Печать в борьбе за общественное мнение в России в 1900-1930-х годах: традиции и особенности исторической эволюции (на примере центральных и региональных газет) (26.09.2012)

Автор: Толчинская Татьяна Ильинична

Предмет исследования составили особенности и направления использования прессы в борьбе за общественное мнение на различных этапах исторической эволюции российского государства. К предмету отнесены основные периоды реформирования печати, нормативно-правовое и кадровое обеспечение ее деятельности, а также преемственность механизмов контроля над процессами в общественно-политической жизни.

Цель исследования заключается в обобщении отечественного опыта использования печатных средств массовой информации для формирования общественного мнения на переломных этапах государственного развития, а также в условиях обострения социально-политической обстановки внутри страны и на международной арене, определении особенностей и тенденций развития газетной периодики в пределах выделенного периода.

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью решения следующих задач:

- исследовать становление и развитие структуры отечественных информационно-пропагандистских органов печати, формы организации и направления деятельности центральных и региональных изданий в 1900-1930-е годы, а также процесс реформирования печати в контексте изменения внутри- и внешнеполитического курса власти;

- с учетом сложившейся в России ситуации к началу Первой мировой войны проследить влияние прессы на состояние армии и социально-политические процессы в обществе, восприятие и отношение населения к пропагандистским акциям самодержавного правительства;

- на основе сравнительного анализа проследить деятельность печатных средств участников гражданской войны с точки зрения определения форм и методов их воздействия на общественное мнение, возможностей и результатов достижения поставленных в этом направлении целей;

- раскрыть содержание и противоречия в развитии пропагандисткой деятельности большевиков, показать эволюцию структуры и средств использования печати на этапе утверждения советской власти в регионах, развитие основных направлений ее деятельности, взаимодействие с органами управления на местах;

- показать деятельность советских газет в связи с решением о переходе к новой экономической политике, обратить внимание на динамику изменений в подходах к переориентации общественного сознания на борьбу с коррупцией, контрреволюцией и саботажем;

- определить основные направления организации пропагандистской деятельности с использованием печатных средств после начала кампании по индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, изучить работу центральных, местных и специальных изданий с точки зрения эффективности их воздействия на массовое сознание россиян;

- рассмотреть в комплексе принимавшиеся меры по организации деятельности газет накануне Великой Отечественной войны, оценить значение прессы в решении вопросов повышения мобилизационной готовности населения, обеспечения общественной безопасности, проследить процесс реформирования печати в плане подготовки условий для создания общегосударственной системы информационного обеспечения борьбы с агрессором.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1900 по 1940 год, однако в ряде случаев для выделения предпосылок и логического завершения анализа исследуемых событий имеют место выходы за их пределы в обоих направлениях. Определение названного временного отрезка обусловлено рядом обстоятельств. В начале ХХ столетия, прежде всего, военные теоретики рассматривали сотрудничество с прессой как механизм воспитания духа армии и поддержания ее боеготовности. Это послужило основанием для выбора нижнего предела хронологических рамок исследования. В последующий исторический период возможность воздействия на общественное мнение через печать перешла в плоскость политики и стала активно использоваться в борьбе за власть. Одержавшие победу большевики не только активно использовали накопленный опыт взаимодействия с прессой, но и значительно расширили ее общественно-политический потенциал. После начала Великой Отечественной войны подходы к использованию печати в рассматриваемом направлении кардинально изменились, ее возможности влиять на общественное мнение значительно расширились. Это было обусловлено новыми тенденциями общественного и государственного развития, что и определило верхние временные рамки исследования.

Территориальные рамки исследования включают в себя европейскую часть России при самодержавии и после установления советской власти. Особое внимание в работе уделено столичным городам, где издавались центральные газеты, а также южным регионам государства, в частности Крыму и Кавказу, на территории которых выходили губернские и уездные, а затем краевые, областные и районные органы печати.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования является модель ретроспективного анализа исторических событий, которая дала возможность проследить не только развитие социально-политических процессов в России и южных регионах государства под влиянием печати, но и эволюцию политической активности самих средств массовой информации. Методологическую основу данного исследования составили основные принципы исторического познания: историзм, объективность и системность, способствовавшие созданию целостного представления о проблеме взаимоотношений между властью и обществом, в том числе на региональном уровне. Использование методов определялось стремлением к анализу проблемы исследования в конкретно-исторических условиях того времени, расширению возможности применения существующих научных достижений. Достоверный контекст российской истории, в свою очередь, позволил подчеркнуть региональные особенности развития проблемы, акцентировать внимание на особенностях деятельности местных изданий в рассматриваемом направлении.

