Методология процессного управления автотранспортными предприятиями в условиях нестационарности развития (26.09.2012)

Автор: Бородулина Светлана Анатольевна

БОРОДУЛИНА Светлана Анатольевна

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ

АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В УСЛОВИЯХ

НЕСТАЦИОНАРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами

(транспорт)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента на транспорте ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Научный консультант: Будрина Елена Викторовна,

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Горев Андрей Эдливич,

доктор экономических наук, профессор. профессор кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Губенко Александр Викторович,

доктор экономических наук, профессор,

проректор по научной работе и экономике ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

Малевич Юлия Валерьевна,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Защита состоится «27» декабря 2012 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д.27, ауд. 422.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103-а.

Автореферат разослан «26» ноября 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор Е.В Будрина

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время изменения стратегических направлений деятельности предприятий, в том числе и автотранспортных, обусловленные существенной силой влияния, динамикой и неоднозначностью внешней среды, влиянием человеческого фактора, приводят к тому, что совершенствование методов и моделей управления предприятием становится актуальным научным направлением. Современный рынок транспортных услуг (РТУ), функционирование которого проходит в среде высокой конкуренции, в условиях кризисных явлений внешнего и внутреннего характера, направлен, прежде всего, на достижение высоких объемных показателей, завоевание потребительской лояльности. Вместе с тем высоки угрозы общей нестабильности и неэффективности. Существующая тенденция снижения деловой активности, устойчивости и эффективности, количества предприятий автомобильного транспорта в настоящее время делает актуальным исследование синтеза механизмов и методов процессного управления, антикризисного управления и реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) в управлении транспортными предприятиями в условиях нестационарности.

Современное непредсказуемое состояние развития экономики отрасли и страны в целом отражено, по нашему мнению, в термине «нестационарность». Развитие взаимоотношений участников рынка транспортных услуг в РФ на уровне предприятия носит стихийный характер, а результаты влияния стихийности и нестационарности в значительной мере определяются вероятностными факторами. Развитие рынка в таких условиях привело к потере управляемости автотранспортными предприятиями в периоды колебания спроса, спада деловой активности, воздействия факторов нестабильности и кризисных явлений.

Управление предприятиями на РТУ в условиях нестационарности требует выработки концептуально-методологических основ вывода автотранспортного предприятия из состояний кризиса, сглаживания его последствий, выравнивания состояния и устойчивого развития в будущем. Теория современного управления предприятиями автомобильного транспорта не в полной мере учитывает происходящие сегодня радикальные изменения. В связи с этим выглядит актуальным использование преимуществ процессного подхода к управлению. Особенно актуальным он является для тех предприятий, которые вынуждены часто менять базовые параметры и характеристики своих бизнес-процессов с учетом потребностей заказчиков на высококонкурентном РТУ, а также в условиях нестационарности развития экономики в целом. Достижение гибкости управления предприятиями отрасли в условиях нестационарности развития экономики и РТУ, по нашему мнению, возможно на основе сочетания процессного и антикризисного управления предприятиями путем применения РБП. Это позволит осуществлять управление предприятиями автомобильного транспорта с учетом характера и параметров развития кризиса, путем предложения методов его сглаживания, которые помогают «подстраивать» бизнес-процессы предприятий отрасли с учетом влияния факторов кризиса.

Таким образом, развитие методологии процессного управления транспортными предприятиями, основанной на синтезе методов антикризисного управления и реинжиниринга бизнес-процессов, в условиях динамично меняющейся внешней среды является актуальным. Представляется важным формирование новой концепции развития управления предприятиями автомобильного транспорта на основе использования процессного подхода, методов антикризисного и процессного управления в условиях нестационарности, позволяющей описать принципы и методы управления и оптимизации бизнес-процессов с позиции распознавания опасностей с учетом факторов экономических кризисов.

Степень разработанности проблемы исследования. При решении проблем управления предприятиями в условиях кризиса в современной науке в недостаточной степени учитывалась отраслевая транспортная специфика, а также не уделялось должного внимания вопросам синтеза новых научных направлений, что привело к отсутствию единого методологического подхода к решению этих проблем с учетом особенностей функционирования участников РТУ.

Теоретическую базу исследований в области процессного управления предприятием составили труды российских и зарубежных ученых и практиков: И. Ансоффа, Н.М. Абдикеева, Эд. Деминга, П. Друкера, Т. Дейвенпорта, Т.В. Ильдеменова, В.Г. Елиферова, С.В. Маклакова, Ю.Ф.Тельнова, М. Портера, М. Робсона, Ф. Уллаха, М. Хаммера, Дж. Харрингтона, Дж. Чампи, А. Чандлера, В. Шеера и др.

При формировании методологии процессного управления предприятиями автомобильного транспорта в условиях нестационарности необходимо учитывать опыт и результаты исследований ученых и практических специалистов в области процессного управления, антикризисного управления и управления рисками, таких как И.Т. Балабанов, В.Н. Вяткин, Е.П. Жарковская и других.

Весьма существенный вклад в формирование и развитие теории aнтикризисного управления внесли представители ведущих отечественных и зарубежных научных школ менеджмента: Г. Альтман, А.П. Альгин, В.Г. Артеменко, А.Г. Александров, М.Д. Аистова, А.А. Беляев, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, В.В. Букреев, О.В. Ефимова, С.Е. Кован, В.В. Ковалев, Э.М. Коротков, В.И. Кошкин, Ю.А. Львов, В.И. Мазур, П. Самуэльсон, Г.В. Савицкая, Р. Тафлер, А. Файоль, М.А. Федотова, В.А. Чернов, А.Д. Шеремет, А.А. Уткин и другие.

Теоретико-методологические основы управления экономикой транспорта представлены в трудах З.И. Аксеновой, Л.Л. Афанасьева, Е.В. Будриной, Л.А. Бронштейна, В.Г. Галабурды, Б.Л. Геронимуса, Е.И. Зайцева, А.П. Кожина, Г.П. Кузнецова, Г.А. Кононовой, Е.А. Королевой, В.С. Лукинского, М.Б. Миротина, В.И. Николина, В.А. Персианова, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.С. Туревского, Н.Н. Фролова, М.П. Улицкого и пр.

Теоретическую базу исследований в области реинжиниринга бизнес-процессов предприятия составили труды Н.М. Абдикеева, Т. Дейвенпорта, Т.В. Ильдеменова, В.В. Кондратьева, В.Г. Елиферова, Ю.Ф. Тельнова, М. Робсона, Ф. Уллаха, М. Хаммера, Дж. Харрингтона, Дж. Чампи и др.

Анализ научных трудов по перечисленным вопросам выявил отсутствие единого подхода к выбору модели процессного управления, применимой для предприятий автомобильного транспорта в условиях нестационарности развития. Анализ функционирования автопредприятий в современных условиях развития показал, что для данной отрасли недостаточно разработаны механизм и методы реализации процессного управления, оценки цикличности кризисов для экономики, в целом, и автотранспортных предприятий, в частности, концепции реинжиниринга бизнес-процессов предприятия автомобильного транспорта при выводе его из кризисного состояния. Кроме того, по нашему мнению, недостаточно исследованы вопросы применения процессного подхода в практике управления автотранспортным предприятием. Необходимость решения и значимость вышеуказанных проблем в смежных или дополняющих друг друга научных направлениях и определяет актуальность исследования.


загрузка...