ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОМПЛЕКСНОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (26.09.2012)

Автор: Черкасов Павел Сергеевич

Доминантой формирования целей должны выступать интересы населения. Однако для того, чтобы обеспечить пространственное развитие региона, экономический рост как основы для социального развития, необходимо обеспечить реализацию интересов хозяйствующих субъектов.

На этом пути могут возникать определенные трудности, происходить столкновение интересов хозяйствующих субъектов с интересами локальных и местных сообществ, противоречия между субъектами управления и хозяйствования в регионе, например, по поводу сохранения природной среды, использования тех или иных исторических объектов и пр.

Согласование интересов может идти как по пути воздействия на интересы хозяйствующих субъектов, адаптации их к интересам регионального сообщества, так и по пути воздействия на интересы этих сообществ, встраивания их и условий их реализации в интересы хозяйствующих субъектов.

5. Учет выявленных закономерностей определения целей региональной жилищно-строительной политики обуславливают необходимость рассматривать эти цели в контексте поиска путей и механизмов решения проблем социального и экономического развития региона, выявленных на стадии разработки стратегии его развития. Иными словами, цели региональной жилищно-строительной политики должны учитывать ключевые проблемы, с которыми сталкивается регион в своем стратегическом развитии и которые могут быть решены в ходе проведения этой политики.

Рассматривая с позиций теории пространственного развития экономические проблемы региона, следует, в первую очередь, выделить проблемы размещения в регионе производительных сил, определяемые характером и степенью развитости экономических отношений хозяйствующих субъектов, совокупностью социальных и экономических процессов, включая организацию эффективного природопользования и обеспечения социо-эколого-экономической сбалансированности в регионе. В части структурных проблем следует обратить внимание на субъектно-функциональную структуру региона, взятую в комплексе отношений хозяйствующих субъектов с субъектами власти и управления различного уровня.

Итогом анализа на этом этапе должны стать проблемы, возникновение которых в регионе обусловлено диспропорциями в размещении производительных сил, отсутствием кластерных и иных связей между хозяйствующими субъектами.

Важной для определения целей региональной жилищно-строительной политики является оценка ситуации в социально-трудовой сфере, выявление проблем с кадровым обеспечением региональной экономики и развитием трудового потенциала региона. Эта оценка должна проводиться по двум направлениям:

• оценка состояния и основных тенденций изменения регионального баланса трудовых ресурсов в пространственном аспекте (основных межрайонных, межмуниципальных пропорций рабочей силы);

• оценка проблем с качеством рабочей силы и ее соответствием квалификационным требованиям хозяйствующих субъектов региона.

При выявлении социальных проблем региона, решению которых может способствовать реализация жилищно-строительной политики, помимо оценки главной проблемы с обеспеченностью населения жильем, следует учесть проблемы развития социально-культурной сферы, поскольку одним из специфических принципов этой политики является принцип комплексного освоения территории.

Определенные и обоснованные стратегические цели развития экономики, а также цели социального развития региона задают содержание трех видов целей: целей пространственного развития региона, целей развития трудового потенциала региона, а также социальных целей - создание условий для повышения качества жизни и воспроизводства человеческого капитала. Эти три вида целей задают вектор развития жилищно-строительного сектора региона, определяя стратегические цели региональной жилищно-строительной политики.

6. Региональная жилищно-строительная политика, приоритетом реализации которой является человеческий капитал, обеспечивает его воспроизводство, использование и пространственную мобильность. Следует отметить, что еще в 2005 году в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации отмечалось, что «…необходимо заново определить механизмы распределения человеческого капитала по территории страны и обеспечить его наиболее эффективное использование». Капитализация человеческих ресурсов и их распределение по территории страны становятся одной из главных составляющих регионального развития России и поэтому выступают в качестве основного приоритета региональной жилищно-строительной политики.

Проблема повышения качества человеческого капитала особенно актуализируется в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития. Именно через категорию человеческого капитала оказываются связанными между собой такие категории как конкурентоспособность экономики региона и качество жизни населения на его территории. Регионы с относительно низким уровнем и качеством жизни теряют население, причем, в первую очередь, – наиболее квалифицированные кадры, а это, в свою очередь, усугубляет их отставание от уровня развития других регионов по показателям производительности труда, инвестиционного и инновационного потенциала и др.

В этой связи, в ходе исследования была разработана и обоснована циклическая схема, определяющая роль и место человеческого капитала в региональной экономике (Рисунок 3).

