СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В РОССИИ (1919 – 1930 гг.) (26.09.2012)

Автор: Демчишин Михаил Владимирович

Теоретическую основу также составляют историко-педагогические исследования современных авторов, в которых рассматривается генезис теории и практики социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Е.И. Клюско, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, А.В. Семченко, Е.Ю. Стрельцовой,

В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, В.М. Рябкова, Н.Н. Ярошенко и др.

Источниковой базой исследования являются, главным образом, материалы фондов Государственного архива Российской Федерации (Ф. 6815: материалы о деятельности Временного правительства; Ф. 2315: документы о работе комиссии по реформе народного образования; Ф. А2306: регламентирующие документы Наркомпроса, постановления и протоколы заседаний Государственной комиссии по просвещению; Ф. А1565: резолюция об основных задачах внешкольного образования и другте документы) и Научного архива РАО (Ф. 19: законопроекты и постановления Государственного комитета по народному образованию, статьи из журналов и газет по вопросам внешкольного образования; Ф. 20: материалы по вопросам внешкольного образования и культурно-просветительной работы; Ф. 21: доклады и статьи Н. В. Чехова по теме внешкольного образования и другие документы).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ, историографический анализ (историко-ретроспективное изучение источников и документов), сравнительно-сопоставительный анализ (обобщение и систематизация, сравнение и сопоставление), синтез, моделирование. Использование диалектического метода познания позволяет раскрыть сущность педагогических явлений с учетом обусловленности внешкольного образования уровнем духовного и культурного развития общества.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009 – 2012 гг. и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе (2009 г.) определялись теоретические предпосылки исследования, изучалось и обобщалось состояние проблемы в педагогической теории, проводился анализ специальной литературы по теме исследования. В этот период также были исследованы и систематизированы основные педагогические подходы по изучаемой проблеме в отечественной практике, составлена программа исследования, сформулирована гипотеза, цели и задачи исследования.

На втором этапе (2010 –2011 гг.) автором изучались документы фондов Государственного архива Российской Федерации, а также не введенные в научный оборот и уже проработанные материалы научного архива Российской академии образования. На основе изучения накопленного теоретического материала были определены основные социокультурные условия становления теории внешкольного образования, была выявлена и обоснована сущность и специфика культурно-антропологической парадигмы, а также социально-политические, теоретико-методологические и организационно-педагогические причины, способствовавшие ее разрушению. На этом этапе была дана фактологическая характеристика причин и условий трансформации внешкольного образования в политико-просветительную работу.

На третьем этапе (2011 – 2012 гг.) обобщались результаты исследования, его отдельные материалы внедрялись в учебный процесс дисциплин в рамках специальности «Социально-культурная деятельность» в Орловском государственном институте искусств и культуры и Московском государственном университете культуры и искусств. Также были подведены итоги и сделаны соответствующие выводы по теоретическим задачам исследования, проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях различного уровня.

Научная новизна исследования заключается в разработке историко-педагогического представления о динамике развития внешкольного образования как уникального синтеза педагогической теории и практики, основанного на культурно-антропологических идеях свободного воспитания и всестороннего развития личности, а также как особого феномена культуры, отображающего единство общечеловеческого и национального опыта.

Впервые специальному историко-педагогическому анализу подвергнут момент насильственного уничтожения и трансформации внешкольного образования в политико-просветительную работу, дана его современная оценка. При этом в заданных хронологических рамках:

– с позиций современной теории социально-культурной деятельности выявлены предпосылки и социокультурные условия трансформации внешкольного образования в концепт политико-просветительной работы;

– обоснована инновационность культурно-антропологической парадигмы внешкольного образования;

– определена совокупность факторов педагогической деструкции, разрушивших культурно-антропологическую парадигму внешкольного образования;

– выявлен тренд долговременных последствий разрушения концепции внешкольного образования и идей, преемственно продолжающих концепт внешкольного образования в современной теории и практике социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– отдельные выводы исследования способствуют обновлению и дальнейшему развитию истории и теории социально-культурной деятельности, а также смежных областей педагогической науки и практики (общей педагогики, социальной педагогики, теории образования взрослых и др.);

– обновлена и расширена фактологическая база анализа истории внешкольного образования в период утраты концепции частной инициативы и становления системы политико-просветительной работы, в научный оборот введены ранее не публиковавшиеся материалы архивных фондов;

– современное научное знание в области истории народного образования обогащено культурно-антропологическими идеями внешкольного образования, утраченными в процессе становления политико-просвети-тельной работы в России, выявлены историко-научные закономерности формирования современной теории социально-культурной деятельности, что дает возможность определить направления разработки современной методологии социально-культурного воспитания в России.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена всесторонним анализом проблемы, сочетанием комплекса научно-теоретических методов, широтой фактологической базы, позволяющей обосновать целостное представление о внешкольном образовании как феномене социокультурной педагогики на этапе формирования работы по политическому просвещению народных масс в советской России.

