Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза (26.10.2009)

Автор: Атанасян Сергей Левонович

(по результатам разных этапов анкетирования студентов)

Аналогичный эксперимент был проведен и в отношении преподавателей, которые могли высказываться не только о возможности практического использования ресурсов среды, но и профессионально оценивать эффективность разработанной среды МГПУ и теоретической модели. В данном случае коллективное мнение педагогов можно рассматривать как профессиональную экспертную оценку результатов проделанного исследования. Анкетирование проводилось среди педагогов и сотрудников МГПУ трижды: в августе 2007 года (первый этап), в августе 2008 года (второй этап) и в феврале 2009 года (третий этап). В среднем, на каждом этапе удалось собрать около 350 анкет, заполненных анонимно. Использовалась анкета, специально разработанная для преподавателей и сотрудников университета. Результаты анкетирования обрабатывались по схеме, аналогичной обработке студенческих анкет. В результате отмечен рост требуемого показателя с течением времени в условиях тестирования педагогов-профессионалов, добровольно и осознанно выбирающих и использующих средства информатизации. Это возможно только в случае, когда разработанная информационная образовательная среда и использованные теоретические подходы достаточно эффективны. В ходе третьего этапа анкетирования все преподаватели и сотрудники университета отметили, что использование информационных ресурсов среды более удобно и эффективно с точки зрения повышения качества подготовки педагогов. Отмечена целесообразность дальнейшего совершенствования и расширения информационной образовательной среды университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное и описанное в диссертации научное исследование позволило определить основные педагогические и методологические факторы, способствующие формированию и эффективному использованию в процессе подготовки педагогов информационной образовательной среды вуза.

Накопленный опыт теоретической и практической деятельности, связанной с проведением исследования, формированием и внедрением информационной образовательной среды в педагогическом вузе, позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Создание среды, как и работа с ее информационными ресурсами прививает будущим педагогам интерес к жизни университета, обеспечивает их доступом к информации о специфике учебной и внеучебной деятельности вуза, делает их причастными к формированию направлений образовательной деятельности, реализуемых педагогическим вузом; у студентов появляется дополнительное направление и факторы повышения мотивации для творческого исследования в процессе их привлечения к разработке и компоновке информационных ресурсов; у будущих педагогов формируется потребность в обучении школьников с использованием систематизированных средств информатизации образования;

2. Педагогический вуз предоставляет студентам дополнительные возможности для самообразования за счет того, что информационная образовательная среда интегрирует (содержательно и технологически) инструменты для проведения промежуточной аттестации, рубежного контроля, средства учета и аккумулирования результатов педагогических измерений, а также средства обучения и информационные ресурсы, необходимые для самообразования;

3. Приобщение преподавателей педагогического вуза к использованию унифицированных информационных технологий способствует проникновению средств информатизации в преподавание дисциплин, напрямую не связанных с информатикой, влечет за собой развитие межпредметной интеграции и междисциплинарного информационного обмена, способствует более тесной связи учебного процесса в вузе и педагогической практики студентов в школе;

4. Унификация информационных ресурсов и сервисов в рамках единой среды не требует от студентов, педагогов и сотрудников вуза изучения дополнительных приемов работы при освоении новых ресурсов, появляющихся в среде;

5. Благодаря интеграции информационных ресурсов в среде внеучебные мероприятия становятся не только более обеспеченными средствами информатизации, но и связанными с ходом основного учебного процесса в вузе, а также элементами внеучебной деятельности, характерными для обучения школьников; за счет полноценного информационного сопровождения внеучебные мероприятия посещают те студенты, для которых эти мероприятия интересны и полезны, что делает внеучебную деятельность более эффективной;

6. За счет единообразия и интеграции информационных ресурсов среды активизируется научно-методическая деятельность студентов, направления и результаты которой более точно соответствуют профилю и содержанию подготовки педагогов в вузе; благодаря специализированным средствам среды и аккумулированию информации об индивидуальных научных интересах существенно повышается научное общение студентов друг с другом, что положительно сказывается на обучении и воспитании будущих учителей;

7. Формирование среды способствует преемственности дипломных и курсовых работ: студенты, выполняя учебное, научное или методическое проектирование и используя ресурсы среды, опираются на результаты, полученные ранее другими студентами в ходе аналогичной проектной деятельности;