При реализации плана работы активно использовались сравнительно-исторический метод, метод ретроспективного анализа, способствовавшие выявлению основных факторов и компонентов социально-политической активности печати. Проблемно-хронологический метод помог выделению главных аспектов анализа взаимоотношений власти и печати с точки зрения воздействия на общественное мнение. Системный метод обеспечил изучение региональных особенностей в развитии прессы в качестве составной части общероссийского процесса. Историко-типологический метод облегчил характеристику структурных особенностей и периодизацию социально-политической активности центральных, региональных и отраслевых газет.

Комплексное применение перечисленных и других методологических средств и подходов позволило всесторонне рассмотреть предпосылки, факторы и направления деятельности органов печати по формированию общественного мнения на различных этапах государственной эволюции в пределах выделенного периода.

Источниковую базу исследования составили различные группы источников, которые для облегчения анализа распределены по принципу происхождения и тематике содержащихся в них материалов. В первую группу источников вошли документы и материалы из архивных фондов центральных и региональных архивных учреждений. Как правило, в них содержится наиболее ценная информация, отражающая реальное положение дел в исследуемой области. Для достижения цели исследования наибольшую значимость представляют документальные коллекции из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): Ф. 440 – Осведомительное агентство Добровольческих Вооруженных Сил на Юге России; Ф. 1235 – Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета; Ф. 9425 – Главлит. В перечисленных фондов накоплены правительственные и ведомственные нормативные и правовые документы, регламентировавшие все вопросы, связанные с деятельностью печати, в том числе планы, справки, отчетная документация и т.п. Не менее важными сведениями располагает также фонд Ф. 17 – Центральный комитет ВКП(б) – КПСС, Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

В работе активно использовались также фонды Российского государственного исторического архива (РГИА): Ф. 776 – Главное управление по делам печати Министерства Внутренних дел; Ф. 1278 – Государственная Дума (IV созыва); Ф. 1338 – Петроградское телеграфное агентство; Ф. 1483 – Особый цензурный комитет; и Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СП(б)): Ф. 31 – Петербургский отдел Главного управления по делам литературы и издательств / Цензурный комитет; Ф. 218 – Петербургский цензурный комитет 1866, 1874-1917 гг. Определенный объем полезной информации получен из фонда 569 – Канцелярия петербургского градоначальника, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.).

Деятельность региональной прессы, особенности ее развития, формы участия в конкретных правительственных мероприятиях, а также решения краевых, городских и районных советских и партийных органов по всему спектру интересующих нас вопросов содержатся, в частности, в делах фондов Государственного архива новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК): Ф. 1 – Орджоникидзевский (Ставропольский) краевой комитет ВКП(б); а также Государственного архива Ставропольского края (ГАСК): Ф. 68 – Ставропольское губернское правление и Ф. 101 – Канцелярия Ставропольского губернатора.

Ко второй группе источников отнесены материалы правительственных и партийных инстанций по вопросам, непосредственно относящимся к периоду и проблеме исследования, директивные и циркулярные письма, протоколы заседаний политбюро ЦК ВКП(б), протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций. В эту же группу источников включены сборники документов и материалов о развитии печати в России и СССР, статистических, справочных и библиографических материалов, а также труды, в которых дается характеристика отдельных эпох в рамках исследуемого периода.

Третья группа источников – это периодические издания рассматриваемого периода, в которых содержалась официальная и текущая информация о работе и совершенствовании деятельности печати, публикации о различных правительственных мероприятиях, предназначенные для массовой читательской аудитории и другие материалы. В диссертации использованы материалы таких центральных изданий, как «Большевистская печать», «Вестник Временного правительства», «Газета Рабочего и Крестьянского правительства», «Журналист», «Известия ВЦИК», «Крестьянская газета», «Партстроительство», «Правда», «Труд» и других. Из числа региональных газет в диссертации представлены: «Северокавказский край», «Ставропольские губернские ведомости», «Таврический голос», «Орджоникидзевская правда» и другие. Представленная источниковая база обеспечила решение поставленных задач и достижение цели исследования.

