Развитие теории и обоснование межотраслевых и межрегиональных взаимодействий в процессе формирования национального продовольственного рынка. (26.10.2009)

Автор: Даухарин Жанболат Казиевич

1,12/2,94 1,12/2,94 2,39/7,46 2,39/0,00

3.Уровень издержек производителя

(в долях от выручки) 0,8/0,8 0,5/0,5 0,8/0,8 0,5/0,5

0,2/0,2 0,5/0,5 0,2/0,2 0,5/0,5

4.Текущая функция полезности 1417/1270 1417/1270 2996/-1533 2996/-1533

5.Оптимальное потребление, тыс.т 0,0/0,0 193,0/80,1 0,0/0,0 193,4/76,4

386,0/160,3 193,0/80,1 386,8/150,1 193,4/76,4

6.Уровень издержек производителя

(в долях от выручки) 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0

0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0 0,0/0,0

7. Максимальное значение

суммарной функции полезности 2210/2924 2094/2875 4560/1748 4444/1703

Результаты моделирования показывают, что существующий уровень потребления не соответствует максимуму функции полезности и при соответствующих мерах со стороны государства максимум полезности достигается при больших значениях уровня потребления. При этом необходимо отметить, что: 1) значения потенциально достижимого максимального уровня полезности более чем на 50% превышают уровень полезности, соответствующий текущему потреблению; 2) максимум совокупной функции полезности потребителей и производителей достигается при нулевом уровне поддержки импорта. Последний результат является устойчивым: он достигался при любых начальных распределениях уровней потребления и говорит о том, что снижение уровня господдержки импорта является необходимым условием достижения максимума функции полезности.

Апробация такого подхода показала, что его использование дает возможность моделировать параметры продовольственного рынка, которые обеспечивают оптимальные условия для всех его субъектов: товаропроизводителей, государства и потребителей, выявлять равновесные цены при различных ограничениях на долю импорта в общем потреблении продовольствия.

Макроэкономическая устойчивость, развитие инновационного и инвестиционного потенциала, повышение уровня жизни, демографические процессы, состояние рынка труда – все это обусловливает и взаимосвязано с достижением продовольственной безопасности.

Под продовольственная безопасностью мы подразумеваем неограниченную во времени способность государства и общества обеспечивать доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях, и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных продовольственных ситуациях. В развитие Доктрины продовольственной безопасности РФ в условиях переходной экономикой предлагается следующий подход к ее реализации (рис.7).

Способность отечественных товаропроизводителей обеспечить население страны

питанием в объемах и калорийности, соответствующих минимальным медицинским

нормам, независимость в условиях войны, вооруженных конфликтов

Обеспечение население продовольствием в размере,

не менее требуемого уровня, за счет отечественного производства

Объекты:

-Национальные системы производства и распределения продовольственных товаров

-Сельскохозяйственные угодья, рыбное хозяйство и т.д.

Субъекты:

-Производители

-Потребители

-Функциональные и отраслевые министерства и ведомства

-Отраслевые союзы производителей

-Объединения потребителей

Угрозы

-Потеря управляемости агропродовольственным сектором экономики

-Кризисные явления в агропродовольственном производстве

-Внешняя экспансия

-Антропогенная деградация сельскохозяйственных угодий

-Рискованность зоны земледелия

-Отсутствие потенциала трудовых ресурсов в сельской местности

-Снижение покупательской способности населения

Рис.7. Концептуальная модель продовольственной безопасности

государства


загрузка...