Педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3 – 4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения (26.09.2012)

Автор: Исаенко Юлия Михайловна

3. Разработать и обосновать модель педагогического обеспечения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;

4. Определить степень взаимосвязи оптимизации двигательной активности младших дошкольников и развитости их физических качеств.

Объект исследования: процесс оптимизации двигательной активности детей 3 – 4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: процессуальное и содержательное педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3 – 4 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Методы исследования:

1.Теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование.

2.Эмпирические частные методы: педагогические наблюдения; анкетирование, хронометраж, пульсометрия, шагометрия, тестирование;

3.Эмпирические комплексные общие методы: педагогический мониторинг, педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики, метод компьютерной обработки данных программа «Х7 – статистика».

База исследования: Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные дошкольные образовательные учреждения центры развития ребенка № 57 и 69, детский сад комбинированного вида № 51 Белгорода. В исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста: 3-4 года - 129 человек, 24 педагога, 129 - родителей.

Теоретико – методологической основой исследования являются:

Основы теории двигательной и психомоторной активности человека, знания о природе движений и функциональных системах организма (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Е.П. Ильин, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов).

Положения отечественных и зарубежных ученых в области физиологии, психологии, педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка (Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, Ю.Н. Вавилов Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.А. Фомин).

Выбор средств педагогического обеспечения двигательной активности был соотнесен с закономерностями и механизмами развития личности ребенка дошкольника, которые отражены в положениях развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), с теориями развития личности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, М.И. Лисина, К. Левин, Ж. Пиаже).

Ведущие принципы и технологии физического воспитания, двигательного развития и оздоровления детей дошкольного возраста (Л.Н. Волошина, Л. Д. Глазырина, Н. Н. Ефименко, А.Г. Комков, В.Т. Кудрявцев, Л.И. Лубышева, М.А. Рунова, Е.М. Смирнова, Д.В. Хухлаева, В.Н. Шебеко, С.Б. Шарманова, E. Theleh, L. Smiht).

Научная новизна исследования:

разработана модель педагогического обеспечения двигательной активности детей 3 – 4 лет в условиях ДОУ, отражающая механизмы оптимизации двигательной активности детей с учетом дифференцированного подхода к степени их подвижности как генетического задатка (оптимальная подвижность, предоптимальная, высокая, низкая);

выявлены показатели оценки двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, позволяющие определять ее оптимальность;

раскрыт потенциал разновозрастного игрового взаимодействия для педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников в условиях ДОУ.

Теоретическая значимость исследования:

Уточнены понятия «двигательная активность младших дошкольников» и «педагогическое обеспечение двигательной активности младших дошкольников».

Осуществлено теоретическое обоснование модели содержательного и процессуального обеспечения двигательной активности детей 3 – 4 лет в условиях дошкольного учреждения.

Доказательно изучено, что разновозрастное взаимодействие дает возможность формировать социально-детерминированный интерес к физкультурным занятиям; способствует оптимальному приросту физических качеств младших дошкольников, действуя за счет обогащения двигательных действий.

Практическая значимость исследования:

Способы изучения, наблюдения и учета поведенческих проявлений ребенка в двигательной активности могут использоваться в системе мониторинга двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, или в проектировании и реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Очерчены пределы и перспективы использования научно-методических рекомендаций по организации разновозрастного взаимодействия дошкольников при планировании и реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях разного вида.

Разработанная в ходе исследования модель может быть использована, педагогами ДОУ, тренерами – преподавателями детских спортивных школ и других учреждений дополнительного образования, где эффективность и результативность учебно-тренировочного процесса, определяется включением в него детей с 3,5 – 4 лет.

Достоверность и обоснованность полученных результатов

Обеспечивается соблюдением исходных методических положений, достигаются путем целостного подхода к анализу педагогических явлений, соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям. Достоверность результатов определяется использованием валидных методов исследования, сочетанием диагностических методов направленных на выявление и анализ исследуемых явлений, опытной проверкой гипотезы, достаточной длительностью эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

Нами были выявлены особенности двигательной активности детей 3 – 4 лет, которые определяются закономерностями развития ребенка на данном возрастном этапе: - поведенческое и эмоциональное проявление «кризиса трех лет», проявляющееся в стремление к самостоятельности и партнерским отношениям с взрослым; - ситуативность восприятия внешних стимулов, проявляющейся в интересе к объектам, находящимся в поле зрения ребенка, ситуативность в регуляции поведения; особенностями образования условно-рефлекторных связей (быстрое возникновение, быстрый распад при отсутствии подкрепления); - увеличение доли предметных и продуктивных действий в самостоятельной и организованных формах деятельности.

Уточнено понятие «двигательная активность младших дошкольников». Под которым мы понимаем: совокупность произвольно регулируемых движений, имеющих условно-рефлекторную основу, выражающихся в стремлении к поддержанию жизненного равновесия организма ребенка с окружающим миром, проявляющихся в двигательных умениях и физических качествах, обусловлена, как генетически, так и привитыми потребностями и мотивами.

С учетом особенностей двигательной активности детей 3 – 4 лет и дифференцированного подхода к ее развитию, нами предложена и апробирована модель процессуального и содержательного педагогического обеспечения двигательной активности младших дошкольников и технология ее реализации.

Дополняя существующие подходы к дифференциации педагогических воздействий с учетом степени подвижности детей, мы считаем, необходимо наряду с тремя категориями: оптимальной, повышенной, сниженной степенями подвижности, выделять детей с предоптимальной степенью подвижности, что характеризуется достаточным объемом локомоций, но низким качеством и интенсивностью. Достаточный объем локомоций дает возможность удовлетворить потребность в движении, однако не обеспечивает стабильный прирост физических качеств, не обогащает содержание двигательной активности и двигательный опыт детей младшего дошкольного возраста.

В дополнение к существующим параметрам оценки двигательной активности младших дошкольников полагаем, что оптимальность двигательной активности определяется не только объемом, интенсивностью и временем двигательной активности, но и приростом показателей физических качеств.

Включение детей 3 – 4 лет с различным уровнем подвижности в разновозрастное игровое взаимодействие (младший дошкольник – старший дошкольник, младший дошкольник - взрослый) на физкультурных мероприятиях в ДОУ, участием в физкультурных мероприятиях референтно - значимых личностей и старших детей способствует повышению интереса к занятиям физической культурой.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные результаты исследования и материалы диссертации опубликованы и доложены на научно-практических конференциях: «Национальный проект «Здоровье» : методико-социальные и психолого-педагогические аспекты сохранения здоровья детей, подростков и юношества» (Орел, апрель 2007), «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, ноябрь 2007). Всероссийские конференции: «Здоровьесбережение в дошкольном образовании и начальной школе» (Белгород, 2007). «Дошкольное физическое воспитание» (Липецк, 2009), «Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования» (Белгород, 2011). Межрегиональные и региональные конференций: Исаенко, Ю.М. «Образование и культура : Взаимодействие и пути реформирования» (Белгород, 2007). «Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода» (Смоленск, 2008). Результаты работы апробированы, имеются акты внедрения.

Основные положения диссертационного исследования отражены: в научно-методическом пособии (1), в научных статьях, в журналах, рецензируемых ВАК РФ (3). В общей сложности автором по теме диссертации опубликованы 12 работ 11,62 п.л., на долю автора приходится 6,55 п.л.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений. Основная часть работы изложена на 168 страницах компьютерного текста и содержит 12 таблиц, 8 рисунков, приложения на 12 страницах. Библиографический список содержит 228 наименований, из которых 3 изданы за рубежом, 3 в электронном виде.


загрузка...