Методологические основы оценки эффективности общественных финансов (26.10.2009)

Автор: Баранова Инна Владимировна

2005 22 2614,3 2358,5 90,2 86,5 9 8

2006 21 3203,1 3286,2 102,6 139,3 9 7

2007 24 3939,9 3885,0 98,6 118,2 16 5

В 2007 г. произошло увеличение количества МЦП, предусмотренных к финансированию из бюджета г. Новосибирска по сравнению с 2004–2006 гг., возрос плановый и фактический объем финансирования. Но при этом в 2007 г. резко увеличилось количество МЦП, по которым объем бюджетного финансирования не соответствовал утвержденным лимитам: недофинансировано 16 МЦП, превышение объема финансирования по сравнению с утвержденными лимитами выявлено по 5 МЦП.

Экспертиза проекта бюджета г. Новосибирска на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг., МЦП, принимаемых к финансированию из городского бюджета, показала, что доля расходов на МЦП в общих расходах бюджета г. Новосибирска снижается и составит в 2009 г. 8,52 %, в 2010 г. – 5,90 %, в 2011 г. – 2,64 %. Выявленная тенденция противоречит концепции реформирования бюджетного процесса, одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Сокращение доли расходов бюджета на финансирование целевых программ говорит о снижение доли бюджетного планирования, ориентированного на результат, что объясняется, в некоторой степени, отсутствием действенной системы показателей эффективности бюджетных расходов.

Обобщение результатов экспертизы МЦП, принятых к финансированию из бюджета г. Новосибирска в 2004–2011 гг., позволило выделить и сгруппировать следующие проблемы:

1. При утверждении решениями городского Совета г. Новосибирска перечня МЦП и объемов их финансирования, намеченных к реализации на очередной год и плановый период, не оценивается соответствие предполагаемых ассигнований на реализацию программ реально имеющимся ресурсам, имеет место значительное расхождение между объемами финансирования, предусмотренными паспортом программы и решением о бюджете города. Это, в свою очередь, не позволяет достичь запланированных программами результатов.

2. Ряд МЦП не содержат информацию о требуемых объемах финансирования программы в целом и с разбивкой по годам с указанием источников финансирования.

3. При разработке и принятии отдельных МЦП отсутствует описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов. Цели и ожидаемые результаты целевых программ сформулированы без четких критериев и индикаторов оценки их достижения.

4. Недостаточность нормативно – правовой базы, регламентирующей порядок разработки и оценки эффективности МЦП г. Новосибирска.

Считаем, что в РФ назрела необходимость использования института независимой экспертизы как инструмента повышения эффективности управления общественными финансами, но для этого необходимы: разработка комплекса мер по обеспечению внедрения независимой экспертизы; установление полномочий независимых экспертов; разработка требований к экспертам и процедуры отбора экспертов; законодательное закрепление обязательности публикации в средствах массовой информации не только законов (решений) о бюджете и отчетов об их исполнении, но и иных документов, регламентирующих формирование и расходование бюджетных средств, официальных материалов контрольно-счетных палат по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям в полном объеме, в том числе с использованием возможностей Интернет-сайтов органов власти.

III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств. – Новосибирск: САФБД, 2009. – 218 с. (13,7 п.л.).

Баранова И.В., Пирогова Т.В. Целевые программы как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат. Новосибирск: САФБД, 2009. – 210 с.(12,5/7,0 п.л.).

Баранова И.В. и др. Стратегическое партнерство вузов как фактор повышения эффективности экономического сотрудничества России и Казахстана. Под общей ред. д-ра экон. наук, профессора Н.А. Апсолямова, д-ра экон. наук, профессора Н.В. Фадейкиной. – Алматы, 2008. – 436 с. (13,7/1,4 п.л.)

Баранова И.В. и др. Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов. Коллективная монография / Под ред. А.Я. Линькова. Том II. – СПб.: Изд-во ТЭССА, 2007. – 552 с. С. 448-452. (37,7/0,3 п.л.).

Баранова И.В. Оценка эффективности и результативности деятельности субъектов государственного сектора экономики. – Новосибирск: САФБД, 2007. – 178 с. (11,1 п.л.).

Баранова И.В., Фадейкина Н.В. Финансовое регулирование развития малого предпринимательства (на примере Сибирского региона). – Новосибирск: Сиб. ин-т финансов и банковского дела, 1999. – 140 с. (8,8/4,4 п.л.).

