Разработка стратегии региональной экспансии дилерских организаций на потребительском рынке легковых автомобилей с учетом динамики трансакционных издержек (26.09.2012)

Автор: Колесов Александр Николаевич

КОЛЕСОВ Александр Николаевич

разработка стратегии региональной экспансии дилерских организаций на потребительском рынке легковых автомобилей с учетом динамики трансакционных издержек

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг))

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Казань - 2012

Диссертация выполнена на кафедре маркетинга, коммерции и предпринимательской деятельности Института управления и территориального развития в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Научный руководитель:

Каленская Наталья Валерьевна

доктор экономических наук, доцент

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет», заведующая кафедрой

маркетинга, коммерции и предпринимательской

деятельности

Официальные оппоненты: Крамин Тимур Владимирович

доктор экономических наук, доцент,

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления

и права (г. Казань)»,

заведующий кафедрой финансового менеджмента

Попович Алексей Миронович

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Омский государственный

университет им. Ф.М.Достоевского», заведующий

кафедрой менеджмента

Ведущая организация: НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет

управления и экономики»

Защита состоится 27 октября 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.015.01 при НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» по адресу: 420012, г.Казань, ул. Муштари, 13, малый актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ».

Автореферат разослан 27 сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук,

М.Е.Иванов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Становление постиндустриального уклада развития российской экономики предопределяет изменение организационно-экономических механизмов функционирования субъектов хозяйствования в посредническо-сбытовой сфере и становление качественно новых форм взаимодействия, что обеспечивает повышение показателей финансово-хозяйственной деятельности производственных предприятий и посреднических организаций, входящих в состав цепочки создания ценности продукта, а также экономических и социальных индикаторов развития территорий их базирования. Дилерские организации наряду с выполнением присущих для субъектов предпринимательской деятельности функций способствуют сетевизации экономического пространства, что создает предпосылки для преодоления последствий центробежных тенденций развития российских регионов, для повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований. Состояние дилерских услуг выступает в качестве фактора развития конкурентной среды, от уровня эффективности которой во многом зависит уровень инновационной активности субъектов хозяйствования и территориальных образований в целом. Многоаспектность дилерской деятельности, ее специфика, определяемая характером объектов рыночных обменов, предполагает необходимость всесторонней реализации ее маркетинговой природы и инновационного потенциала, формирования эффективных механизмов сопровождения товаров на потребительском рынке, расширения линейки пред- и постпродажных услуг, обеспечения устойчивой связи с предприятиями, осуществляющими аудиторскую, консалтинговую, рекламную деятельность, представляющими услуги по информационному обеспечению.

Особенностью российского автомобильного рынка выступает высокий уровень конкурентоспособности дилерских сетей, обусловленный инновационно-инвестиционным содержанием торгово-посреднической деятельности, которая ориентирована на развитие рыночной инфраструктуры. Развитие российского автомобильного рынка (совокупные розничные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации (РФ) в январе-июле 2012 г. составили 1669,5 тыс.ед. с ростом на 14% в годовом исчислении) с необходимостью предполагает дальнейший рост объема дилерских услуг. Гибкость, оперативность, сервисная комплементарность и сетевой характер управления дилерской деятельностью обеспечивают постоянное совершенствование и расширение дилерской практики. Согласно экспертным оценкам, к 2020 г. доля дилерских услуг в общем объеме услуг в предпринимательском секторе российской экономики может составить 70% при соответствующем изменении доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет и росте численности занятых в дилерских организациях. Интенсивный рост дилерских сетей на автомобильном рынке и их способность конкурировать с крупными торговыми предприятиями объясняется использованием управленческих и организационных инноваций, реализацией субъектами дилерской деятельности эффективных сервисных стратегий и приобретения ими самостоятельных организационно-экономических форм при сохранении зависимости от корпоративного сегмента предпринимательства. Развитие дилерских сетей ослабляет влияние неорганизованного рынка и ограничивает теневой оборот, препятствует реализации некачественных товаров.

Интеграция межорганизационных вертикальных и горизонтальных отношений в формате сетевого взаимодействия, основанного на концепции создания ценности с привлечением всех экономических субъектов распределения, включая самого потребителя, является одной из малоизученных областей сервисного менеджмента. В то же время проведенное исследование доказывает, что низкий уровень организации и управления дилерской сетью оказывает негативное воздействие на уровень конкурентоспособности компании и предлагаемой ею продукции. В современной российской экономике разработка и реализация стратегий продвижения дилерских услуг на автомобильном рынке усложняются активизацией процессов регионализации и необходимостью учета особенностей территории размещения участников сетевых образований. В этой связи реализация дилерами необходимых функций организации товародвижения, снижение торговых наценок, обеспечение экономических интересов собственников через наиболее полное удовлетворение потребностей заказчиков предполагают необходимость разработки и внедрения стратегии региональной экспансии, что, в свою очередь, предполагает совершенствование организационно-структурной, технологической, финансово-экономической, маркетинговой, мотивационно-трудовой подсистем организационно-экономического механизма дилерства.

Отсутствие комплексных исследований в области содержания и алгоритма реализации стратегии региональной экспансии, а также методических подходов к оценке эффективности дилерских услуг на автомобильном рынке определили выбор темы диссертационного исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Концептуальные подходы к содержанию и методам стратегического управления организациями представлены в трудах Д.Аакера, К.Боумена, Г.Б.Клейнера, Г.Минцберга, А.Дж.Стрикленда, А.Томпсона и др. Значительный вклад в развитие положений сервисного менеджмента внесли работы Г.Армстронга, Г.Асселя, Г.Беквита, Л.Бери, М.Битнера, Р. Блэкуоэлла, В.Вонг, К.Гренрооса, П.Дойля, П.Друкера, В.Зейтамл, Ф.Котлера, К.Лавлока, М.Леви, Т.Левита, Ж.Ж.Ламбена, Р.Г.Мердика, А.Парасуромана, Б.Рендера, Э.Сассера, Д.Сондерс, Дж.Траута, К.Хаксевера, Т.П.Хилла, Р.Чейза, Г.А.Черчилля, Л.Шостак, Дж.Р.Эванса, Д.Энджела и др.


загрузка...