Рисунок 3. Циклическая схема развития и использования человеческого капитала в экономике региона

Население, проживающее на территории региона, участвуя в образовательном процессе, приобретает необходимые для жизнедеятельности знания и умения; осваивая культурные и социальные нормы, гражданские ценности, формирует собственные компетенции (ключевые, социальные профессиональные). Тем самым формируется человеческий потенциал региона, который, включаясь в общественное производство, реализует востребованные этим производством способности и приобретает форму человеческого капитала, способствуя тем самым росту экономики региона. Развитие экономики региона, повышение ее эффективности способствует усилению инвестиционной привлекательности региона, что стимулирует систему образования повышать качество обучения и опять же способствует формированию у населения новых знаний и умений.

Таким образом, в развитии экономики региона человеческий капитал выступает, с одной стороны, в качестве цели и ожидаемого результата социально-экономического развития, с другой стороны, является основным движителем, механизмом этого развития.

Жилищно-строительная политика должна рассматриваться в этом случае в качестве обеспечивающей подсистемы. Расширение ареала строительной деятельности способствует пространственной мобильности человеческого капитала.

7. Региональная жилищно-строительная политика призвана обеспечивать комплексное освоение территории, которое, в свою очередь, должно быть отражено в документах территориального планирования

Принципиально важным для успешной реализации целей региональной жилищно-строительной политики и, в первую очередь, для развития человеческого капитала, является не просто создание нового жилья, но и комплексное освоение территории, формирование благоприятной среды (как пространства) обитания, под которой мы понимаем сочетание внешних по отношению к жилищу факторов (комплексного развития территории) и факторов, характеризующих его внутреннее качественное содержание (комфортность, экологичность и пр.).

Комплексное освоение территории должно, с нашей точки зрения, предусматривать достаточно широкий спектр мероприятий, начиная от формирования земельных участков для их освоения до строительства, обустройства и благоустройство территории, включая уличное освещение, озеленение, обустройство мест отдыха и пр. Все это необходимо для развития человеческого капитала как главного приоритета региональной жилищно-строительной политики. При этом все мероприятия по комплексному освоению территории должны найти отражение в документах территориального планирования.

Вместе с тем, осуществление комплексного освоения территории на практике реализуется далеко не всегда. Более того, как показал проведенный анализ, по состоянию на начало 2012 г. подготовлены и утверждены менее половины (45,7%), генеральных планов российских городских поселений (еще 18,2% планов прошли стадии разработки и публичных слушаний) и всего 24,2% сельских поселений (еще 15,0% разработаны и обсуждены). В городских округах дело обстоит несколько лучше: там полностью завершена подготовка более 2/3 (67,4%) генеральных планов и еще 13,0% планов находились на утверждении.

Данные по ситуации в Центральном федеральном округе РФ приведены ниже (Табл. 2).

Таблица 2 - Оценка состояния подготовки документов территориального планирования в Центральном федеральном округе Российской Федерации по состоянию на начало 2012 года

Субъект Российской Федерации Схема субъекта РФ (Генпланы городов федерального значения) Схемы муниципальных районов Генеральные планы сельских поселений Генеральные планы городских поселений Генеральные планы городских округов

Утверждена Разработана и направлена

в Минрегион России Количество муниципальных районов Утверждены Разработаны Количество сельских поселений Утверждены Разработаны и прошли публичные слушания Количество городских поселений Утвержденные Разработаны и прошли публичные слушания Количество городских округов Утвержденные Разработанные и прошедшие публичные слушания

Белгородская обл. 1 0 19 19 0 260 260 0 25 24 1 3 2 1

Брянская область 1 0 27 18 5 225 14 9 31 6 2 6 3 1

Владимирская обл. 0 1 16 2 9 80 27 30 26 14 9 5 5 0

Воронежская обл. 1 0 31 19 11 452 275 135 28 24 3 3 3 0

г. Москва 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Ивановская область 1 0 21 18 3 105 21 21 24 7 4 6 5 1

Калужская область 1 0 24 24 0 258 4 2 28 6 2 2 2 0

Костромская область 1 0 24 24 0 112 75 35 12 10 2 6 6 0

Курская область 1 0 28 26 0 295 1 0 27 5 0 5 4 0

Липецкая область 1 0 18 4 14 289 0 0 6 6 0 2 2 0

Московская область 1 0 36 7 16 193 7 35 114 6 30 38 18 13

Орловская область 1 0 24 15 9 223 31 23 17 7 2 3 3 0

Рязанская область 1 0 25 6 19 256 3 0 30 9 5 4 3 1


загрузка...