Организационно-экономический механизм развития местного самоуправления на сельских территориях (26.10.2009)

Автор: Адукова Алевтина Николаевна

Обоснованное определение размера бюджетных субсидий важно не только для сельхозтоваропроизводителей, но и объективной оценки государственных и муниципальных органов власти. Сложившаяся дифференциация бюджетных субсидий ставит их в неравное положение, снижает мотивацию в развитии отрасли.

В ходе исследования выявлен ряд других зависимостей, представляющих научный и практический интерес, и которые следует учитывать государственным и местным органам власти в своей деятельности по развитию сельского хозяйства. В их числе следующие:

1. Рост доли сельхозорганизаций в производстве сельхозпродукции ведет к увеличению получаемой ими прибыли по всей хозяйственной деятельности в расчете на 1 га с.х. угодий с учетом субсидий. Наиболее высока эффективность субсидий в субъектах РФ, в которых доля сельхозорганизаций в производстве сельхозпродукции превышает 50% (табл. 5). Таких регионов в стране 8, в них прибыль в расчете на 1 руб. бюджетных субсидий за вычетом субсидий в 2006 г. составила 2,2 руб. Причем, сальдированный результат (прибыль минус убыток) в расчете на 1 га с.х. угодий в данной группе многократно выше, даже чем в регионах предыдущей группы (в растениеводстве – в 9,1 раза, в животноводстве – в 4,9 раза). Кроме того, в этих субъектах РФ на 1 га сельхозугодий приходится лишь 452,2 руб. ($14) бюджетных субсидий, что на 75 руб. (14,2%) ниже, чем в среднем по России.

Из этого следует, что указанную (50%) долю необходимо считать своеобразной критической массой, снижение которой крайне нецелесообразно. Данный факт необходимо учитывать при дальнейшем реформировании аграрного сектора, в том числе разработке стратегии его развития.

2. В субъектах РФ, в которых на долю сельхозорганизаций приходится до 20% производимой сельхозпродукции, «положительную рентабельность» (определенную по «прибыли по всей хозяйственной деятельности в расчете на 1 руб. субсидий за вычетом этих субсидий») имеют 11,1% регионов. В остальных группах их доля составляет соответственно 25,0%, 50,0%, 52,0% и 75,0%, т.е. по мере увеличения доли сельхозорганизаций в производстве сельхозпродукции, устойчиво растет и прибыльность бюджетных субсидий. Таким образом, для развития аграрного сектора страны основную ставку необходимо делать на сельскохозяйственные организации.

В целом, результаты данного этапа исследований свидетельствуют о необходимости увеличения и более равномерного распределения по регионам средств бюджетной поддержки сельского хозяйства, изменения акцентов в их использовании, совершенствования стратегии и программ развития отрасли.

Таблица 4

Производственная эффективность бюджетной поддержки сельского хозяйства РФ (все категории хозяйств, 2007 г.)

№ Группы субъектов РФ по поддержке сельского хозяйства в расчете на 1 га с.х. угодий, руб. Количество субъектов РФ В среднем по группе

В расчете на 1 га с.х. угодий Достигнутый уровень в 2007 г. от

среднегодового за 1986-1990 гг., %

Бюджетные субсидии, руб. Производство валовой продукции сельского хозяйства в действовавших ценах, руб. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, кг Производство молока, кг

Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе), кг Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, кг Производство молока, кг

Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе), кг

1 до 300 16 228,5 6124,7 317,9 115,9 16,6 80,3 67,1 55,6

2 301-600 23 443,2 10981,6 455,5 148,8 29,3 70,2 50,5 56,8

3 601-900 13 759,6 19377,7 735,6 279,9 51,0 83,5 65,0 58,8

4 Свыше 900 18 1791,9 22339,5 545,5 332,3 73,0 99,5 62,4 83,3

Итого 70 540,0 11078,6 436,0 170,1 31,1 79,2 60,0 62,3

Таблица 5

Экономическая эффективность бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций РФ (2006 г.)

№ Группы субъектов РФ по доле сельхозорганизаций в производстве валовой продукции сельского хозяйства, % Количество субъектов РФ В среднем по группе в расчете, руб.

на 1 га с.х. угодий на 1 руб. бюджетных субсидий

Бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой

деят-ти сельхозорганизаций Прибыль до налогообложения по всей деятельности сельхозорганизаций Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) сельхозорганизаций Прибыль до налогообложения по всей деятельности сельхозорганизаций, включая субсидии из бюджетов Прибыль до налогообложения по всей деятельности сельхозорганизаций без субсидий из бюджетов

включая субсидии из бюджетов без субсидий из бюджетов растениеводства животноводства

1 до 20 9 79,3 -21,0 -100,3 0,0 -6,2 -0,3 -1,3

2 21-30 12 149,7 127,8 -21,9 46,7 61,1 0,9 -0,1

3 31-40 18 217,7 234,8 17,0 68,6 115,1 1,1 0,1

4 41-50 25 298,2 309,1 10,8 77,9 167,3 1,0 0,0

5 свыше 50 8 452,2 1455,1 1002,9 712,3 826,0 3,2 2,2

Итого 72 258,1 370,5 112,4 137,3 200,8 1,4 0,4

6. Необходимость комплексной государственной и муниципальной поддержки аграрного сектора. В настоящее время относительно небольшая финансовая поддержка является почти единственным инструментом регулирования деятельности формирований аграрного сектора России со стороны государственных и местных органов власти. Эта ошибочная идеология, заложенная в основу управления отраслью - следствие суженного понимания роли государственных и местных органов власти в экономике. Данный вывод сделан на основе анализа передового зарубежного опыта, показывающего, что успехи аграрного сектора в развитых странах связаны именно с комплексным характером его поддержки.

Учитывая российский и зарубежный опыт, а также итоги экспертных оценок в ходе исследования установлено, что создание приемлемых условий хозяйствования для формирований аграрного сектора предполагает выполнение государственными и местными органами власти весьма обширного перечня функций (табл. 6).

Таблица 6

Функции государственного и муниципального управления в АПК

№ Функции

1 Лоббирование интересов отрасли

2 Разработка и реализация стратегии развития АПК

3 Разработка и реализация программ развития АПК


загрузка...