ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ДИССОНАНСА КОММУНИКАТИВНО-ВОЛЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ В ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ (26.09.2012)

Автор: Халитов Рашид Гусманович

Объект исследования: коммуникативно-волевые компоненты личности в половозрастных социальных группах.

Предмет исследования: особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики субъектов взаимодействия в социальных группах, различающихся по полу, возрасту.

Гипотеза исследования: психосоциальный диссонанс коммуникативно-волевых компонентов психики представляет собой имманентную характеристику межгруппового или индивидуально-группового взаимодействия, отличающуюся определенными особенностями между половозрастными группами, между половозрастными группами и обществом в целом.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать понятие «психосоциальный диссонанс».

2. Разработать модель психосоциального диссонанса для субъектов в социальных группах и межгруппового взаимодействия.

3. Выявить особенности психосоциального диссонанса по коммуникативно-волевым компонентам субъектов взаимодействия в социальных группах, отличающихся по полу и возрасту.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концепция когнитивного диссонанса (Э. Аронсон, Л. Фестингер);

- теория социальной идентичности (Г. Теджфел, Дж. Тернер);

- вероятностная теория смыслов (В.В. Налимов);

- методологический принцип вероятности в социальных исследованиях (В.Е. Семенов);

- аспекты развития взрослых (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Б. Ливехуд, Н.В. Кузьмина, Г. Шихи);

- теория волевого действия (Е.П. Ильин, В.К. Калин, Дж. Роттер, Т.И. Шульга, Е.П. Щербаков);

- теории коммуникации, общения, взаимопонимания (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований диссонанса и смежных с ним проблем;

- эмпирические: анкетирование, тестирование, опросник А. Меграбиана «Диагностика коммуникативного потенциала» (эмпатия, присоединение, сенситивность к отвержению), опросник Дж. Роттера «Диагностика волевого потенциала» (экстернальность-интернальность), опросник К.Томаса «Психодиагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации».

- статистические: статистический анализ, содержательная интерпретация результатов исследования, математическая обработка при помощи программ Excel и программы SPSS, корреляционный анализ.

Эмпирическая база исследования. Для достижения целей исследования были обследованы взрослые лица мужского и женского пола г. Казани, имеющие незаконченное высшее (в том числе студенты) и высшее образование в возрасте от 18 до 65 лет (средний возраст составил 35,9 лет), в количестве 301 человек. Выбор группы обусловлен той ролью, которую играют взрослые в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем современного человека.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2004-2006 г.г.) осуществлялся анализ по проблеме исследования; проводились эмпирические исследования; разрабатывался алгоритм компьютерной обработки эмпирических данных для вычисления коэффициента психосоциального диссонанса и подсчета «диссонансных» людей (53 человек).

На втором этапе (2006-2008 г.г.) разрабатывалась математическая модель психосоциального диссонанса; проводились пилотажные эмпирические исследования; разрабатывался алгоритм компьютерной обработки и вычисления межгруппового диссонанса (143 человека).

На третьем этапе (2008-2012 г.г.) проводился сравнительный анализ эмпирических и теоретических данных; выявлялись особенности психосоциального диссонанса в половозрастных группах (260 человек). В 2008 году были проведены дополнительные эмпирические исследования студентов ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Казань (41 человек) для оценки достаточности используемых опросников и для изучения стратегии поведения в конфликтных ситуациях «диссонансных» социальных групп.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены непротиворечивостью методологических позиций, соответствием общенаучного и технологического обеспечения поставленной проблеме, системным подходом к предмету исследования, адекватностью эмпирических методов поставленной цели и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, математико-статистическими методами анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) Обосновано понятие «психосоциальный диссонанс» как несоответствие представлений субъектов взаимодействия нормам, принятым и устоявшимся в обществе (популяции) или иной социальной группе.

2) Определены особенности психосоциального диссонанса по коммуникативно-волевым компонентам в социальных группах, отличающихся по полу, возрасту и особенностям стратегий поведения в конфликтных ситуациях диссонансных по коммуникативно-волевым характеристикам социальных групп (выявлен психосоциальный диссонанс между поколениями по показателям: присоединение (между «сыновьями» и «отцами») и чувствительность к критике (между «сыновьями» и «матерями»)).

3) Выведено математическое выражение психосоциального диссонанса для субъектов взаимодействия (личности, социальные группы), позволяющее количественно определить его величину (меру психосоциального диссонанса) и для социальных групп как интегральная характеристика взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- определен психосоциальный диссонанс как функциональная переменная, которая позволяет в случае нормального распределения характеристик проводить вычисление психосоциального диссонанса только по средним значениям и стандартным отклонениям изучаемых характеристик без статистического набора данных по диссонансу;

- выведены формулы для вычисления группового, межгруппового (интегрального) психосоциального диссонанса в разных социальных группах. Разработан, апробирован и проверен на достоверность метод выявления психосоциального диссонанса;

- предложен алгоритм вычисления психосоциального диссонанса для любых видов распределения плотности вероятности исследуемых характеристик психики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

Выявление психосоциального диссонанса позволяет определить группы субъектов, склонных к креативному или девиантному поведению.

Определение несоответствия представлений (психосоциального диссонанса) субъектов взаимодействия (личностей, социальных групп) в конфликтных ситуациях поможет предотвратить столкновение интересов, если диагностировать психосоциальный диссонанс до возникновения конфликта; или минимизировать, погасить, если конфликт уже возник. Это может быть применимо в разных сферах взаимодействия: в политике, управлении, производстве, семье и т.д.

Предложенные формулы психосоциального диссонанса помогут прогнозировать тенденцию вероятного поведения больших и малых социальных групп в условиях кризиса общества без статистической обработки эмпирического материала на диссонанс.

В практике семейного консультирования своевременная диагностика психосоциального диссонанса позволяет установить рассогласование членов семьи в их представлениях о семейных ориентирах (целях, ценностях и т.п.) и их корректировать.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на научных форумах: Международной научной конференции «Образование как интегративный фактор цивилизованного развития» (Казань, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006); Международной научно-практической конференции «Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы» (Казань, 2007); Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Формирование ключевых компетенций будущих специалистов» (Казань, 2008); Международной научной конференции «Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире» (Саратов, 2009); Международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Казань, 2009); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: опыт, проблемы, поиски решения» (Казань, 2010); Всероссийская научная конференция «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» (Москва, 2010), IV Всероссийская конференция с международным участием «Человек и мир: психология конфликта и риска инноваций» (Ижевск, 2012) и др. Основные результаты отражены в 6 публикациях в журналах, рекомендованных ВАК.

Положения, выносимые на защиту:


загрузка...