Научная новизна исследования. Новизну результатов исследования, в отличие от работ аналогичного направления, определяет использование различных подходов к изучению практики участия отечественных центральных и региональных органов печати в информационном воздействии на общественное мнение в мирное время, а также настроение гражданского населения и армии в периоды обострения социально-политической обстановки внутри страны и на международной арене. Новизна видится также в представлении динамики и направлений реформирования политики в отношении печати при самодержавии и советской власти, находившихся в тесной взаимосвязи с эволюцией внутреннего и внешнеполитического курса. Это дало возможность в новом ракурсе осмыслить уже известные тенденции.

Элементами новизны обладают также следующие результаты исследования:

- определены истоки решения о целенаправленном использовании печати в популяризации внутренней политики российского правительства в начале ХХ века, а также о воздействии с ее помощью на настроения в армии и обществе;

- сделана выборка и осуществлена классификация основных нормативно-правовых актов о государственной политике в области организации деятельности центральных и региональных средств массовой информации в мирное время, а также во время Первой мировой и гражданской войн и в условиях обострения международной обстановки во второй половине 1930-х годов;

- определены причины, в силу которых печать белых правительств во время гражданской войны не смогла противостоять большевистской организованности и целеустремленности в использовании прессы;

- уточнены и произведены собственные подсчеты, характеризующие отдельные аспекты деятельности печати в рассматриваемом направлении, сделан вывод о том, что пришедшие в 1917 году к власти большевики не только использовали уже имевшийся опыт сотрудничества с прессой, но и значительно обогатили ее потенциал в плане воздействия на характер социально-политических процессов в обществе;

- в контексте общеполитических процессов, направленных на утверждение в России и регионах однопартийной системы власти обобщен исторический опыт использования гражданских печатных органов в советское время для пропагандистского воздействия на общественное сознание различных социальных и профессиональных групп населения;

- на документальной основе выделены этапы тематического развития пропагандистских публикаций в советских газетах, определен уровень их влияния на общественное сознание и настроение гражданского общества;

- отражен уровень соответствия результатов деятельности советской прессы целям мобилизационной готовности населения, обеспечения общественной безопасности и жизнедеятельности народнохозяйственных объектов в предвоенный период.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: п.4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов; п.25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения.

На защиту выносятся следующие положения:

К началу ХХ столетия у правительства и военного командования сложилось твердое убеждение в том, что для укрепления власти в стране и боеспособности армии необходимо расширять информационное воздействие на население, усиливать роль печатных изданий. В войсках для достижения этой цели использовались не только военные органы массовой информации, среди нижних армейских чинов широкое распространение получили журналы и газеты с гражданской тематикой, назначение которых заключалось в сохранении взаимосвязи солдат с той средой, из которой они были призваны в армию.

Появлению аппарата политической пропаганды государство обязано, прежде всего, желанию деловых кругов обеспечить безопасность своих предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Пропагандистская составляющая являлась, по мнению видных российских государственных деятелей исследуемого периода, непременным условием успехов в экономике и политике. Это в равной степени относилось и к внутренним делам России. Министерство финансов в силу специфики своей деятельности было крайне заинтересовано в правильной постановке не только коммерческой осведомленности, но и политической компетентности, так как для его устойчивой работы требовались стабильные условия на международной арене и внутри страны. В этой связи оно и выступило инициатором создания в России государственного телеграфного агентства.

Большой вклад в становление печати как механизма регулирования общественного мнения в России внес С.Ю. Витте, по инициативе которого в конце 1905 года была учреждена правительственная газета «Русское государство». Основное предназначение газеты заключалось в том, чтобы периодически проводить мониторинг политической ситуации в среде различных общественно-политических сил, на которые правительство могло бы опираться в реализации своего курса. Одновременно в «Сельском вестнике» был создан политический отдел, который проповедовал здоровые политические взгляды и опровергал различные «лживые учения» антиправительственных партий. Благодаря этим мерам в рассматриваемой сфере, борьба за общественное мнение стала традиционной для деятельности всех последующих российских правительств, включая высшие и региональные исполнительные органы советской власти.

