Система спортивной подготовки в олимпийском цикле высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга (26.09.2012)

Автор: Юламанова Гюзель Миниахметовна

Примечания: 1 группа – спортсмены первый год, находящиеся на этапе подготовки к высшим достижениям, 2 группа – спортсмены второй год, находящиеся на этапе подготовки к высшим достижениям, 3 группа – спортсмены, находящиеся на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, 4 группа – спортсмены, находящиеся на этапе сохранения высшего спортивного мастерства

Анализ полученных результатов исследования по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» показал, что у спортсменов первый год находящихся на этапе подготовки к высшим достижениям высокий уровень мотива социального самоутверждения (23,5±3,4 баллов) и спортивная карьера рассматривается ими с точки зрения повышения своего авторитета в глазах других людей. Уровень мотива эмоционального удовольствия (20,2±3,4 баллов), отражает получение удовлетворения от спортивной деятельности, в установлении контакта с окружающими. Степень социально-эмоционального мотива (24,6±1,8 баллов) подтверждает стремление к преодолению недостатка в общении. Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать коммуникативный тренинг для эффективного протекания адаптационных перестроек личности.

У спортсменов второй год, находящихся на этапе подготовки к высшим достижениям выявляется определенная прагматичность к выполняемой деятельности: уровень мотива физического самоутверждения составляет 24,5±1,2 балла, рационально-волевого мотива – 23,4±2,3. Следовательно, для удовлетворения потребности в физическом самоутверждении целесообразно развитие психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание). Для эффективной реализации рационально-волевого мотива и формирования устойчивого интереса к избранному виду спорта отбор содержания теоретической подготовки должен быть основан на раскрытии особенностей подготовки фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга; выделении механизмов рационального взаимодействия тренировочного процесса и лечебных, профилактических мероприятий; раскрытии закономерностей влияния основной патологии на становление спортивного мастерства.

У фехтовальщиков, находящихся на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей наблюдается ярко выраженная рациональность в вопросах, касающихся спортивной деятельности об этом свидетельствуют высокие значения спортивно-познавательного мотива (25,8±1,8 баллов). Для удовлетворения данной потребности необходимо использовать идеомоторную тренировку с целью глубокого и полного освоения технико-тактических действий в двух избранных видах оружия и создавать педагогические условия для специализирования психических процессов восприятия, внимания, мышления и памяти.

У спортсменов, находящиеся на этапе сохранения высшего спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление к достижению успеха (26,1±0,2 балла), прослеживается преобладание гражданско-патриотического мотива (24,3±1,6), что свидетельствует о социально-психологической адаптации и направленности личности на преумножение престижа и славы в спортивном мире. Удовлетворение вышеуказанных мотивов в большей степени основано на формировании умения управлять своим психическим состоянием перед и во время соревновательных поединков. Поэтому особенно важным на данном этапе подготовки является психологическая подготовка к соревнованиям.

Направленность мотивации достижения (успеха или боязни неудачи) по методике А.А. Реана представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Показатели мотивации успеха и боязнь неудачи высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга, баллы М±m

Примечания: 1, 2, 3, 4 то же что на рисунке 1.

Результаты исследования указывают, что в основе активности фехтовальщиков, находящихся на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей лежит потребность в достижении успеха, что непосредственно повышает их самооценку, однако, следует учитывать, что его высокий уровень может привести к снижению эффективности соревновательной деятельности (А.В. Шаболтас, 2008). Поэтому значимым становится адекватная постановка цели, соответствующая возможностям и уровню подготовленности. У спортсменов первый и второй год, находящихся на этапе подготовки к высшим достижениям мотивационный полюс ярко не выражен, возможна тенденция к мотивации боязни неудачи.

По мнению Д.Я. Богдановой, Е.И. Бранц (1994), преобладание тенденции к избеганию неудачи в сочетании с высоким уровнем тревожности приводит к нестабильности соревновательной деятельности. Представленные данные свидетельствуют о значимости средств для снятия внутренних зажимов, снижения тревожности и напряжения и наиболее целесообразными являются средства ауто- и гетеро- воздействий, направленных на обучение умению регулировать мышечное и психическое напряжение.

Исследование особенностей жизненных ориентиров высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга вывило, что у спортсменов первый и второй год, находящихся на этапе подготовки к высшим достижениям, необходимы средства психолого-педагогического воздействия для формирования ориентиров направленных: на взаимные действия, стремление поддерживать хорошие отношения с людьми, у которых такие же или схожие травмы, интерес к совместной деятельности (рис. 4). Следовательно, на данных этапах целесообразно использовать коммуникативный тренинг.

Рисунок 4. Показатели отношения к ценностям жизни фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга, %

Примечания: 1, 2, 3, 4 то же что на рисунке 1.

Сравнительный анализ показателей индивидуально-психологических свойств личности спортсменов первый год, находящихся на этапе подготовки к высшим достижениям и фехтовальщиков, находящихся на этапе сохранения высшего спортивного мастерства по опроснику Р. Кэттелла выявил следующее (табл.4). Достоверно значимые различия выявлены в факторах: «А» (замкнутость – общительность), «Н» (робость – смелость), «L» (доверчивость – подозрительность), «Q2» (зависимость от группы – самодостаточность). Следовательно, для преодоления замкнутости, робости, излишней доверчивости и подозрительности, зависимости целесообразно использование коммуникативного тренинга.