8. С внедрением среды у преподавателей вуза появляется дополнительный стимул к разработке новых учебно-методических материалов, которые включаются в состав ее информационных ресурсов. Разрабатываемые материалы содержательно и методически связываются с другими, уже имеющимися в среде разработками, и отвечают потребностям системы подготовки педагогов в вузе; за счет использования дополнительных средств и ресурсов активизируется профессиональное общение преподавателей вуза и школьных учителей, такое общение базируется на содержании, характерном для образовательной деятельности педагогического вуза;

9. Традиционное содержание обучения студентов расширяется за счет интегрированного использования взаимосвязанных информационных ресурсов, относимых к различным дисциплинам, связи учебного материала с содержанием контрольно-измерительных ресурсов, учета современного содержания обучения школьников в ходе методической подготовки педагогов;

10. Традиционная методология обучения студентов педагогического вуза расширяется за счет применения методических сценариев, основанных на поиске информации в среде, сравнении информации, приведенной в разных источниках, использовании взаимосвязанных информационных ресурсов из различных компонент среды, учебного телекоммуникационного проектирования, создания новых ресурсов среды, применения интегрированных информационных ресурсов при обучении школьников в рамках педагогической практики.

Обобщая содержание диссертации и автореферата, можно отметить, что в ходе исследования получены следующие основные результаты:

1. Обосновано, что информатизацию системы подготовки педагогов в вузе целесообразно осуществлять на основе унифицированного объединения средств информатизации учебной, контрольно-измерительной, внеучебной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности, а также информационного обеспечения педагогической практики студентов и работы с учителями – выпускниками вуза в единую информационную образовательную среду. Такая среда должна иметь многокомпонентную структуру, отражающую виды деятельности преподавателей, студентов и администрации педагогического вуза;

2. Разработана модель информационной образовательной среды, отражающая более 270-ти классифицированных факторов, характеризующих специфику и направления информатизации высшего педагогического образования, в том числе компонентную структуру среды, виды информационных ресурсов и требования к ним, рекомендации по формированию и использованию информационной образовательной среды при обучении педагогов, условия подготовки преподавателей и сотрудников педагогического вуза к работе с информационной образовательной средой;

3. Предложены подходы к оценке эффективности включаемых в среду информационных ресурсов, основанные на апробации и экспертизе. С учетом этого разработана технология интеграции информационных ресурсов и компонент в рамках единой информационной образовательной среды педагогического вуза, обеспечивающая включение в нее только качественных и эффективных информационных ресурсов, отвечающих требованиям и потребностям системы подготовки педагогов и однозначно позиционируемых в системе классификации, принятой для организации компонент среды. Описан алгоритм формирования информационной образовательной среды педагогического вуза, предусматривающий, в том числе, формирование системы содержательного описания информационных ресурсов, исследование соответствия информационного ресурса содержательному описанию, а также психолого-педагогическим, техническим и эргономическим требованиям, поиск наиболее эффективных информационных ресурсов, востребованных системой подготовки педагогов в вузе;

4. Отобраны перспективные технологии, использование которых оправдано при построении ресурсов и компонент среды (базы данных, базы знаний, телекоммуникационные технологии, электронная почта, телеконференции, удаленный доступ к информационным ресурсам, технологии информатизации библиотечного дела, поиска, технологии Интранет, мультимедиа-технологии). Разработанные в ходе исследования на их основе информационные ресурсы являются компонентами информационной образовательной среды и эффективны в соответствующих областях деятельности педагогического вуза;

5. Определена методология подготовки педагогов в условиях формирования информационной образовательной среды. Выявлены пути установления соответствия средств и ресурсов среды существующим методическим системам обучения, сложившимся в педагогическом вузе. С учетом этого предложены методы подготовки педагогов на базе ресурсов информационной образовательной среды, в том числе с использованием содержащейся в них педагогически значимой учебной информации, учебное телекоммуникационное проектирование, проведение учебных телеконференций, создание новых ресурсов среды и участие в соответствующих учебных проектах. Описаны особенности работы преподавателей и студентов вуза с учебными ресурсами среды;

