Социокультурные проекции агональности (26.09.2012)

Автор: Яровой Андрей Викторович

Яровой Андрей Викторович

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКЦИИ АГОНАЛЬНОСТИ

24.00.01 – Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки, факультета философии и культурологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный доктор философских наук, профессор

руководитель: Драч Геннадий Владимирович

Официальные Гречко Петр Кондратьевич

оппоненты: доктор философских наук, профессор

заведующий кафедрой социальной философии

Российского университета дружбы народов

Матяш Тамара Петровна

доктор философских наук, профессор

Южный федеральный университет

профессор кафедры философии,

культурологии и философии науки

Любченко Василий Сергеевич

доктор философских наук, профессор

Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

заведующий кафедрой философии

Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Защита состоится «27» декабря 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «___» _________ 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная

Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования.

Агональность с ее стремлением к первенству, с борьбой за престижные позиции в обществе, с желанием быть лучшим и быть достойным издавна известна человеческому бытию. Она настолько укоренена в нем, что возникает мысль о ее природном происхождении. Достаточно сравнить агональность с состязательностью, чтобы увидеть, как мир Природы наполнен борьбой за существование между различными биологическими видами, при этом борьба пронизывает и внутривидовые отношения. Считается, что это азбука естествознания. Борьба за существование в животном мире определяла право на жизнь наиболее приспособленным видам, которые оставляли потомство способное выстоять в межвидовой и внутривидовой борьбе. В этом контексте можно говорить о существовании на уровне инстинктов особой психологической установки, требующей постоянной борьбы за существование, в которой победителем становится сильнейший. Тогда можно ли свести все феномены проявления агональности в обществе к инстинктивной природе человека? Греческие агоны, спортивные состязания, войны средневековья, дуэли и экономическая конкуренция, борьба за политическое лидерство, народные спортивные праздники и многое другое можно объяснить только тем, что такова природа человека, вечно ищущего раздора, противоречия, соперничества, чтобы тем самым утверждаться в собственном бытии.

Возникая на границе биологического и социального, агональность оказывается связанной с областью культуры, что актуализирует обращение к феномену агонального, уже как к социокультурному феномену, обладающему собственной функциональностью, собственными границами в области культуры. Агональность представляется неразрывно связанной с культурой, в которой инициирует возникновение множества феноменов агонального типа, отличающихся своим игровым, состязательным, конкурентным характером.

С другой стороны, агональность находится у истоков культуры, выражая ее сущностную сторону, и тогда культура представляет собой творческую вражду всех против всех, в которой создается и закаляется ее здание. Происходит проецирование агональности на структуру культуры, создаются новые механизмы потребления и передачи культурных ценностей, воспитывается человек агонального типа. Рассмотрение этих процессов с позиций культурологического осмысления также является актуальным.

Не менее важным является проблема выживаемости культуры, в условиях нарастающей агональности, что можно наблюдать в современном мире и непосредственно в российском обществе; при этом следует прояснить ситуацию перерастания агональности в крайние состояния: агрессивную борьбу на уничтожение или виртуальную игру ради игры. Чем могут обернуться для культуры указанные процессы? Будут ли они губительны для нее или будут способствовать активному развитию, выработке новых форм, норм и правил поведения?

Постановка проблемы. Тема социокультурных проекций агональности возникла в связи с эмпирически фиксируемыми явлениями состязательности, противоборства, которые соотносимы как с различными этапами существования европейской цивилизации, так и с географически отдаленными территориями других культурных пространств. В связи с тем, что агональность оказывается явлением, принадлежащим и миру Природы и миру Культуры, возникает вопрос об определении статуса агональности как культурного феномена и выявлении его уникальных характеристик и качеств.

Проблематика, требующая культурологического осмысления, включает в себя вопрос о сущности и содержании способа самоутверждения человеческого бытия в условиях противоборства и противостояния, когда система ценностей и норм создается и подвергается испытаниям, когда вырабатываются средства ведения борьбы, образцы и нормы поведения, закрепляемые памятью в устных или письменных текстах. Такой способ самоутверждения не может быть един в различных исторических и территориальных границах, поэтому возникает необходимость выяснения критериев и оснований его существования в культурном пространстве. Агональность выявляет крайние границы человеческого соперничества, в которых проявляются доблесть, отвага, мужество. В этих границах выкристаллизовывается особая культура, обладающая духовными и материальными ценностями, содержащая искусство реализации агональности, с помощью которого возможно превзойти соперника и победить врага.

Обрисованные границы агональности охватывают проблему определения ее культурного статуса, а также существования ее социокультурных проекций.

Степень теоретической разработанности проблемы. Проблема агональности стала предметом осмысления еще в античное время. К ней обращались поэты и философы, пытаясь осмыслить роль агональности в собственной жизни и культуре. Эти произведения были порождением агональных практик, в которых агон воспевался (Гомер, Пиндар, Тиртей), осмысливался (Гесиод, Платон, Аристотель) и даже систематизировался (Исидор Севильский).

Впервые понятие агонального в новоевропейской науке ввел Я. Буркхардт, профессор искусства и истории университета в Базеле, который образовал слово «агональный» и описал понятие агонального как один из показателей греческой культуры. Его лекции по культуре Греции, прочитанные в 1870–1886 гг., были опубликованы в 1898–1902 гг. как Grechische Kulturgeschichte в четырех томах. В третьем томе, который носит название Der Grechische Mensch, Буркхардт вводит понятие колониальных и соревновательных греков. В развитии грека вслед за «героическим человеком» следует «колониальный и агональный человек» эпохи колониальной диаспоры, его в свою очередь сменяет человек V века, затем IV, включая Александра Македонского, и, наконец, человек эпохи эллинизма. Колониальный и агональный периоды охватывают, по мнению Я. Буркхардта, VI век до н.э..


загрузка...