Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов (26.09.2012)

Автор: Байтлесова Нурсулу Куспановна

6 Ортостатическая проба (уд/мин) 8,70±1,51 18,00±1,61 ?0,01

7 Проба Руффье (усл.ед.) -0,74±0,46 -1,11±0,47

8 Модифицированный Гарвардский степ-тест (усл.ед.) 19,46±0,60 20,74±0,40

9 Индекс Робинсона (усл.ед.) 82,51±2,18 80,28±2,70

10 Индекс Кердо (усл.ед.) -6,82±3,13 -8,82±3,89

11 Индекс Скибинской (усл.ед.) 14,98±1,55 34,19±2,17 ?0,01

группа А женщины-преподаватели с гиподинамическим характером профессиональной деятельности (средний возраст ? 44 года)

группа Б женщины-преподаватели физической культуры (средний возраст ? 43 года)

Исследование потребностей и мотивов женщин второго зрелого возраста к физкультурным занятиям однозначно подтвердило приоритет оздоровительной составляющей регулярной двигательной активности и необходимость осознания женщинами механизмов её влияния на организм. Кроме того, было установлено, что значимыми мотивами являются мотив приобретения и сохранения внешней (телесной) красоты, снятия эмоционального напряжения, расслабления, получения удовольствия.

В целом, проведённые исследования доказали целесообразность поиска эффективных путей вовлечения женщин-преподавателей вузов в активную физкультурную деятельность с молодого возраста и выявили наличие необходимых для этого резервов времени. Аналитическим путём была определена перспективность разработки технологий самостоятельной физической тренировки женщин рассматриваемой группы, обеспечивающей необходимый минимум двигательной активности, очерченный границами 3-4 занятий в неделю по 15-30 мин. При этом в качестве содержательной основы таких занятий следует рассматривать оздоровительную ходьбу в чередовании с бегом, гимнастические упражнения по системе хатха-йоги, дыхательные упражнения, силовые упражнения, оздоровительное плавание.

В четвёртой главе «Научное обоснование физкультурно-оздоровительных технологий для женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов» представлен ход работы по разработке физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ) для женщин второго зрелого возраста, работающих преподавателями вузов, и результаты педагогического эксперимента по проверке их эффективности.

По результатам исследований, проведённых на 1-2 этапах НИР, было принято решение разработать пять ФОТ для женщин-преподавателей второго зрелого возраста, предназначенных для использования в рамках самостоятельных занятий, проводимых 3-4 раза в неделю по 15-30 мин:

ФОТ занятий ходьбой в чередовании с бегом (таблица 4). Включала терренкуры с чередованием ходьбы и бега на местности и постепенным увеличением рекомендуемой скорости ходьбы и продолжительности бега, а также изменение соотношения ходьбы и бега в сторону увеличения последнего.

ФОТ занятий дыхательными упражнениями (таблица 5). Занимающимся на выбор предлагались следующие варианты дыхательной тренировки (по О.Г. Румба, 2011): 1) ДУ по методике Стрельниковой; 2) ДУ по методике Чайлдерс; 3) ДУ с поочерёдным применением обеих методик. В комплексах упражнений было предусмотрено последовательное увеличение количества подходов к выполнению упражнений и увеличение времени задержки дыхания.

ФОТ занятий гимнастическими упражнениями по системе хатха-йоги (таблица 6). Включала двенадцать безопасных статических поз, оказывающих общее воздействие на женский организм; религиозно-мистическая теория йоги не учитывалась. Порядок выполнения упражнений в комплексе был определён в соответствии с направленностью воздействия на стимулирование функций конкретных органов путём избирательного изменения их кровоснабжения.

ФОТ занятий силовыми упражнениями (таблица 7). Включала 20-минутный комплекс специальных силовых упражнений с резиновыми жгутами для различных групп мышц, разработанный А.Н. Усатовым и скорректированный нами в соответствии с рекомендациями для женщин второго периода зрелого возраста.

ФОТ занятий оздоровительным плаванием (таблица 8). Включала 15-30-минутные плавательные тренировки с постепенным увеличением от занятия к занятию плавательной нагрузки путём удлинения дистанции.

Помимо пяти перечисленных ФОТ, разработанных для применения женщинами в условиях самостоятельных занятий, была также разработана ФОТ занятий аквааэробикой, предполагающая проведение групповых занятий под руководством специалиста в бассейне. Данная технология была разработана с целью последующего сопоставления эффективности самостоятельных занятий женщин и групповых занятий под руководством специалиста. Аквааэробика была выбрана как один из наиболее привлекательных и эффективных для женщин второго периода зрелого возраста видов двигательной активности (Фёдорова О.Н., 2012). Разработанная технология состояла из 6-ти частей (по 4 недели), каждая из которых варьировалась по содержанию и величине физической нагрузки; занятия проводились 3 раза в неделю по 45 мин.

Таблица 4 – ФОТ занятий оздоровительной ходьбой в чередовании с бегом

неделя количество

подходов количество шагов в подходах ? продолжительность каждого подхода общее количество шагов

ходьба бег ходьба бег ходьба бег ходьба бег

1 5 5 200 30 3 мин 15 сек 1000 150

2 4 4 250 50 3,5 мин 25 сек 1000 200

3 5 5 250 50 3,5 мин 25 сек 1250 250

4 4 4 300 70 4 мин 30 сек 1200 280

5 5 5 300 70 4 мин 30 сек 1500 350

6 6 6 300 70 4 мин 30 сек 1800 420

7 6 6 300 70 4 мин 30 сек 1800 420

8 5 5 300 100 4 мин 45 сек 1500 500

9 6 6 300 100 4 мин 45 сек 1800 600

10 6 6 300 100 4 мин 45 сек 1800 600

11 5 5 300 120 4 мин 1 мин 1500 600

12 6 6 300 120 4 мин 1 мин 1800 720

13 6 6 300 120 4 мин 1 мин 1800 720

14 6 6 300 120 4 мин 1 мин 1800 720

15 5 5 300 150 4 мин 1.10 1500 750

16 6 6 300 150 3,5 мин 1.10 1800 900

17 6 6 300 150 3,5 мин 1.10 1800 900

18 5 5 300 180 3 мин 1,5 мин 1500 900


загрузка...