Эволюция естественно-монопольных структур в условиях рыночных трансформаций (26.10.2009)

Автор: Гаврилов Александр Ильич

Саяно-Шушенская ГЭС 6 721 23 770,0 25 378,9 23 647,7 2 0764

По нашему мнению, особый интерес в контексте изложенного представляет Кубань как сегмент электроэнергетического рынка, поскольку именно этот регион концентрирует в настоящее время инвестиционные предпочтения отечественных и зарубежных субъектов хозяйствования, а рекреационная направленность территории и рост экономических рейтингов в связи с проведением Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи выступают доказательной базой значимости мониторинга состояния, проблем и перспектив естественно-монопольных образований на этой территории.

В Краснодарском крае существует ряд потребителей ОАО «Кубаньэнерго», которые представляют интерес для конкурентных сбытовых компаний с точки зрения объемов потребления, присоединенной мощности и платежеспособности. Существенный риск для ОАО «Кубаньэнерго» представляет работающее в рамках регионального рынка электроэнергии ОАО «Независимая энергосбытовая компания» (ОАО «НЭСК»). ОАО «НЭСК» объединяет в своем составе 21 предприятие городских электрических сетей, до 30% полезного отпуска «Кубаньэнерго» приходится на данного потребителя. Выход ОАО «НЭСК» на оптовый рынок электроэнергии позволяет представить структуру розничного рынка электроэнергии графически (рис. 5).

Рис. 5. Структура электроэнергетического рынка Краснодарского края в 2006 г.

(составлен автором)

В отношении реформирования естественных монополий в России сложились два альтернативных подхода. Они продиктованы различием, с одной стороны, в концептуальных представлениях об идеальной модели рыночной экономики для России, с другой – в подходах к процессу реформирования самой российской экономики.

Сторонники первого подхода рассматривают наличие конкуренции в качестве не только главного условия, но и критерия эффективности всей экономики независимо от социальных результатов и экологических последствий, состояния энергетической и экономической безопасности. Отсюда требования внедрения отношений конкуренции без внимания на экономическую и социальную цену такого внедрения в среде единой технологической системы естественных монополий. Это означает отделение транспортно-проводящих сетей от производителей электроэнергии, газа, тепла, транспортных услуг, а также введение института посредников продажи энергоносителей.

Приверженцы второго подхода, базирующегося на методологии трансформации естественных монополий путем саморегулируемой внутриотраслевой конкуренции, не отрицают положительных эффектов конкурентных отношений. Однако при этом оценивается реальность подобных эффектов при сопоставлении с объемом трансакционных издержек, рост величины которых может значительно превышать положительные экстерналии радикального реформирования.

Методология регулирующих функций государства, на наш взгляд, должна включать следующие принципы:

ценовое регулирование стоимости продукции естественных монополий или услуг их монопольной инфраструктуры;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на соответствующие товары и услуги;

государственный контроль за деятельностью естественных монополий, дискриминирующих права потребителей.

Полагаем, что трансформацию институциональной структуры естественных монополий и экономического механизма целесообразно ориентировать на реализацию следующей системы мероприятий:

формирование цивилизованного рынка для частных компаний и иностранных фирм путем организации фьючерсной и спотовой торговли продуктами естественных монополий на одной или нескольких товарно-фондовых биржах;

создание добровольного информационного пула поставщиков и потребителей продукции естественно-монопольных образований;

совершенствование процедур согласования экономических интересов поставщиков и потребителей товаров (услуг) на регулируемых сегментах монопольного рынка;

создание рыночной институциональной структуры для купли-продажи контрактных прав доступа к магистральным и распределительным транспортным системам;

законодательно-правовое стимулирование развития сети конкурирующих между собой естественно-монопольных организаций;

государственное регулирование транспортных тарифов и установление законодательных принципов компенсации потерь естественно-монопольных структур;

законодательное регулирование размеров пошлин на экспорт продукции естественных монополий, размеров импортных пошлин или квоты участия естественных монополистов из стран СНГ на российском рынке;

введение в Налоговом кодексе для инфраструктурных и сырьевых монополистов вместо акцизов новых методов рентного налогообложения в виде налога на сверхприбыль, начисляемого по прогрессивной шкале;

выход на стабильные и равновесные цены, корреспондирующиеся с мировыми ценами на энергоносители;

совершенствование государственного контроля и надзора за соблюдением установленного порядка регулирования условий функционирования естественных монополистов.

Целесообразно, на наш взгляд, в этом контексте подчеркнуть особую роль субъектов энергозоны национального воспроизводственного комплекса РФ и в этой связи определить комплекс мероприятий по трансформации рыночных отношений:

введение предельных уровней оптовых цен на энергоносители на общероссийском рынке федеральной энергетической комиссией в коммунальном секторе и в энергоснабжении населения;

совершенствование законодательных основ, методов и правил поставки энергоносителей и контрактных отношений;

законодательное введение надбавок к розничной цене энергоносителей в соответствии с выбираемым потребителем уровнем надежности поставок энергоносителей;

создание целостной системы антимонопольного контроля всех рынков энергоносителей.

Модель преобразований мы трактуем как комплексную программу мероприятий, направленных на получение заданных свойств и характеристик объекта за счет изменения его структуры, включающую различные модели воспроизводства отдельных элементов трансформируемого объекта в условиях новой структуры. Под объектом мы понимаем процессы функционирования субъектов естественных монополий в их взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами, обществом и государством.

Решение о том, должно ли быть прекращено регулирование, зависит от сравнения издержек и выгод регулируемого и дерегулируемого рынков: выгоды регулирования противопоставляются ожидаемой величине эффекта от дерегулирования. Потенциал дерегулирования существует, если в результате анализа дерегулирование оказывается выгоднее.

Конкуренция признается в качестве основного принципа рыночной координации и экономического порядка, поэтому каждое регулирование требует обоснования, нуждающегося в периодической проверке. Путем анализа устанавливаются причины, по которым нерегулируемая конкуренция в исследуемом случае не способна обеспечить результаты, имманентные конкуренции. Затем определяются фактические особенности рынка, препятствующие развитию продуктивной конкуренции. Потенциал дерегулирования реализуется в случае, если обоснования признаются недостаточными для осуществления регулирующих вмешательств государства как императивного субъекта рынка.

При определении потенциала дерегулирования отраслей естественных монополий, на наш взгляд, целесообразна трактовка пространства естественной монополии в рассматриваемой отрасли, которая базируется на исследовании технологических характеристик. Затем с учетом максимизации общественной полезности необходимо определить меры по регулированию или дерегулированию. Для экономического пространства, не являющегося естественно-монопольным, необходима разработка механизма, обеспечивающего его переход в конкурентное состояние с минимальными адаптационными издержками. Объективные структурные трансформации, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, должны привести к ограничению сферы государственного регулирования. Для репрезентативности наших рекомендаций вновь обратимся к электроэнергетике. Основные показатели ее работы за 1999–2006 гг. проиллюстрируем с помощью табл. 7 (средняя стоимость 1кВт(ч: 7,14 цента – акционерные компании; 7,01 цента – кооперативные; 6,1 цента – муниципальные; 2,76 цента – федеральные).

Заменим недостающие в табл. 7 значения средними величинами по соседним значениям (средняя себестоимость электроэнергии для ТЭС на угле – 1–1,3 цента за 1кВт·ч; АЭС – 1,33–1,4 цента за 1кВт(ч). Рассчитаем коэффициенты корреляции (табл. 8).

Таблица 7

Ключевые показатели функционирования

электроэнергетической отрасли РФ в 1999–2006 гг.

(составлена автором)

Показатель Год

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006


загрузка...