Развитие теории и обоснование межотраслевых и межрегиональных взаимодействий в процессе формирования национального продовольственного рынка. (26.10.2009)

Автор: Даухарин Жанболат Казиевич

Достижение продовольственной безопасности нельзя сводить только к обеспечению пороговых показателей доли импорта. Макроэкономическая устойчивость, развитие инновационного и инвестиционного потенциала, повышение уровня жизни, демографические процессы, состояние рынка труда – все это обусловливает и взаимосвязано с достижением продовольственной безопасности.

Структура импорта – один из критериев, характеризующих продовольственную безопасность страны (табл.8).

Анализ источников формирования ресурсов продовольствия в странах СНГ свидетельствует, что доля импорта в потреблении продовольствия в целом незначительна – от 3,4 до 10,5%. Однако в разрезе продуктов переработки с более высокой долей добавленной стоимости (мясная продукция, молочная продукция, масло животное и ряд других продуктов) доля импорта превышает критический уровень. Отрицательное сальдо внешней торговли отмечается по мясу птицы, растительному маслу и другим видам продовольствия. В 2007 г. доля импорта сельскохозяйственной продукции в общей структуре импорта Казахстана составляла 6,9 %, России – 13,8 %.

В настоящее время по уровню самообеспечения многими важнейшими продуктами питания Республика Казахстан находится в критическом положении. Так, например, уровень самообеспечения населения Казахстана по ржаному хлебу составляет 14,3 %, бобовым – 32,5 %, плодам и ягодам –49,7 %, сахару – 14,4 %, мясу птицы – 41 %, сыру – 10,9 %, маслу растительному –21,3 %, маргарину – 40,2 %.

Анализ уровня самообеспечения, доли импорта свидетельствует о том, что состояние агропродовольственного комплекса и Казахстана, и России не соответствует параметрам продовольственной безопасности. В условиях низкого платежеспособного спроса населения значительные объемы импорта приводят к нарушению сбалансированности спроса и предложения, что является существенным сдерживающим фактором для развития собственной пищевой промышленности, особенно производства продуктов более глубокой переработки.

Таблица 8

Структура импорта России и Казахстана в 2000 – 2006 гг. (в %)*

Показатели Из СНГ Из других стран

2000 г. 2003 г. 2006 г. 2000 г. 2003 г. 2006 г.

Всего 100 100 100 100 100 100

Живые животные; продукты

растительного происхождения 9,8 9,7 10,9 11,7 11,3 10,1

Жиры и масла животного

или растительного происхождения 0,7 1,0 0,6 1,5 1,1 0,8

Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки; табак 7,4 9,0 8,2 10,7 9,0 7,0

Казахстан

Всего 100 100 100 100 100 100

Живые животные; продукты

растительного происхождения 2,6 2,0 1,6 2,6 2,9 2,5

Жиры и масла животного

или растительного происхождения 1,2 0,8 0,5 0,5 0,5 0,4

Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки; табак 5,8 5,2 5,3 5,7 4,9 4,3

* По данным: Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. -М., 2007. – с.754-769.Внешняя торговля стран Содружества независимых Государств 2007 / Статкомитет СНГ – М. 2008 г. –с.44

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности использована адаптированная (рис.6) для данной проблематики базовая макроэкономическая модель АПК, предложенная ВИАПИ.

Алгоритм прикладной реализации модели предполагает:

- на основе модели спроса населения на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

- на основе моделей блока функционирования АПК определить себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства и переработки и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;

- на основе модели импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;

- на основе моделей блока государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области гарантированной продовольственной безопасности при минимальной сумме государственных затрат.

Рис.6. Выбор мер государственного регулирования национального

продовольственного рынка на основе модели кооперативной теории игр

Результаты прикладной реализации, иллюстрирующие возможности предложенной модели, в агрегированных параметрах (производители – Россия и Казахстан, потребители - население этих стран) на примере двух видов продуктов питания (макаронные изделия и хлеб и колбасные изделия) представлены в (табл.9).

Таблица 9

Результаты прикладного моделирования в агрегированных параметрах

(макаронные изделия и хлеб / колбасные изделия)

Показатели Базовый период Прогнозный период

начало конец начало конец

1. Текущее потребление, тыс.т 160,8/66,8 160,8/66,8 161,2/62,5 161,2/75,0

160,8/66,8 160,8/66,8 161,2/62,5 161,2/62,5

2.Текущая поддержка импорта 1,12/2,94 1,12/2,94 2,39/7,46 2,39/0,00


загрузка...