Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза (26.10.2009)

Автор: Атанасян Сергей Левонович

Атанасян Сергей Левонович

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(информатизация образования)

Автореферат диссертации на соискание

ученой степени доктора педагогических наук

Москва,

Работа выполнена в центре информационных технологий в образовании

Учреждения Российской академии образования

«Институт содержания и методов обучения»

Научный консультант: член-корреспондент РАО,

доктор технических наук, профессор

Григорьев Сергей Георгиевич

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор технических наук, профессор

Тихонов Александр Николаевич

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Логвинов Игорь Иосифович

доктор педагогических наук, профессор

Капустин Юрий Иванович

Ведущая организация: Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена

Защита диссертации состоится «24» декабря 2009 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения».

Автореферат размещен на сайте http:// www.ismo.ioso.ru

Автореферат диссертации разослан «___» ноября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук Е.А. Седова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Реформирование экономической, социальной и многих других сфер жизни современного российского общества не могут не повлечь за собой необходимость реформирования системы образования. Специалисты всех уровней и профильных направлений, подготовка которых осуществляется образовательными учреждениями, должны быть готовы к эффективной профессиональной деятельности, необходимой обществу на данном этапе его развития. Неслучайно с каждым годом появляется все больше исследований, нормативных документов, программ и проектов, предусматривающих достаточно существенные преобразования, касающиеся отечественной системы образования. В этой связи можно отметить переход на многоступенчатую подготовку студентов в вузах, внедрение кредитно-рейтинговой системы, изменение образовательных стандартов, появление большого количества новых учебников и пособий, новаций в содержании, методах и формах обучения.

Практически все проводимые реформы и преобразования, касающиеся, в частности, системы высшего профессионально образования, так или иначе, обуславливают потребность в совершенствовании информационного обеспечения процессов подготовки специалистов. Информация, средства ее хранения, обработки и представления, а также подходы к обучению и воспитанию с использованием новейших информационных технологий занимают одно из ключевых мест во многих научных исследованиях и государственных программах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий выступают в качестве основного фактора обновления профессионального образования. Очевидно, что такие запросы делают актуальными проблемы эффективной информатизации системы высшего профессионального образования.

Значимость и специфика использования информационных и телекоммуникационных технологий при подготовке студентов вузов рассматривалась во многих педагогических исследованиях. Вопросам информатизации высшего образования посвятили свои научные труды А.Г. Абросимов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, И.Б. Готская, А.П. Ершов, С.А. Жданов, Ю.И. Капустин, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, С.И. Макаров, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Н.Х. Розов, А.Н. Тихонов и многие другие ученые.

Практически во всех современных исследованиях отмечается, что стоявшие ранее проблемы организационного характера, связанные с обеспечением вузов компьютерной техникой и качественным доступом к телекоммуникационным сетям остаются актуальными, но постепенно отходят на второй план. Основное внимание сейчас должно уделяться проблемам реального повышения эффективности подготовки специалистов в условиях использования информационных технологий, выявлению потребностей системы образования в информатизации, созданию качественных электронных ресурсов с содержательным наполнением, адекватным особенностям методических систем обучения отдельным дисциплинам. Наряду с этим существенными являются и задачи выработки соответствующих профессиональных качеств у педагогов, а также проблемы системной информатизации различных областей деятельности современного высшего учебного заведения.

Все отмеченное в полной мере можно отнести и к специфике подготовки студентов в педагогических вузах страны. Очевидно, что современный учитель после окончания педагогического вуза в своей профессиональной деятельности непременно столкнется с информационными технологиями. Это будет необходимо ему не только для повышения эффективности собственной работы, связанной с подготовкой школьников, но и для воспитания членов общества, обладающих необходимым уровнем информационной культуры, способных ориентироваться в технологиях, которые общество берет на вооружение в процессе информатизации. Педагогический вуз должен не только познакомить студентов с современными информационными технологиями, но и привить будущим педагогам все необходимые качества, которые позволили бы осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, эффективно используя технологии и средства информатизации. О возможности подобной подготовки студентов в вузе свидетельствует и опыт работы Московского городского педагогического университета. При этом от системности и адекватности применения информационных технологий в вузах напрямую зависит и качество соответствующей подготовки педагогов. В этой связи проблемам комплексной информатизации педагогических вузов должно уделяться первостепенное значение.

Нельзя не отметить, что с каждым годом внедрение информационных технологий в систему педагогического образования становится все более масштабным. При этом в ходе информатизации в педагогических вузах разрабатывается большое число информационных ресурсов, значимых для всей системы образования. В электронную форму переведено большинство используемых на практике учебных, научных и методических разработок. Педагоги применяют средства обучения, созданные с учетом возможностей и преимуществ компьютерной техники. Информатизация дает толчок для дальнейшего развития относительно новых форм образовательной деятельности, таких как дистанционное образование, технологии которого постепенно проникают в систему подготовки педагогов.

Существует большое количество теоретических и практических исследований, посвященных непосредственной информатизации учебного процесса. Во многих научных трудах описаны соответствующие средства обучения. В этой связи достаточно сослаться на публикации М.Н. Алексеева, И.М. Бобко, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, В.А. Кудинова, А.А. Кузнецова, В.П. Кулагина, Д.Ш. Матроса, И.Н. Скопина, А.Н. Тихонова и многих других. Ранее доказано, что информатизация учебного процесса влечет за собой повышение наглядности и интенсивности обучения, выработку у студентов качеств, необходимых для жизни и профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Существенным элементом системы подготовки педагогов в вузе была и остается педагогическая практика. Вне зависимости от ее профильной направленности, непрерывности и продолжительности полноценная работа студентов в качестве школьных учителей требует использования особых подходов к информатизации. В этом случае информационные технологии не только способствуют решению организационных вопросов, связанных с проведением практики – учетом школ, студентов, хода и результатов такого вида учебной деятельности, но и позволяют студентам проводить занятия со школьниками, опираясь на возможности и преимущества, которыми обладают такие технологии. Об этом свидетельствуют работы Т.А. Бороненко, С.А. Жданова, О.Ю. Заславской, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и других.


загрузка...