Бюджетирование в системе управления финансами компаний холдингового типа (26.09.2012)

Автор: Савельева Ирина Михайловна

Итогом процесса бюджетирования является бюджет. Долгое время термин «бюджет» воспринимался только как государственный документ, содержащий перечень доходов и расходов государства. Однако с внедрением бюджетирования на смену привычному для предприятий понятию «план» приходит «бюджет». Для нашего исследования мы определили: бюджет - это пакет документов, который содержит перечень решений и централизованно установленные количественные показатели стратегического плана развития компании на определенный период по формированию и использованию активов, источникам финансирования, доходам и расходам, движению денежных средств.

Наш исследовательский интерес связан с компаниями холдингового типа. Это вызвано тем, что крупные корпорации являются не только основой экономики любой страны, но и наиболее устойчивыми формами хозяйствования в период экономических кризисов.

Для Российской Федерации традиционна форма хозяйствования в виде крупных экономических структур. В период плановой экономики такие структуры функционировали в форме различных производственных и промышленных объединений, управление которыми осуществлялось государством централизованно. Переход к рыночной экономике неминуемо привел к изменению экономической системы страны: интеграционные связи предприятий были разорваны, деятельность стала осуществляться на основе самофинансирования.

Существуют несколько точек зрения на причины возникновения холдинговых структур:

- первоначальное создание холдингов было связано в основном с восстановлением и обновлением разрушенных или ослабленных кооперационных связей между хозяйствующими субъектами;

- необходимость построения системы управления финансами, т.е. холдинг должен выполнять роль финансового центра, через который и будет осуществляться управление денежным капиталом входящих в него коммерческих структур.

Стоит также отметить, что процесс приватизации предприятий в Российской Федерации часто носил хаотичный характер, т.к. основной целью многих бизнесменов начала 90 гг. XX в. было инвестирование средств в покупку дешевого государственного имущества, в результате чего происходило объединение совершенно различных объектов народного хозяйства. Возникла объективная необходимость построения новой системы управления, которой и стала компания холдингового типа. Возникновение первых российских холдингов относится к началу 90-х гг. XX в., однако Федерального закона «О холдингах», определяющего и регулирующего их деятельность, до сих пор нет. Также не сложилось определение холдинга, которое позволило бы выявить его экономическую сущность.

На основе проведенного анализа теоретической базы мы предлагаем определять компанию холдингового типа как совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой холдинговыми отношениями, управляемую головной компанией на основе права головной компании определять принимаемые решения участников холдинга с целью получения синергетического эффекта от их интеграции.

По нашему мнению, именно синергетический эффект должен лежать в основе деятельности компаний холдингового типа.

 В зависимости от производственной взаимосвязи компаний выделяют:

- финансовый (конгломератный) холдинг - в нем объединены разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом, при этом каждое из дочерних предприятий не участвует в реализации деятельности другого;

- интегрированный холдинг - в нем объединены предприятия, связанные технологической или производственной цепочкой, при этом деятельность дочерних предприятий подчинена реализации целей деятельности другого.

Можно сказать, что компания холдингового типа представляет собой некую иерархию, основанную на принципе федерализма. В связи с этим и управление финансамт компанией холдингового типа должно быть построено по принципу федеративного устройства, т.е. головная компания определяет цели деятельности холдинга в целом и осуществляет управление финансами компаний, входящих в него (структурными единицами холдинга). В свою очередь, структурные единицы холдинга организуют свою деятельность в соответствии с этой целью и управляют деятельностью своих структурных подразделений (отделов, цехов и т.д.).

В зависимости от степени централизации в зарубежной и российской практике управления финансами компаний холдингового типа выделяют следующие модели:

- стратегическое планирование (strategic planning);

- стратегический контроль (strategic control);

- финансовый контроль (financial control).

В зависимости от моделей управления финансами, степени централизации функций управления определим возможность обеспечения синергетического эффекта для разных типов холдинга (табл. 1.)

Таблица 1

Сравнительная характеристика типов холдинга

в зависимости от моделей управления финансами

Тип холдинга Модели управления финансами

холдинга Степень централизации функций управления Возможность обеспечения

синергетического эффекта

Интегрированный

холдинг Стратегическое

планирование Высокая Да

Стратегический контроль Средняя Да

Финансовый

холдинг Финансовый

контроль Низкая Нет

В связи с тем, что в интегрированном холдинге степень централизации функций управления высокая или средняя, при грамотном управлении финансами возможно добиться синергетического эффекта. Финансовый холдинг в том виде, как представлен в классификации, из-за низкой степени централизации функций управления финансами и невзаимосвязанных видов бизнеса не дает возможности получения синергетического эффекта. Таким образом, для целей нашего исследования финансовый холдинг не может быть рассмотрен. По нашему мнению, для того чтобы обеспечить максимальную эффективность от образования компании холдингового типа, необходима максимальная интеграция деятельности, которая, в свою очередь, позволит добиться наибольшего синергетического эффекта.

Многие менеджеры отмечают, что основной проблемой недостаточной эффективности российских холдингов является отсутствие грамотно построений системы управления финансами. Компания холдингового типа отличается сложностью взаимодействия между компаниями, входящими в нее, что обуславливает необходимость исследования особенностей бюджетирования в системе управления ее финансами.

Основная особенность бюджетирования в компаниях холдингового типа заключается в том, что входящие в их состав предприятия, структурные единицы, по сути, являются самостоятельными, не зависимыми друг от друга предприятиями, совместное финансово-экономическое функционирование которых должно приносить больший эффект, чем самостоятельное, т.е. должно выполняться неравенство:

Эхол > ? Эi , (1)

где n - количество компаний, входящих в холдинг;

Эхол - эффект холдинга;

Эi - эффект i-той компании, входящей в холдинг.

Таким образом, предприятия, входящие в холдинговую компанию, составляют ее неотъемлемую часть, что позволяет рассматривать их как единое целое при осуществлении процесса управления, несмотря на то, что, по сути, они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Можно говорить, что управление финансами холдинга может быть эффективным только в том случае, если оно организовано с учетом всех особенностей компаний, входящих в холдинг (далее - структурные единицы холдинга). Для достижения синергетического эффекта (а, следовательно, и выполнения неравенства 1) необходимо построение общей модели ведения бизнеса (финансовой структуры холдинга), т.е. разработка единой стратегии и организационно-управленческой схемы, направленной на достижение заложенных стратегических целей, причем данная схема должна быть максимально прозрачной.


загрузка...