6. Предложен метод обучения, в рамах которого студенты нацеливают или адаптируют собственные разработки (осуществляемые в ходе изучения различных дисциплин и самообучения, педагогической практики, в процессе курсового или дипломного проектирования, в инициативном порядке) для включения в состав среды, соблюдая принятые правила интеграции. Благодаря такому подходу студенты чувствуют себя приобщенными к развитию системы обучения в вузе, активно изучают приемы унификации ресурсов и технологий, приобретают значимые для педагога навыки работы в коллективе, имеют доступ к последним достижениям в области педагогики, психологии, методики и специальных дисциплин, приобретают дополнительные навыки обучения с использованием современных средств информатизации, а также потребность в применении системных подходов к информатизации образовательной деятельности в последующей работе со школьниками;

7. Сформулированы рекомендации по построению единого информационного образовательного пространства вузов на региональном (на примере города Москвы) и федеральном уровнях, выявлены характеристики и преимущества создания информационного образовательного пространства системы высшего образования (комплексность, практическая направленность, универсальность, реальность, демократичность), разработаны основные методологические и технологические требования к информационным ресурсам, технологиям и компонентному составу информационной образовательной среды педагогического вуза, предусматривающие ее последующее взаимодействие с единым федеральным информационным образовательным пространством;

8. Выявлены требования к подготовке педагогических кадров в условиях становления информационного образовательного пространства – требования модульности, вариативности, многоэтапности, согласованности, непрерывности и преемственности. Разработана методология подготовки и переподготовки преподавателей педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях формирования и внедрения информационной образовательной среды. Определено содержание подготовки преподавателей, предложена программа соответствующих учебных курсов, включающая такие разделы, как «Подготовка педагогов с использованием ресурсов и компонент информационной образовательной среды», «Средства информатизации подготовки педагогов в вузе» «Качество ресурсов, входящих в состав информационной образовательной среды педагогического вуза», «Методы обучения студентов педагогических вузов с использованием ресурсов информационной образовательной среды»;

9. В ходе экспериментальной работы подтверждена гипотеза исследования и обосновано, что формирование информационной образовательной среды в вузах позволяет поднять качество подготовки педагогов на более высокий уровень, повышая активность и самостоятельность студентов в процессе обучения, положительно отражается на эффективности функционирования педагогического вуза, деятельности преподавателей и администрации, положительно влияет на доступность и открытость образовательных ресурсов. Подготовка педагогов в условиях использования информационной образовательной среды формирует у студентов более высокий уровень информационной культуры, способствует выработке у будущих учителей готовности и потребности к системному использованию информационных технологий в педагогической и научно-методической работе.

Необходим комплекс взаимосвязанных дальнейших исследований во всех областях деятельности, как профессорско-преподавательского состава, так и административно-технического персонала педагогического вуза. В ходе таких исследований следует выявить оставшиеся за рамками данной диссертации положительные и отрицательные аспекты предложенной методологии информатизации системы подготовки педагогов в вузах, основанной на унификации и интеграции разрозненных образовательных информационных технологий и ресурсов.

Всего опубликовано 67 печатных работ общим объемом более 146 печатных листов. Из них 30 работ по теме диссертационного исследования.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

I. Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

1. Информационная образовательная среда педагогического вуза. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2007, №2-3. С. 83-89.

2. Научно-исследовательская компонента информационной образовательной среды педагогического университета. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Информатизация образования". / М.: РУДН, - 2007, №4. С.47-51.

3. Моделирование информационной образовательной среды педагогического вуза. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2008, №2. С. 17-22.

4. Систематизация технологий, используемых в информатизации организационно-управленческой деятельности педагогического вуза. / М.: РУДН, – 2008, №3. С. 32-39.

5. Проектирование структуры информационной образовательной среды педагогического вуза. // Информатика и образование. М., – 2009, №3. C. 90-96. (В соавторстве Григорьев С.Г., Гриншкун В.В.).

6. Особенности информатизации образовательной деятельности в педагогических вузах. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2009, №2. С. 6-14.

7. Особенности оценки качества подготовки студентов в условиях комплексной информатизации педагогического вуза. // Стандарты и мониторинг в образовании. / М.: Русский журнал, – 2009, №4. С. 58-62.

8. Экспериментальная практика внедрения информационной образовательной среды в педагогическом вузе. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2009, №3. С. 16-21.

II. Монографии.

9. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза. Монография. // Воронеж: Научная книга, – 2008. 200 с.

10. Методология разработки и использования информационной образовательной среды при подготовке студентов педагогического вуза. Монография. // Воронеж: Научная книга, – 2009. 152 с.


загрузка...