Проектирование методической системы профессиональной подготовки учителя информатики и преподавателя IT- дисциплин (26.10.2009)

Автор: Абдулгалимов Грамудин Латифович

Абдулгалимов Грамудин Латифович

Проектирование

методической системы профессиональной подготовки учителя информатики и преподавателя IT-дисциплин

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

москва 2009

Работа выполнена на кафедре прикладной математики и информатики

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова»

Официальные оппоненты: Монахов Вадим Макариевич

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Вострокнутов Игорь Евгеньевич

доктор педагогических наук, профессор

Козлов Олег Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет »

Защита состоится « 23 » декабря 2009 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.136.04 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

HYPERLINK "http://vak.ed.gov.ru/

http://vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан « » 2009 г

Ученый секретарь

диссертационного совета Т.В. Туманова доктор педагогических наук

общая характеристика работы

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, когда информационные технологии (ИТ) становятся важнейшими составляющими жизнедеятельности человека и социума, резко повысилось внимание к изучению дисциплин из области информационных технологий (IT-дисциплин или ИТ-дисциплин) на разных уровнях образования. В связи с переходом общества к информационному типу становятся актуальными различные аспекты профессиональной подготовки учителей информатики для школ и преподавателей ИТ- дисциплин для учебных заведений начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

Современные темпы развития информационных технологий приводят к постоянному изменению объема профильных знаний, а также к динамике требований работодателей к специалистам в ИТ- области. В этих условиях на первый план выходят вопросы профессиональной компетентности учителя информатики и преподавателя ИТ- дисциплин.

В условиях информационного общества реальное поле профессиональной деятельности учителя информатики, как ИТ- специалиста, расширяется. Анкетирование среди практикующих, а также будущих учителей информатики – выпускников Дагестанского государственного педагогического университета – показали тревожные результаты: 33% опрошенных из выпусков последних 5 лет преподают ИТ- дисциплины в учебных заведениях НПО, СПО и ВПО, около 20% - заняты в непедагогической области, но тесно связанной с ИТ, а остальные – менее 50% трудятся в школе. Вместе с тем тестирование студентов старших курсов педвуза выявило, что только 12% опрошенных обладают необходимыми предметными знаниями для преподавания ИТ-дисциплин на НПО и СПО и из них более половины оказались те, кто не собираются на педагогическую работу.

Таким образом, 25-30% выпускников педвузов реально работающих ИТ- преподавателями НПО и СПО не обладают необходимыми предметно-профильными компетенциями. Вместе с тем следует заметить, что выпускники технических вузов, претендующие на вакансии ИТ- преподавателей, как правило, отличаются явно недостаточной педагогической подготовкой. В то же время, небольшое число вузов, выпускающих педагогов профессионального обучения в ИТ- области и сосредоточенных в основном в больших городах, с такой глобальной проблемой, как обеспечение развивающееся информационное общество необходимым числом ИТ- преподавателей, не справляется. Естественное преодоление этого дефицита связано с открытием новых вузов или специальностей по подготовке ИТ- преподавателей. Однако для многих регионов такое решение проблемы по многим причинам (экономические, кадровые и др.), не является реальным. Единственным решением проблемы обеспечения НПО и СПО ИТ- преподавателями является ориентация региональных вузов на решение этой проблемы, как приоритетной.

Естественно, что современное педагогическое образование традиционно дает необходимую профессиональную подготовку будущего учителя информатики для школы. Однако в сложившихся условиях педвузы могут и должны принять более активное и продуктивное участие в подготовке не только учителя информатики для общей и профильной школы, но и подготовить его к преподаванию ИТ- дисциплин в учебных заведениях НПО и СПО. Осуществляющаяся сегодня подготовка и переподготовка будущего учителя информатики к преподаванию ИТ- дисциплин НПО и СПО, можно характеризовать как фрагментарную и неудовлетворительную. Решение этой проблемы, прежде всего, связано с поиском путей создания новой методической системы профессиональной подготовки в педвузе учителя информатики, готового преподавать ИТ- дисциплины НПО и СПО.

В ходе диссертационного исследования были изучены и систематизированы результаты исследований по теории и методике профессионального образования. Теоретические основы профессиональной готовности будущего учителя освещены в трудах отечественных исследователей О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Шербакова и др. Вопросы формирования содержания подготовки будущего учителя информатики и совершенствования методической системы обучения его информатике в педвузах исследовались в работах Г.А. Бордовского, Ю.С. Брановского, Е.В. Данильчука, В.А. Далингера, А.А. Кузнецова, В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, В.А. Сухомлина, В.Л. Матросова, Т.К. Смыковской, А.В. Петрова, М.В. Швецкого и др. Проблемы подготовки будущего учителя к применению информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности рассматривались в работах Я.А. Ваграменко, В.А. Извозчикова, И.В. Роберт, O.K. Филатова, С.В. Панюковой, Н.В. Софроновой, В.Ф. Шолоховича и др.

Результаты анализа исследований по проблемам формирования готовности будущего учителя информатики к профессиональной деятельности, показали, что целый ряд важных вопросов остаются недостаточно разработанными. В стадии становления находится целостный подход к пониманию профессиональной подготовки в педвузе учителя информатики к преподаванию ИТ-дисциплин НПО и СПО, в условиях информационного общества. Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия между:

значительным потенциалом сложившейся системы (более 25 лет) профессиональной подготовки учителя информатики в педвузе и фрагментарным характером поствузовского профессионального повышения квалификации выпускника при выборе вакансии преподавателя ИТ- дисциплин;

очевидной потребностью в специальной подготовке преподавателя ИТ-дисциплин и неразработанностью методической системы и педагогических условий такой системной подготовки для выпускников педвузов;

признанием педагогами возможности осуществления профессиональной подготовки выпускника педвуза к преподаванию ИТ- дисциплин в условиях многоуровневой системы образования и отсутствием методических путей реализации таких возможностей и разработки официального и закрепленного статуса такой подготовки.

Наличие этих противоречий и отсутствие целостной концепции профессиональной подготовки будущего учителя информатики к преподаванию ИТ- дисциплин в учебных заведениях НПО и СПО, различные степени разработанности целей, содержания, методов, организационных форм в существующей практике профессиональной подготовки в педвузе обусловливает актуальность исследования, проблемой которого является разработка теоретической концепции проектирования профессиональной подготовки будущего учителя информатики к преподаванию ИТ- дисциплин НПО и СПО.

Тема исследования: проектирование методической системы профессиональной подготовки учителя информатики и преподавателя IT- дисциплин.

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя информатики и преподавателя ИT- дисциплин.


загрузка...