Повышение качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей (теория и методология) (26.10.2009)

Автор: Фишман Лев Исаакович

Важные для потребителей и заказчиков условия процесса

Организация образовательных ресурсов

Характеристики ресурсов

Характеристики процесса управления

Характеристики руководителей Анкетирование

Интервьюирование

8. Научные проекты по тематике индикативного

управления модернизацией управления

территориальными системами образования

(2006-2007 гг.) Характеристики процесса

управления территориальными

системами образования

Характеристики

руководителей территориальных

систем образования Образовательные результаты

Важные для потребителей и заказчиков условия процесса

Организация образовательных ресурсов

Характеристики ресурсов

Характеристики процесса управления ОУ

Характеристики руководителей ОУ

Характеристики процесса управления территориальными системами образования

Результаты исследования позволили зафиксировать одновременное повышение качества образовательных результатов, рост удовлетворенности студентов процессом оказания услуг, существенное изменение деятельности преподавателей. Так, почти 90% опрошенных студентов оценили как полезный формат программы государственного экзамена, содержащей подробные критерии оценки ответов, более 80% отметили, что изучение дисциплин и подготовка стали более целенаправленными, а 46% указали на то, что наличие критериев позволяет правильно строить ответ и адекватно планировать подготовку к экзаменам и зачетам. На предложение указать различия в собственной деятельности на первых курсах по разделам учебной программы, аттестация по которым была организована без четких критериев, а задания предполагали только изложение материала, и на завершающих этапах обучения, 72% опрошенных студентов отметили практикоориетированность занятий и связанные с этим изменения.

В аспекте повышения качества образовательных услуг для руководителей образовательных учреждений, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, исследование проводилось в рамках разработки и реализации модульной программы профессиональной переподготовки в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (2003-2009 гг.), а также многочисленных семинаров с руководителями образовательных учреждений в различных регионах России в процессе реализации федеральных проектов. В процессе экспериментальной работы (в которой принимали участие более 1600 руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений и более 20 специалистов-тренеров) в соответствии с разработанной методологией использовались следующие механизмы повышения качества образовательных услуг:

- четкая фиксация результатов обучения по каждому модулю или семинару (в форме владения одной или несколькими управленческими технологиями) и оценивание данных результатов по продуктам самостоятельной практической деятельности обучаемых;

- четкая фиксация критериев оценки продуктов учебной деятельности и подробное информирование обучаемых - руководителей образовательных учреждений об этих критериях.

Анализ экспериментальных данных показал, что обучаемые значительно лучше осваивают управленческие технологии. Характерно, что более 77% слушателей, освоивших программы профессиональной переподготовки, выражают очень высокую степень удовлетворения формой организации обучения, а еще 18 - высокую, что свидетельствует об очень высокой оценке такой составной части качества образовательных услуг, как условия их оказания (обычно в рамках реализации программ данного уровня очень высокая и высокая удовлетворенность условиями суммарно не превосходит 50%). К важнейшим характеристикам нового качества образовательной услуги респонденты-обучаемые относят "понимание требований к результатам повышения квалификации", приводящее "к осмысленной учебной и практической деятельности", "росту самостоятельности", удовлетворенности от возможности выбирать уровень освоения той или иной управленческой технологии. Существенно изменилась профессиональная деятельность преподавателей (тренеров), что потребовало изменения их профессиональной квалификации. Они стали концентрировать внимание и временные ресурсы на заданных образовательных результатах, для формирования практических умений шире использовать интерактивные формы обучения.

В аспекте повышения качества образовательного процесса и профессиональной компетентности преподавателей общеобразовательных школ а также в аспекте повышения качества процесса управления образовательными организациями и профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций исследование проводилось в рамках разработки и реализации процедуры аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Самарской области (в 1993-2005 гг.). За это время аттестацию прошли десятки тысяч работников образования региона, поэтому сделанные выводы имеют весьма серьезное статистическое обоснование. В процедуре аттестации в соответствии с разработанной методологией были реализованы следующие механизмы повышения качества образовательных услуг:

- четкая фиксация требований к профессиональной компетентности педагогов (руководителей), их представление (вместе с образцами заданий и подробными критериями) в программе квалификационных испытаний;

- обеспечение "прозрачности" аттестационной процедуры путем подробного информирования аттестуемых об этих критериях и осуществления их оценивания по продуктам самостоятельной практической деятельности в процессе проведения квалификационных испытаний.

Анализ собранной информации позволяет утверждать, что аттестационная процедура работников образовательных учреждений Самарской области была более действенным механизмом повышения и качества образовательных услуг, и их производства, чем в других регионах Российской Федерации. О действенности данной процедуры в Самарской области свидетельствуют данные приведенные на рис. 4.

Необходимо констатировать, что в рассматриваемый период времени средний по Российской Федерации процент работников образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей, имевших квалификационную категорию, приближался к 80, а в ряде регионов - к 100%. Если по Самарской области процент педагогических работников, имевших вторую категорию, заметно превышал процент, имевших первую, а последний - имевших высшую, то в большинстве регионов эта логичная (в ситуации, когда аттестация кадров влияет на качество деятельности и подготовленности работников) картина нарушалась, а в отдельных регионах данная пирамида выглядела опрокинутой.

Рис 4. Динамика категорийного состава работников образования

Самарской области (аттестованные на начало учебного года

в процентах от числа работающих)

В аспекте повышения качества процесса управления образовательными организациями и профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций исследование проводилось в процессе разработки и апробации методик самооценки профессиональной деятельности руководителей и сопровождения их профессиональной деятельности (2001-2008 гг.). В соответствии с разработанной методологией использовались следующие механизмы повышения качества образовательных услуг:

- задание избыточного набора достаточно простых и максимально "прозрачных" критериев качества осуществления функций управления, показателей данных критериев, реквизитов показателей в целях обеспечения максимальной объективности оценки;

- вербализация оценок, предполагающая отказ от количественных или уровневых подходов к оцениванию качества управленческой деятельности;

- организация последовательного самооценивания качества по данным критериям, показателям, реквизитам и последовательной рефлексии (в обратном порядке) процесса самооценивания.

Полученные в ходе эксперимента результаты показали наличие существенных изменений в управленческой деятельности и профессиональном самосознании руководителей. Результаты применения методологии case study демонстрируют, что изменения коснулись качества реализации всех функций управления, а оценка руководителями своей собственной профессиональной деятельности стала более адекватной. О качестве методики самооценки свидетельствует весьма широкое добровольное использование методики значительным числом руководителей образовательных учреждений Самарской области (более 500), а также других регионов Российской Федерации (всего методика была приобретена руководителями более чем 4000 образовательных учреждений). Все опрошенные руководители (более 200) отметили, что методика позволила им лучше понять закономерности управления. Абсолютное большинство руководителей осознали в результате работы с методикой необходимость изменений в своей практической деятельности, разработки новых или корректировки существующих документов и т.д.

В аспекте повышения качества процесса управления образовательными организациями и профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций исследование проводилось в рамках разработки и реализации процедур аттестации (позже - аккредитации) образовательных учреждений (общеобразовательных и учреждений дополнительного образования детей) Самарской области (в 1995-2005 гг.). За это время аттестацию (аккредитацию) прошли все образовательные учреждения области, подведомственные государственному органу управления образованием региона (почти все учреждения - неоднократно). В соответствии с разработанной методологией использовались следующие механизмы повышения качества образовательных услуг:


загрузка...