РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ (26.09.2012)

Автор: Тараторин Евгений Викторович

ТАРАТОРИН Евгений Викторович

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ

В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тамбов 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Официальные оппоненты: ПЕРВОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

доктор педагогических наук, профессор

зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

ГРИБКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

кандидат педагогических наук, доцент

зав. кафедрой теории и методики социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета

Ведущая организация: ОБОГУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»

Защита состоится «26» октября 2012г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «25» сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Н. Н. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Коренные изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Важнейшей задачей современного образования является грамотная организация учебно-воспитательного процесса, самореализация молодого человека в период обучения и после его окончания, активная социализация личности и успешная адаптация на рынке труда. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности и патриотизма, трудолюбия, нравственности, любви к Родине и к своему краю, семье, окружающей природе рассматривается сегодня как одно из базовых направлений в области образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» выдвинуты такие положения образовательной политики, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; поддержка и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и этнических особенностей в условиях многонационального государства.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Об этом также свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» декларируется непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из важнейших факторов единения нации.

Гражданские и патриотические чувства развиваются из любви к родному краю, к его историко-культурному, природному, духовно-нравственному и литературно-художественному наследию. Знакомство с региональными особенностями предоставляет молодому человеку возможность проникнуться величием трудовых свершений и военных подвигов земляков, почувствовать красоту природы родного края, обогатиться знаниями и новыми впечатлениями, внести свой вклад в общественно полезную деятельность.

О необходимости сохранения и развития культурного наследия Орловской области, формировании единого культурного пространства, создании условий для обеспечения равного доступа различных групп граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам, развитии художественного образования, духовном возрождении населения говорится в Долгосрочной областной целевой программе «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011 – 2015 годы». В Программе декларируется, что на сегодняшний день приоритетной является задача обеспечения сохранности историко-культурного и литературно-художественного наследия Орловской области. Ведущая роль в этом процессе по праву отводится литературно-художественным праздникам, которые предоставляют человеку широкие возможности обогатиться знаниями и новыми впечатлениями о литературном и художественном мире, о жизни и творчестве писателей и поэтов-земляков, увидеть красоту и романтичность природы родного края.

Литературно-художественные праздники, представляя собой одно из ведущих направлений краеведческой деятельности, прививают личности чувства гражданственности, патриотизма, воспитывают любовь к родному краю. Всеобъемлющий характер воспитания гражданственности, охватывающего все стороны жизни человека, предполагает поиск средств, способных гармонично и целостно воздействовать на личность. Посещение подрастающим поколением литературно-художественных праздников подразумевает не только получение знаний о литературном прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и формирование у молодежи потребности в действенной заботе о будущем своей малой Родины и сохранении ее культурного и природного наследия.

Степень научной разработанности проблемы. Профессиональный интерес ученых к феномену праздника весьма высок, о чем свидетельствует объем и многообразная направленность научных работ, посвященных этой проблеме. Феномену праздничной культуры уделялось пристальное внимание на протяжении всего развития философской мысли – от античности (Платон, Аристотель, М. Тирский) до новейшего времени (В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, М. Мосс и др.).

Культурологический подход к феномену праздника осуществили представители зарубежной мысли: Э. Дюркгейм, К. Жигульский, Р. Кайуа, Н. Мизов и др.

В России систематизации праздников посвятили свои труды Е.В. Аничков, М.М. Бахтин, А.А. Потебня, В.Я. Пропп, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, А.В. Терещенко, В.И. Чичеров и др.

Искусствоведческие проблемы праздника были обобщены в работах С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Б.Н. Глан, П.М. Керженцева, Ю.М. Лотмана, Б.Н. Петрова, А.И. Пиотровского, А.Д. Силина, И.М. Туманова, И.Г. Шароева и др.

Сущность и природа праздника выявлены в теории и методике социально-культурной деятельности М.А. Ариарским, Г.М. Бирженюком, Д.М. Генкиным, А.Д. Жарковым, Т.Г. Киселевой, А.А. Коновичем, Ю.Д. Красильниковым, А.И. Мазаевым, А.И. Марковым, И.А. Новиковым, В.Я. Суртаевым, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, В.Е. Триодиным, Н.Н. Ярошенко и др.


загрузка...