ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (26.09.2012)

Автор: Бейсенбаев Аскар Асанович

провести анализ концепции и стратегии перехода экономики Республики Казахстан к новому типу социально-экономического развития;

выполнить анализ влияния внешней среды на процессы социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях перехода к развитому рынку;

осуществить анализ социальных и экономических результатов деятельности регионов Республики Казахстан и возможности перехода народного хозяйства к новому типу социально-экономического развития;

разработать методические положения по формированию и функционированию механизмов рационализации и гармонизации системы планирования развития регионов Республики Казахстан как фактора влияния на их социально-экономический рост;

предложить концептуальные основы и методические положения формирования процесса рационализации взаимодействия механизмов долгосрочного планирования социально-экономического развития регионов Республики Казахстан;

разработать методические положения по осуществлению комплекса организационно-экономических мер по созданию и реализации механизмов долгосрочного планирования темпов экономического роста, использования ресурсного потенциала регионов Республики Казахстан;

обосновать выбор концепций и стратегий перехода экономик регионов к технико-инновационно-сервисному типу развития;

сформировать основные направления средне- и долгосрочного технико-инновационно-сервисного развития регионов Республики Казахстан;

в рамках среднесрочных прогнозов дать оценку экономического и социального развития регионов Республики Казахстан.

Объектом исследования являются процессы социально-экономического развития регионов в условиях перехода к развитым рыночным отношениям.

Предметом исследования послужили теоретико-методологические и методические положения формирования механизма и системы перспективного планирования экономических и социальных результатов, эффективности производства в процессе перехода к экономике технико-инновационно-сервисного типа.

Методологическую основу диссертации составили: труды отечественных казахстанских ученых, а также зарубежных авторов из России, Европы, Америки, посвященные проблемам формирования устойчивого социально-экономического развития в условиях перехода от одного экономического уклада к другим, интенсификации процессов создания и внедрения новшеств, перехода к новому более развитому типу экономических отношений; национальные и региональные целевые комплексные программы развития, инструкции и положения, информационные материалы о деятельности регионов, о динамике их экономических и социальных показателей.

Диссертационное исследование проводилось на основе системного, программно-целевого и нормативного подходов, методов сравнительного и статистического анализов, экспертных оценок, ранжирования и методов экономико-математического прогнозирования. Обоснование положений и выводов диссертационной работы осуществлялось на базе полученных автором результатов научно-практических исследований и расчетов, опроса мнений экспертов.

Информационная база исследования включила статистические данные Агентства Республики Казахстан, законодательные и нормативные документы Республики Казахстан, Российской Федерации, доклады участников международных организаций, результаты научных исследований казахстанских и зарубежных учёных, опубликованные в научных изданиях, а также информационные ресурсы сети Интернет, результаты собственных расчётов и проведенных экспериментов.

Научная новизна результатов диссертации заключается в том, что:

обосновано представление системы планирования как части общей системы управления региональными социально-экономическими процессами, определены взаимосвязи и функции перспективного планирования с другими функциями управления, их состав, особенности функционального назначения и целевой направленности;

разработана схема взаимодействия теоретических основ формирования и реализации перспективных планов с признаками классификации целей, результативности их достижения, сроками, этапами, механизмами корректировки и реализации долгосрочных планов;

выявлены и обоснованы особенности перспективного планирования социально-экономического развития регионов Республики Казахстан, состоящие в установлении целевой ориентации на использование внутренних ресурсных потенциалов, обоснованный выбор приоритетов социально-экономического развития, взаимосвязь с государственными целевыми комплексными программами регионального развития;

определены этапы долгосрочного планирования, сроки и результаты осуществления, выявлена адекватность этапов перспективного планирования стадиям прохождения социально-экономических преобразований в регионах в текущем функционировании, средне-, долгосрочном развитии;

доказана необходимость и даны рекомендации о применении экстравертивного вида социально-экономического развития как ресурсообеспеченной основы для разработки планов долгосрочного развития регионов с целью достижения высоких темпов экономического роста;

раскрыта и обоснована возможность применения системного, программно-целевого, нормативного подходов и региональных принципов построения системы перспективного планирования социально-экономического развития регионов;

разработаны методические положения создания и применения модели технико-инновационно-сервисной экономики на основе результатов анализа позиции Республики Казахстан на мировых рынках, уровня синхронизации технико-экономического развития с глобальными тенденциями экономического роста ведущих промышленно развитых стран, степени внедрения прогрессивных укладов экономики;

выявлены причины отставания качества жизни населения Республики Казахстан и ее регионов от промышленно развитых стран мира и некоторых стран Содружества Независимых Государств, намечены комплексные меры по повышению качества жизни населения;

