Трансформация коммуникативного пространства в религиозно-философской публицистике русского модернизма (26.09.2012)

Автор: Шахбазян Марина Анатольевна

НЕ ВСЕГДА

Владение языком рецензируемого произведения

Реализация главной задачи, формулируемой как «увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному» ДА

причем, новый взгляд часто основан на ассоциации ДА

причем, как правило, новое – это религиозная трактовка

Наличие смыслового «центра», вокруг которого строится текст рецензии.

НЕ ВСЕГДА

Органичное вплетение элементов пересказа в канву повествования

Как видно из таблицы, Т-рецензия второго типа в отдельных случаях может полностью совпадать с классической, хотя и будет иметь ряд дополнительных характеристик, а может незначительно отличаться. Т-рецензия первого типа отличается значительнее, но не настолько, чтобы вовсе не попадать в рамки жанра. С точки зрения жанроописания А. А. Тертычного существует всего одно серьезное противоречие – требование об ограничении рецензии исследуемым текстом без обращения к более глубокой проблематике. Однако он сам предостерегает от искусственного сужения рамок анализа, что в ряде случаев резко снижает общественный вес рецензии, и выделяет отдельный вид «гранд-рецензии». Таким образом, Т-рецензия может быть классифицирована как внутривидовая форма жанра. Т-рецензия отвечает большинству жанрообразующих критериев, в том числе главному: в ней даже в большей степени, нежели в современных вариантах рецензии, просматривается стремление критика выразить свое отношение к миру через анализ художественного произведения.

Выделяя Т-рецензию как отдельный внутрижанровый вид, следует отметить, что, как и сам жанр рецензии, она с трудом может быть помещена в какие-либо рамки. На это существует целый ряд причин:

– непреднамеренность возникновения вида, оформление его в процессе публицистической практики без подведения теоретической базы;

– большая значимость персонального вклада отдельных публицистов, и, как следствие, возникновение нескольких устойчивых групп текстов, обладающих как общими признаками Т-рецензии, так и собственными особенностями;

– коренные социальные и культурные преобразования в обществе, обусловившие дальнейшую эволюцию Т-рецензий в первые три десятилетия XX века.

Таким образом, можно говорить о Т-рецензии как о совокупности отдельных групп, каждая из которых обладает более развернутой системой признаков, нежели весь вид.

Выделение в составе Т-рецензии именно двух групп обусловлено принятым критерием, по которому деление следует осуществлять согласно наиболее значимым признакам. При выделении Т-рецензии как особого внутрижанрового вида были определены два ее отличительных признака: религиозная система ценностей рецензента как критерий оценки и формообразующий фактор, а также наличие «дополнительного» предмета рецензии.

Первый признак не может выступать основанием для классификации. Степень его влияния различна для первой и второй групп, но она различна также и для отдельных текстов внутри одной группы. Поэтому деление по данному критерию не даст прочной основы для классификации. Второй признак дает нам более прочную основу: взаимоотношения основного и «дополнительного» предметов могут варьироваться в пределах двух основных моделей, которые могут быть соотнесены с выделяемыми нами группами.

Таким образом, под Т-I-рецензией понимается группа текстов, объединенных как общими для Т-рецензии, так и специфическими признаками, выделенная на основании доминирования «дополнительного» предмета отображения. В данном исследовании анализ этого типа рецензии проводится на основе публицистики Н. А. Бердяева.

Т-II-рецензия – это группа текстов, объединенных как общими для Т-рецензии, так и специфическими признаками, выделенная на основании доминирования основного предмета отображения. В данном исследовании анализ этого типа рецензии проводится на основе публицистики Д. С. Мережковского.

Для T-I-рецензии характерно:

1.Доминирование «дополнительного» предмета отображения, варьирующееся от незначительного преобладания, до использования основного предмета (литературного произведения) в качестве информационного повода.

2. Слабее, нежели в Т-II-рецензии, выраженная религиозная окрашенность, которая присутствует как компонент системы оценок, однако не является единственным ее источником.

