Методологические основы оценки эффективности общественных финансов (26.10.2009)

Автор: Баранова Инна Владимировна

Системный анализ эффективности деятельности ОИВ, с точки зрения автора, основан на предположении, что в любой сфере деятельности ОИВ каждое управленческое решение есть следствие поиска лучшего варианта из множества возможных. Наилучшими в данном случае являются варианты, обеспечивающие повышение качества жизни населения, социально-экономического положения региона, сбалансированность бюджета.

Предлагаемая автором методика системного анализа с использованием ретроспективы при оценке эффективности деятельности ОИВ основана на следующих положениях.

Результаты деятельности ОИВ представляют собой многомерную динамическую систему, поскольку они описываются множеством показателей, перечень которых утвержден Указом Президента РФ № 825. При изучении процессов развития любого объекта (в том числе общественных финансов) особую актуальность приобретают задачи определения уровня этого развития (потенциала), оцененного по комплексу показателей, и построения шкалы для измерения потенциала объекта. Повышение эффективности организации общественных финансов предполагает улучшение показателей эффективности деятельности ОИВ.

В основе системного анализа лежит метод структуризации, для осуществления которой необходимо построение дерева целей и дерева решений. Применение метода структуризации для оценки эффективности деятельности ОИВ заключается в следующем:

– в качестве цели деятельности выступает достижение эталонного состояния общественных финансов, обеспечивающего высокое качество жизни населения региона;

– в качестве дерева целей выступает достижение эталонного состояния по каждому показателю эффективности деятельности ОИВ.

Для осуществления интегральной оценки уровня развития системы в качестве дерева решений выступают коэффициенты относительной важности для каждого показателя, входящего в систему показателей эффективности деятельности ОИВ, отражающие весомость показателей в достижении общей цели системы при ее управлении.

Процедура выявления приоритетов в управлении общественными финансами осуществляется с учетом ранжирования блоков показателей (экономический рост, доходы населения, здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, доступность и качество жилья, правопорядок и общественная безопасность, государственное управление, ЖКХ) по их весам в потенциальной функции интегральной оценки эффективности деятельности ОИВ. Затем в разрезе каждого блока ранжируются показатели эффективности деятельности ОИВ согласно весам признаков в потенциальной функции, описывающей тот или иной блок. В результате такого анализа строится иерархическая схема приоритетов в управлении общественными финансами. Результаты ранжирования представляют собой последовательность, которой следует придерживаться в процессе управления общественными финансами региона.

Используя схему ранжирования приоритетов управления общественными финансами, можно повышать эффективность деятельности ОИВ целенаправленно и тем самым приближаться к эталонному состоянию как потенциала общественных финансов, так и социально-экономического развития региона.

Реализация предложенного методического подхода осуществлена на примере показателей деятельности администрации Новосибирской области.

Статический портрет эффективности деятельности администрации Новосибирской области за 2000–2008 гг. (рис. 7) отражает меру достижения эффективности деятельности ОИВ (показателей, характеризующих экономический рост, доходы населения, здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру и спорт, доступность и качество жилья, правопорядок и общественную безопасность, государственное управление, ЖКХ) эталонного значения. Построение статичного портрета эффективности деятельности администрации Новосибирской области выявило устойчивый рост интегрального показателя с 2001 г. и достижение максимального значения (79 %) в 2008 г. Вместе с тем расчеты показали, что администрация Новосибирской области имеет резервы повышения эффективности управления общественными финансами и повышения качества жизни населения.

Рисунок 7 – Статичный портрет эффективности деятельности

администрации Новосибирской области за 2000–2008 гг., %

Расчет значимости блоков показателей (экономический рост, доходы населения, доступность и качество жилья, здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, ЖКХ, правопорядок и общественная безопасность, государственное управление) в оценке эффективности деятельности администрации Новосибирской области представлен в табл. 2.

Долевое участие блоков в оценке системы деятельности ОИВ представляет собой коэффициент относительной важности для каждого блока показателей, входящих в систему оценки эффективности деятельности администрации Новосибирской области.

Таблица 2 – Расчет коэффициентов относительной важности блоков показателей в оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области за 2000–2008 гг.