Опыт Первой мировой войны показал, что по форме информационное воздействие на массовое сознание населения своей страны должно быть открытым и доступным. В противном случае, может возникнуть подозрительность и недоверие не только к информации, но и ее источникам, а также средствам распространения. Кроме того, и источники, и средства распространения информации должны находиться под постоянным государственным контролем, утрата которого чревата развитием негативных тенденций в сфере организации работы печати. В ходе войны четко определились три основных способа воздействия печатных органов на массовое сознание: информирование, агитация и пропаганда. При этом важно, чтобы подбор информации осуществлялся в соответствии с целями ее применения. Это означает, что этот процесс тесно связан с политической стратегией государства.

Большевики одержали победу в гражданской войне не потому, что они имели военное превосходство. Тактика большевиков в пропагандистской деятельности оказалась не только согласованной с их политическими установками, но и выверенной в плане выгодного для них воздействия на население. В этом вопросе белому движению явно недоставало стратегического политического мышления и присущей большевикам организованности. В этом смысле пропаганда большевиков отличалась большей откровенностью, в чем и было их преимущество. Большевики любые политические решения закрепляли на законодательном уровне, давая понять, что пришли к власти надолго. При этом они организовывали целые компании в прессе по разъяснению своих действий. Печать белых, напротив, оказалась без какой-либо идеологии, а, следовательно, и без цели в осуществлении пропагандистской деятельности.

Период нэпа во многом предопределил активность советской прессы в процессе формирования общественного мнения. Этому способствовал ряд обстоятельств. В первую очередь, свою роль сыграло возрождение такого вида деятельности, как частное издательство, по всей стране стали выходить порядка трехсот газет, которые публиковали материалы, альтернативные государственной печати. Эти газеты в большинстве своем были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, а также на массового читателя-обывателя, т.е. на самую активную часть населения. Этот вид прессы, несмотря на низкое качество изданий, пользовался большой популярностью. Кроме того, нэп создал особые условия для взаимодействия с русской эмиграцией и их прессой, которая попыталась полемизировать с партийной позицией. Советское правительство также не желало упускать инициативу из своих рук и начало создавать новые печатные органы, которые не допускали никакого плюрализма политических мнений.

В годы первых пятилеток возникли новые элементы в структуре местной и национальной печати, в республиках, краях и областях выпускались не только общественно-политические издания, но и газеты для работников различных сфер народного хозяйства, учителей, представителей культуры и искусства, молодежи. В то же время необходимо признать, что в то время национальная пресса строилась без учета исторического прошлого, сложившихся традиций и нравов, различных уровней культурного развития народов России, их реальных потребностей в новых социально-политических условиях. В вопросах организации печати применялась единая универсальная модель, которая предназначалась для всех регионов без исключения. Такая постановка вопроса нередко становилась тормозом на пути структурных изменений в национальной журналистике. Тем не менее к середине 1930-х годов в советском государстве сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Однако, как и сама власть, она строилась по принципу вертикальной подчиненности, однотипно выглядели и ее горизонтальные характеристики.

Практически до конца 1930-х годов партийные отделы агитации и пропаганды очень слабо сотрудничали с печатью, в результате чего вопрос о повышении значимости и уровня использования печати в пропагандистской работе серьезно встал на повестку дня. На тот период пресса решала свои задачи, а пропаганда осуществлялась без ее целенаправленного использования. Иначе говоря, силы и средства, предназначенные для достижения одной цели, оказались разобщенными. Естественно, что эта несогласованность негативно сказывалась на эффективности всей пропагандистской деятельности, значительно сужала ее масштабы, лишала организованности и возможностей целенаправленного воздействия на общественное сознание. В конце 1930-х годов была окончательно сформирована основа тесного взаимодействия партийных органов и печатных изданий, деятельность которых в исследуемом направлении должна была непременно отражать партийную позицию по отношению к жизненно важным проблемам общественной жизни. При такой постановке вопроса в советском государстве достаточно быстро был создан мощный пропагандистский аппарат, основу которого составили печатные периодические издания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и методологии социальной работы Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова. Основные положения работы докладывались на региональных, межвузовских и университетских конференциях и семинарах. По теме диссертации опубликовано девять научных работ, общим объемом 5,15 п.л.


загрузка...