определено позиционирование всех регионов Республики Казахстан по темпам изменения основных социальных и экономических показателей, построена матрица распределения регионов, позволившая установить состав развивающихся, стагнирующих и депрессивных регионов, выявить долгосрочную целевую ориентированность регионов на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов развития в долгосрочном периоде;

сформирована схема взаимодействия государственных, муниципальных и рыночных механизмов разработки, регулирования и реализации планов долгосрочного развития социально-экономических процессов на национальном, региональном, местном и локальном уровнях управления, позволяющая обоснованно выбрать один из вариантов и форм модели формирования и функционирования государственных механизмов в условиях перехода к развитым рыночным отношениям;

разработаны концептуальные положения о приоритетности совершенствования экономического механизма реализации перспективных и стратегических планов социально-экономического развития, сформирована схема рационализации взаимосвязей и взаимодействия элементов информационной системы в процессе совершенствования экономического механизма;

предложены методические положения последовательности осуществления организационно-экономических мер по гармонизации и повышению уровня взаимодействия, разработки экономического, нормативно-правового и организационного механизмов реализации перспективного планирования, соблюдения этапов, достижения планируемых результатов и ресурсных ограничений в процессе разработки и реализации этих механизмов;

выявлены и обоснованы направления, определены отрасли специализации в регионах, предоставляющие возможность моделировать возникающие социально-экономические ситуации и формировать организационно-экономический механизм осуществления процессов перспективного и стратегического планирования;

предложены варианты структурирования, повышения объемов и использования долгосрочных ресурсных потенциалов региона по мере перехода от экономики сырьевого типа к инвестиционной, а затем к инновационно-технической, инновационно-сервисной и технико-инновационно-сервисной экономике;

развиты основные положения теорий и концепций межрегионального экономического взаимодействия, позволяющие выбрать и обосновать общесистемные концепции и теории создания единого экономического пространства в границах нескольких регионов и мегарегионов с центрами технико-инновационно-сервисного развития;

даны методические рекомендации по определению последовательности выбора концепций и стратегий перехода экономики регионов к технико-инновационно-сервисному типу;

доказана необходимость создания межрегионального уровня управления и органа управления мегарегионом на основе построения трехуровневой модели управления межрегиональными социально-экономическими, инновационными связями и четырехквадрантной схемы взаимодействия и взаимного влияния экономических сфер, финансового, инновационного и инвестиционного капиталов на процесс внедрения экономики технико-инновационно-сервисного типа;

исследовано и развито определение понятия «плотность экономического пространства», обоснованны предъявляемые требования к его оценке, предоставляющие возможность установить возможные центры создания Северного, Южного, Западного и Восточного мегарегионов;

сформулированы целевые установки по совершенствованию нормативно-правового, организационного и экономического механизмов внедрения перспективных и стратегических планов обеспечения устойчивого экономического развития мегарегионов, выравнивания их рыночных позиций и качества жизни населения регионов, которые войдут в предлагаемые мегарегионы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования основных выводов, положений, методических рекомендаций диссертации региональными органами управления и муниципальной систем управления в процессе разработки и реализации средне-, долгосрочных планов социально-экономического развития регионов Республики Казахстан на основе роста объемов создания и внедрения технологических, организационных и информационных новшеств и модернизации инфраструктурного комплекса.

Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной форме и оптимальной степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертационной работы на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Методологические положения планирования социально-экономического развития регионов в условиях перехода национальной экономики к развитому рынку» раскрывается сущность, определения, направленность и необходимость создания системы планирования социально-экономического развития регионов, устанавливаются особенности перспективного, стратегического и текущего планирования социально-экономического развития Республики Казахстан, разрабатываются теоретические подходы и принципы формирования перспективных планов развития регионов.

Вторая глава «Концептуальные положения формирования стратегии социально-экономического развития Республики Казахстан и анализ динамики развития регионов» включила концепции перспективного развития и стратегии перехода экономики Республики Казахстан к новому типу социально-экономического развития, анализ внешней среды процессов социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях перехода к развитому рынку, анализ социальных и экономических результатов деятельности регионов и возможности перехода к новому типу социально-экономического развития.

В третьей главе «Методические положения рационализации процессов формирования и функционирования механизма планирования в регионах Республики Казахстан» изложены методические положения формирования и функционирования рациональных механизмов перспективного развития регионов как основного фактора социально-экономического роста, концептуальные основы и методические подходы к формированию процесса рационализации взаимодействия механизмов перспективного планирования социально-экономического развития регионов, методические положения по осуществлению комплекса мер создания и реализации механизма перспективного планирования темпов экономического роста и использования стратегического потенциала регионов.


загрузка...