Достоверно значимые различия в факторах: «С» (эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность), «О» (спокойствие – тревожность), «Q3» (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль поведения), свидетельствуют о необходимости формирования навыков саморегуляции психических состояний посредством идеомоторной тренировки.

Достоверно значимые различия в факторе «Q4» (низкая – высокая напряженность) дают основание для применения в процессе спортивной подготовки психорегулирующих дыхательных упражнений.

Достоверно значимые различия в факторе «В» (низкий – высокий интеллект), свидетельствуют о значимости непрерывного интеллектуального развития высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга. Следовательно, с целью повышения интеллектуальных умений в процессе теоретической подготовки необходимо включать соответствующие задания.

Таблица 4.

Показатели индивидуально-психологических свойств личности фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга, баллы

№ Факторы 1 группа 4 группа р

1 Фактор «А». Замкнутость-общительность 13,0±0,9 16,7±0,8 0,003

2 Фактор «В». Низкий-высокий интеллект 7,5±1,1 9,5±0,4 0,006

3 Фактор «С». Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность 12,2±1,5 22,2±1,7 0,003

4 Фактор «Е». Покорность-доминирование 13,3±0,8 12,1±1,0 0,655

5 Фактор «F». Озабоченность-беспечность 19,7±1,2 18,8±1,3 0,284

6 Фактор «G». Корыстный-совестливый 12,3 ±1,6 13,7±1,3 0,452

7 Фактор «Н». Робость-смелость 9,0±1,4 21,3±1,8 0,003

8 Фактор «I». Жесткость-мягкосердечность 10,2 ±1,5 11,1±1,8 0,111

9 Фактор «L». Доверчивость-подозрительность 12,3 ±1,8 8,5±0,5 0,003

10 Фактор «М». Практичность-мечтательность 10,0±1,8 11,0±3,4 0,686

11 Фактор «N». Наивность-проницательность 7,8±1,9 7,9±1,3 0,933

12 Фактор «Q». Спокойствие-тревожность 15,3±2,2 7,5 ±1,1 0,003

13 Фактор «Q1». Консерватизм-радикализм 10,2±2,8 11,3±1,6 0,418

14 Фактор «Q2». Зависимость от группы-самодостаточность 4,7±1,6 10,0±1,3 0,003

15 Фактор «Q3». Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль 7,8±1,4 14,7±1,2 0,003

16 Фактор «Q4». Низкая-высокая напряженность 16,5±1,9 11,0±1,8 0,003

Примечания: 1 группа – спортсмены первый год, находящиеся на этапе подготовки к высшим достижениям, 4 группа – спортсмены, находящиеся на этапе сохранения высшего спортивного мастерства

В ходе пятого педагогического исследования, на основе корреляционного анализа, нами выявлены ведущие индивидуально-психологические свойства личности высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга. Результативность атак зависит от: интеллекта (r=0,898), эмоциональной стабильности (r=0,882), смелости (r=0,893); результативность встречных нападений зависит от: эмоциональной стабильности (r=0,867), смелости (r=0,867) и доминирования (r=0,840). Результативность защит с ответом будет выше, если спортсмену присущи такие свойства личности как: эмоциональная стабильность (r=0,812), жесткость (r=-0,819), радикализм (r=0,812), высокий интеллект (r=0,840). Результативность основных атак зависит от: практичности (r=-0,924), жесткости (r=-0,870); успешное выполнение повторных атак основано на доминированиии (r=0,850), самоконтроле (r=0,867); результативность простых атак зависит от: практичности (r=-0,924), подозрительности (r=0,870); результативность атак с финтами зависит от: радикализма (r=0,819), смелости (r=0,812), интеллекта (r=0,878); атак с действием на оружие – от жесткости (r=-0,819), самоконтроля (r=0,927). Результативность преднамеренных действий связана с доминированием (r=0,861), практичностью (r=-0,925); успешность применения преднамеренно-экспромтных действий зависит от смелости (r=0,885) и самоконтроля (r=0,812).

Следовательно, ведущими свойствами личности высококвалифицированных фехтовальщиков с нарушениями функций спинного мозга являются: эмоциональная стабильность, высокий интеллект, смелость, жесткость, доминирование, радикализм, практичность, самоконтроль. Таким образом, если результативность боевых действий зависит от свойств личности, то по данным психологических исследований можно корректировать тактическую подготовку и формировать индивидуальный стиль ведения поединков.

Выявленные корреляционные зависимости между результативностью большей части боевых действий и эмоциональной стабильностью, самоконтролем, смелостью, предопределяют использование психолого-педагогических воздействий направленных на формирование толерантности к стрессовым и фрустрирующим воздействиям, развитие способности к регуляции психических состояний, преодолению застенчивости, замкнутости, робости, излишней доверчивости и подозрительности. Целесообразно использовать коммуникативный тренинг, психорегулирующие дыхательные упражнения, идеомоторную тренировку.


загрузка...