Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений (26.10.2009)

Автор: Ермолаева Елена Павловна

Ермолаева Елена Павловна

ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА

В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Специальность 19.00.03 – Психология труда,

инженерная психология, эргономика (психологические науки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в лаборатории психологии труда

Учреждения Российской Академии наук Института психологии РАН

Официальные оппоненты: доктор психологических наук

профессор Стрелков

Юрий Константинович

доктор психологических наук

Завалишина Динара Николаевна

доктор психологических наук

профессор Зараковский

Георгий Михайлович

Ведущая организация Ярославский государственный

университет им. П.Г. Демидова

Защита состоится 28 декабря 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного

совета Д 002.016.01 Учреждения Российской академии наук Института психологии

РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии

наук Института психологии РАН

Автореферат разослан « ______ » _________________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук Андреева Е.А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы исследования

В современных условиях профессия становится не только средством достижения материального благополучия, но и ведущей сферой социальной реализации личности. До недавнего времени российская психология труда, занимаясь проблемами профессионального отбора и пригодности, формированием трудовых навыков и операций, и даже обеспечением мотивационно-личностной базы деятельности, – не связывала все эти аспекты с макросоциальными отношениями, которые оставались практически неизменными, что и давало исследователям право ими пренебрегать. Поэтому главной областью исследования оставалась психология становления профессионала. К тому же, формируемые в условиях преобладания индустриальных технологий профессиональные операции и навыки, действительно, требовали повышенного внимания, в силу своей узкой специфичности для каждой профессии, сложности обучения и требуемого высокого мастерства исполнении. При этом предполагалось, что все, что хорошо сформировано, будет успешно и реализовано. Социальные условия, если и учитывались, то как факторы одностороннего влияния на качество выполнения сугубо профессиональных функций.

Современные социально-экономические преобразования в России вызвали существенную перестройку профессиональной сферы, приведя к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию соответствующих профессиональных слоев населения. Эти изменения совпали с широким внедрением в профессиональную сферу информационных технологий, которые унифицировали обучение и упростили технику исполнения профессиональных функций, ставших сходными для разных профессий. В совокупности эти изменения кардинально сдвинули приоритеты в проблематике исследования профессионалов. Более актуальным стало не формирование высшего уровня профессионального мастерства в одной профессии, а гибкий и психологически безболезненный переход из одной сферы труда в другую, что сделало насущной эффективную реализацию уже имеющегося профессионального потенциала без утраты качества в быстро меняющихся условиях. Однако практическому достижению этой теоретически правильной цели препятствует возрастающий дефицит общественного признания квалифицированного профессионального труда. При этом, все более очевидной становится обратная зависимость качества выполнения профессиональных обязанностей от состояния общества и его отношения к профессионалу. В условиях перемен, сдвигающих критериальные ориентиры оценки профессионализма, появился массовый слой профессионалов, не отвечающих социальному назначению своей профессии. Поэтому проблема реализации профессионала в настоящее время, по сути, стала проблемой его социальной реализации. А проблема адекватности и социального соответствия профессионала, обусловленная идентификационными отношениями его с обществом и профессией, в свою очередь, встраивается в русло проблематики идентичности, социальной адаптации и нравственной регуляции поведения.

Именно поэтому область данного диссертационного исследования мы обозначили как психологию социальной реализации профессионала в системе идентификационных отношений человек–профессия–общество. Здесь аббревиатура система человек–профессия–общество несет тройную нагрузку, т.к. в ней аккумулированы: идентичность (поскольку в единую систему человек, профессия и общество превращаются только вследствие возникновения идентификационных связей между ними), социальность (т.к. добавление «общества» в традиционную исследовательскую диаду «человек–профессия» автоматически делает возникшую таким образом триаду социально-ориентированной), историчность (поскольку понятия профессия, профессионал, профессионализм различны в разные периоды своего сущестования). Все вместе это предопределяет контекст исследования психологии реализации профессионала как социально-исторический. Основное смысловое ядро – реализация профессионала (в отличие от формирования и функционирования) – рассматривается не как самореализация, происходящая внутри субъекта и в интересах субъекта, степень которой оценивается субъектом же, с позиции того, насколько ему подходит эта профессия, – а как реализация, обращенная вовне, осуществляемая в форме социальных профессиональных поступков, через которые уже социум оценивает, насколько ему подходит этот профессионал, в какой степени он соответствует его интересам и запросам.

Научная актуальность состоит в исследовании социальной реализации профессионала, как новой области научного знания, которая закрывает пробел в ряду других исследований профессионала. Необходимо отметить, что российская психология обладает богатыми традициями теоретико-методологических обобщений, а психология труда – сложившимся понятийным аппаратом и отработанными методами, способными успешно решать с единых методологических позиций самые разные проблемы исследования профессионала. Однако социально-экономические преобразования нашего общества потребовали новых теоретических подходов, адекватных изменениям приоритетов в реальной системе профессиональных отношений. Теоретическая проработка этой проблемы представлена в диссертации как «идентификационная концепция социальной реализации профессионала в системе человек–профессия–общество».

Методологическая актуальность состоит в разработке новых исследовательских моделей и принципов в русле все более заметных в мировой и российской психологии тенденций исследования, выходящих за рамки традиционных эмпирико-экспериментальных канонов. В диссертации она представлена как «идентификационная проективно-реконструктивная исследовательская модель социальной реализации профессионала»

Практическая актуальность состоит в разработке методических рекомендаций и конкретных методов исследования реальных поступков профессионалов разных типов в условиях затрудненной реализации, вызванной современными социально-экономическими проблемами, – что предполагает определенный вклад в оптимизацию профессиональной динамики в рамках антикризисной социальной политики, проводимой в стране в ходе реформ и глобализации.

Степень научной разработанности проблемы

Теоретико-методологическим основанием постановки проблемы идентификационных закономерностей социальной реализации профессионала выступает комплекс теоретических представлений и методологических положений, относящихся к основополагающим понятиям выбранной области исследования. Это идентичность, соответствие, самореализация и самоактуализация, маргинальность, система человек–профессия–общество, адаптация, историчность, глобализация.


загрузка...