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России

Баранова И.В. Оценка муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства // Финансы и кредит. – 2009. – № 25. – С. 40–46. (0,6 п.л.).

Баранова И.В. Использование энтропии при оценке эффективности деятельности органов власти в сфере общественных финансов // Сибирская финансовая школа. – 2009. – № 6. (0,4 п.л.).

Баранова И.В. Системный анализ эффективности деятельности органов власти в области общественных финансов с использованием ретроспективы // Сибирская финансовая школа. – 2009. – № 5. (0,85 п.л.).

Баранова И.В. Целевые программы города Новосибирска и проблемы оценки их результативности // Сибирская финансовая школа. – 2009. – № 3. – С. 56–68. (1,1 п.л.).

Баранова И.В., Пирогова Т.В. Межгосударственные целевые программы как инструмент управления государственными финансами// Сибирская финансовая школа. – 2009. – № 2. – С. 8–19. (1,1/0,5 п.л.).

Баранова И.В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // Сибирская финансовая школа. – 2008. – № 5. – С. 134–141. (0,5 п.л.).

Баранова И.В. Взаимосвязь эффективности деятельности органов власти и развития малого бизнеса в регионе // Вестник Томского государственного университета. – № 317. Декабрь. 2008. – С. 154–158. (0,7 п.л.).

Баранова И.В. Оценка сравнительной эффективности программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Новосибирске // Вестник Томского государственного университета. – № 322. Декабрь. 2008. – С. 133–138. (0,5 п.л.).

Баранова И.В. Индикативный подход к оценке эффективности управления общественными финансами // Вестник Томского государственного университета. – № 313. Август 2008. – С. 142–147. (0,5 п.л.).

Баранова И.В. Нормативно-методические аспекты мониторинга эффективности и качества финансового менеджмента в общественном секторе экономики // Сибирская финансовая школа. – 2008. – № 6. – С. 39–48. (0,5 п.л.).

Баранова И.В. Проблемы реализации прав государства по эффективному управлению государственной собственностью // Сибирская финансовая школа. – 2007. – № 2. – С. 12–17. (0,63 п.л.).

Баранова И.В., Ткаченко Н.Н. Формирование доходов и расходов муниципального учреждения ЖКХ // Сибирская финансовая школа. – 2004. – № 3. – С. 17–23. (0,9/0,45 п.л.).

Баранова И.В., Воронина А.В. Особенности бухгалтерского учета и анализа на несостоятельных предприятиях // Сибирская финансовая школа. – 2005. – № 3. С. 28–31; № 4. С. 37–40 . (1,9/1 п.л.).

Баранова И.В., Воронов В.А., Фадейкина Н.В. Государственная политика и организационно-правовые аспекты финансового контроля в государственном секторе экономики // Сибирская финансовая школа. – 2002. – № 2. (0,9/0,3 п.л.).

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов

и материалах научных конференций

Баранова И.В. Концептуальные модели оценки эффективности деятельности органов власти // Вестник Томского государственного университета. Серия экономика. 2009. (0,5 п.л.).

Баранова И.В. Методические аспекты оценки эффективности муниципальных целевых программ // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций: материалы II Международ. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию профессора Л.Т. Гиляровской: в 2 ч. / Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. – Ч. 2. – 327 с. (С. 227–229) (19,1/0,3 п.л.).

Баранова И.В. Проблемы реализации информационного подхода в управлении общественными финансами // Информационные технологии в науке, экономике и образовании: материалы Всероссийская научной конференции 16–17 апреля 2009 года. В 2-х ч., ч. 1 / под ред. О.Б. Кудряшовой; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. 206 с. (С. 36–38) (11,97/0,15 п.л.).

Баранова И.В. Оценка как инструмент управления общественными финансами // Социально-экономическая и политическая модернизация Казахстана – фактор повышения благосостояния населения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Под общей редакцией доктора экон. наук Н.А. Апсолямова, доктора экон. наук Н.В. Фадейкиной. 12 декабря 2008 г. / Каз. фин.-экон. академия. Часть 1. – Семей: КазФЭА, 2008. – 345 с. (С. 12–15) (40,9/0,5 п.л.).


загрузка...