 3 5 2

2007/2008 4 6 2 4 6 2 4 5 1 4 6 2

2008/2009 3 6 2 4 5 1 3 5 2 4 7 3

Д1 – количество баллов, поставленных студентами в начале цикла обучения;

П2 – количество баллов, поставленных студентами в конце обучения;

С3 – сдвиг = разница = динамика.

Необходимо отметить, что в таблице представлены среднеарифметические данные по каждому году обучения. По результатам обработки анкеты студенты опытных групп показали большую динамику развития, нежели в контрольных группах. Это видно по разнице в баллах, поставленных студентами в начале и конце опытного обучения. Из таблицы видим, что в контрольной группе максимальный балл динамики равен 3 баллам – 4 ответа, положительная разница в 2 балла – 12 ответов, 1 балл – 3 ответа, нулевая динамика отмечена в 1 ответе.

В опытной группе максимальный балл сдвига составил 5 – 1 ответ, положительная разница в 4 балла – 4 ответа, 3 балла – 10 ответов, 2 балла – 5 ответов, 1 балл – 0 ответов, нулевая динамика не отмечена.

Подсчитав среднеарифметическую цифру положительной динамики по каждому критерию, видим, что показатели опытных группах значительно выше, чем в контрольных группах (таблица № 4).

Таблица № 4 – Показатели контрольных и опытных групп (среднеарефметические данные)

Опытные группы Контрольные группы

3,05 1,95

Качественно-количественный анализ контрольных работ, листов самооценки и анкет позволил установить положительные изменения и сделать выводы, что данная методическая модель эффективна для формирования умений и навыков дискурсивного анализа.

Результаты исследования, полученные лично соискателем. Во-первых, личный вклад автора заключается не только в применении синергетического подхода в сфере языка, но и в сфере обучения иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе. Во-вторых, автором разработана и предложена модель обучения иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе. В-третьих, автором разработана и описана методика обучения иностранному языку, в основе которой лежит модель обучения студентов-лингвистов иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе.

В заключение представляется возможным констатировать, что в проведенном исследовании:

описаны и систематизированы генезис и основные вехи развития синергетики, обоснована необходимость реализации синергетического подхода в обучении студентов-лингвистов иностранному языку как иноязычному дискурсу, представляющему собой сверхсложную саморазвивающуюся систему;

дискурс-анализ определен в качестве центрального элемента реализации синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе;

выявлены базовые характеристики дискурса как составляющие содержания обучения дискурс-анализу, к уже имеющимся в центре семантического содержания базовым категориям дискурса (пропозиция, референция, экспликатура и импликатура, инференция, релевантность и пресуппозиция) добавлена ещё одна категория – ментальный лексикон с целью обучения иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе;

выделены и обоснованы методические принципы синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу) и добавлен принцип возникновения порядка через флуктуацию;

разработана модель обучения иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе, обладающей междисциплинарным статусом и основанной на синергетических принципах, в которой язык, среда, языковая личность являются открытой сверхсложной саморазвивающейся системой. Причем доказано, что при производстве речевых актов и их пересечении возникает точка бифуркации, точка рождения нового смыслообразования, что способствует развитию дискурса как сверхсложной саморазвивающейся системы;

на основе разработанной модели создана методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе, которая проверена в ходе опытного обучения и доказана ее эффективность;

подтверждена продуктивность гипотезы.

В перспективе методика, разработанная для студентов-лингвистов, может быть спроецирована на обучение иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе студентов естественнонаучных факультетов.

Итак, обучение иностранному языку студентов-лингвистов протекает более успешно, когда, во-первых, у обучаемых формируется представление о нем как об иноязычном дискурсе, представляющем собой сверхсложную, постоянно развивающуюся систему, и понимание целостной языковой картины мира носителя изучаемого языка; во-вторых, в учебном процессе реализуется синергетический подход, центральным элементом которого является анализ иноязычного дискурса как сверхсложной саморазвивающейся системы; в-третьих, раскрываются механизмы самоорганизации в языке, характеризующиеся в научной литературе как синергетическое движение в языке.

Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монографии:

Гураль, С.К. Формирование социокультурной компетенции средствами внеклассной работы (английский язык, средняя школа): монография / С.К. Гураль, Е.Н. Шилина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – 8,25 п.л. (доля автора – 4,13 п.л.).


загрузка...