3. Обращенность нескольким дополнительным темам в рамках одной рецензии.

4. Достаточно глубокий, но выборочный анализ рецензируемого текста. Практически не анализируется форма, все внимание сосредоточено на идейном ряде, символики и (реже) на сюжете.

5. Роль транслятора убеждений рецензента (социальных и философских в первую очередь, религиозных – во вторую).

6. Сочетание аналитических методов исследования со ссылками на интуицию.

7. Отсутствие четко выраженной модели использования языковых средств.

Т-I-рецензия значительно отличается от современных образцов жанра. Она более аналитична и обладает отдельными признаками других жанров, в частности – корреспонденции.

Для Т-II-рецензии характерно:

1. Доминирование основного предмета отображения.

2. Сильная религиозная окрашенность, практически полностью предопределяющая систему оценок.

3. Обращенность к одной или двум дополнительным темам, преимущественно из области религии или искусства.

4. Глубокий, качественный анализ всех сторон рецензируемого текста. При анализе идейного ряда и символики возможны произвольные интерпретации с введением религиозного подтекста.

5. Роль транслятора религиозной системы рецензента. Иногда может не реализовываться.

6. Предпочтение методов анализа, основанных на интуиции и мистицизме.

7. Введение художественных элементов, часто встречающиеся метафоризация и стилизация под церковное слово.

Т-II-рецензия приближена к классическому варианту, однако именно ее влияние придает Т-рецензии отдельные черты художественно-публицистической жанровой группы.

В последующих двух параграфах эти группы разобраны подробнее на примере творчества конкретных авторов. Следует оговорить, что Николай Бердяев и Дмитрий Мережковский были избраны по ряду причин, в числе которых их явная антонимичность как «пишущего философа» и «философствующего писателя», позволяющая наиболее ярко представить различия между Т-I-рецензией и Т-II рецензией. Однако данный выбор вовсе не означает, что, к примеру, T-I-рецензия представлена исключительно текстами Николая Бердяева. С одной стороны к этой же группе можно отнести рецензии Сергия Булгакова, с другой – отдельные рецензии Бердяева выходят за рамки обозначенной группы.

Для Бердяева характерно резкое размежевание с таким видом творчества, как литературная критика, но отрицает он не литературную критику как явление, а идеи и выводы критиков прежних лет. В работе «Духи русской революции» он заявляет, что «критическая школа Белинского, Чернышевского, Добролюбова и их эпигонов просмотрела внутренний смысл великой русской литературы и не в силах была оценить ее художественные откровения». Т-I-рецензия разительно отличается от критики предыдущих лет. Лучше всего это различие описывает сам Бердяев во вступлении к своей работе «Миросозерцание Достоевского»: «Я не собираюсь писать историко-литературного исследования о Достоевском, не предполагаю дать его биографию и характеристику его личности. Менее всего так же моя книга будет этюдом в области «литературной критики» – род творчества не очень мною ценимый. Нельзя было бы также сказать, что я подхожу к Достоевскому с психологической точки зрения, раскрываю «психологию» Достоевского. Моя задача – иная. Моя работа должна быть отнесена к области пневматологии, а не психологии. Я хотел бы раскрыть дух Достоевского, выявить его глубочайшее мироощущение и интуитивно воссоздать его миросозерцанию». Ключевое понятие здесь – «интуитивно». Бердяев не только обращается к тем областям, которые редко затрагивает классическая рецензия, но и предлагает собственный способ анализа – интуицию. Со стороны этот источник может показаться ненадежным, однако Бердяев уверен в обратном. По его мнению, результат здесь гарантирован при соблюдении двух условий: причастность к духу автора; напряженное усилие воли.

Главное отличие Т-I-рецензии – доминирование «дополнительного» предмета над основным. В структуре текста рецензии это отражается посредством двух основных элементов:

большое количестве вводных тематических конструкций (авторские отступления);


загрузка...