Показатели Показатель интегральной оценки эталонных состояний блоков Значимость блоков в оценке деятельности ОИВ Долевое участие блоков в оценке деятельности ОИВ

Экономический рост 21,95 0,162 6,45

Доходы населения 42,31 0,311 12,42

Здравоохранение 81,08 0,597 23,81

Образование 64,88 0,477 19,05

Культура, физическая культура и спорт 64,07 0,471 18,81

Доступность и качество жилья 22,40 0,165 6,58

ЖКХ 23,45 0,173 6,89

Правопорядок и общественная безопасность 15,20 0,112 4,46

Государственное управление 5,22 0,038 1,53

Расчеты выявили самую высокую значимость в достижении общей цели системы (при управлении общественными финансами Новосибирской области) здравоохранения – 23,81 %, образования – 19,05 %, культуры, физической культуры и спорта – 18,81 %, что соответствует основным целям реализации государственной финансовой политики РФ и является приоритетом в управлении финансами Новосибирской области.

Используя результаты ранжирования блоков показателей (экономический рост, доходы населения, здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, доступность и качество жилья, ЖКХ, правопорядок и общественная безопасность, государственное управление), автором построена иерархическая схема приоритетов в управлении общественными финансами Новосибирской области, представленная в диссертации.

Предлагаемая автором методика может быть использована для оценки финансовой устойчивости региона, если она будет определяться для одного субъекта Федерации в динамике за исследуемый период; если же интегральная оценка проводится для множества субъектов Федерации, то она может быть использована в качестве рейтинговой оценки финансовой устойчивости исследуемых регионов.

6. Разработана на основе синергетического подхода методика оценки эффективности деятельности органов власти с использованием энтропии.

Основы теории управления позволяют утверждать, что энтропия – это мера неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях; энтропия противоположна объему имеющейся информации. По мнению отечественных и зарубежных исследователей нет более сильной, организованной и в то же время склонной к возникновению энтропии системы, чем финансовая. Учитывая современную макроэкономическую ситуацию, автором предложена методика применения энтропии для оценки эффективности деятельности ОИВ.

Используя математический аппарат оценки энтропии, предложенный профессором Н.В. Шалановым, автор определяет энтропию расходов консолидированного бюджета Новосибирской области.

Оценка энтропии расходов консолидированного бюджета произведена по нижеприведенной формуле (2):

где   Н – уровень энтропии расходов консолидированного бюджета;

?i – доля расходов консолидированного бюджета.

Оценка энтропии расходов консолидированного бюджета Новосибирской области (табл. 3) выявила неустойчивость показателя энтропии расходов в 2000–2009 гг.: разрыв между минимальным и максимальным значением составляет 0,181 (1,621 в 2000 г., 1,802 в 2006 г.). Автором сделан вывод, что управление бюджетными средствами со стороны администрации Новосибирской области за исследуемые 10 лет носит неупорядоченный характер. Однако в 2005–2009 гг. ситуация принципиально меняется: разрыв показателей энтропии расходов консолидированного бюджета сокращается до 0,023. Максимальное значение энтропии расходов консолидированного бюджета, которое соответствует возникновению порядка из неопределенности поведения общественных финансов, составило 1,802 в 2006 г. По мере роста значений энтропии расходов консолидированного бюджета Новосибирской области и приближения их к максимальному значению (что наблюдается в 2005–2009 гг.) возникает упорядоченность деятельности администрации Новосибирской области по достижению целевых ориентиров финансовой политики и устойчивость управления бюджетными средствами.

Таким образом, в условиях проводимой бюджетной политики ОИВ оптимизируют процесс управления общественными финансами, обеспечивая последовательное улучшение социально-экономического положения субъектов Федерации и укрепление их финансовой устойчивости.

7. Сформулированы авторские методические рекомендации по формированию системы показателей для мониторинга и оценки эффективности деятельности субъектов государственного сектора экономики.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ положила начало реформе имущественных отношений, которая привела к резкому уменьшению размеров ГСЭ и роли государственных предприятий в национальной экономике. При этом результаты деятельности субъектов ГСЭ крайне неудовлетворительны, переплетение интересов чиновников и представителей бизнеса лишает российский ГСЭ необходимой степени прозрачности и эффективности.

По мнению автора, в свете новых вызовов времени и условий реализации государственной финансовой политики возрастает значимость формирования эффективного ГСЭ, способного стать главной силой социально-экономического развития России.


загрузка...