Практическая значимость исследования. Проанализированный в диссертации материал по истории внешкольного образования в период трансформации его в политико-просветительную работу может выступить основой исследования в области общей теории, а также в практической деятельности учреждений культуры и системы дополнительного образования. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки соответствующих разделов истории отечественной социально-культурной деятельности и педагогики. Диссертационное исследование также может найти свое применение в процессе профессиональной подготовки педагогов и специалистов социально-культурной сферы.

Практическая значимость заключается также и в том, что материалы исследования внедрены в процесс преподавания дисциплин в рамках специальности «Социально-культурная деятельность» в Орловском государственном институте искусств и культуры и Московском государственном университете культуры и искусств.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде участия в научно-практических конференциях различного уровня и публикации материалов исследования. Основные положения диссертации изложены в научных докладах на конференциях «Культура и личность в современном мире: проблемы изучения, развития, воспитания» (Орел, 2009), «Непрерывное социокультурное образование в современном российском обществе: проблемы и перспективы развития» (Орел, 2011), «Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации» (Краснодар, 2011), «Мировоззренческое развитие личности в современном культурно-образовательном пространстве» (Орел, 2012).

Результаты диссертационного исследования отражены в 11 публикациях автора в виде научных статей, общим объемом 3,91 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение и развитие социально-культурной деятельности есть результат зарождения и становления в XIX столетии отечественного внешкольного образования, которое к началу XX в. повсеместно вошло в культурную жизнь страны, органично сочетая задачи просвещения и воспитания народа и пробуждая его гражданские инициативы. Основополагающими принципами внешкольного образования являются принципы идеологического плюрализма и общественной организации внешкольного образования на основе общественного самоуправления, частной инициативы; общедоступности различных форм содействия внешкольному образованию; бесплатности внешкольного образования; систематичности и планомерности.

2. Сущность культурно-антропологической концепции внешкольного образования, утрата идей которой привела к формированию принципа целевого воздействия на личность, выражается в следующих принципах и положениях:

– трактовка внешкольного образования как активного включения личности в процесс освоения культуры (развитие человека вообще носит индивидуальный характер и является самодеятельностью личности);

– стимулирование способности к самопознанию с целью развития творческо-познавательной деятельности личности в рамках свободного времени (способствует удовлетворению индивидуальных потребностей каждого через различные формы внешкольного образования – библиотеки, театры, музеи, клубы, курсы и т. д.);

– необходимость внешкольного образования как особое условие для всестороннего развития личности, а также проявления ее социальной активности (процветание всех внешкольных культурно-просветительных учреждений возможно лишь при широкой самодеятельности со стороны населения и при полной свободе пользования ими);

– обучение как возможность развития определенных природных дарований и удовлетворения неизбывных потребностей людей (все формы содействия внешкольному образованию в той или иной степени применяются к индивидуальности каждого);

– признание ведущим значение принципа добровольности и атмосферы непринужденности в получении образования (полная духовная самостоятельность, полное отсутствие какого-либо принуждения при пользовании внешкольными учреждениями).

3. Разработка теории внешкольного образования была подготовлена социальными условиями в нашей стране и деятельностью педагогов-практиков, которые искали новые формы, методы и средства обучения, воспитания и образования народа в различных внешкольных учреждениях. Основными социокультурными условиями, при которых происходили процессы становления теории и практики внешкольного образования в России, предопределившие формирование политико-просветительной работы, являлись следующие:

– формирование культурно-антропологического ядра теории внешкольного образования и выделение следующих культурно-антропологических принципов: самодеятельности частных лиц и организаций, общедоступности, планомерности и коллегиальности (широкое участие местного населения в организации и ведении мероприятий по внешкольному образованию), свободного развития личности, учета потребностей всего населения;

– выделение основной цели системы внешкольного образования – поднятие культурного уровня населения, удовлетворение умственных и эстетических потребностей личности;

– проведение внешкольной работы следующими методами: общественного воспитания, активности (самостоятельная работа субъектов внешкольного образования), индивидуализации (применение к каждой личности тех способов социокультурного воздействия, которые наиболее продуктивно будут способствовать обогащению ее внутреннего мира);

– решение средствами внешкольного образования следующих задач: всеобщее воспитание населения и объединение общественных сил, систематическое образование взрослого населения, теоретическая разработка вопросов внешкольного образования.

4. Трансформация отечественного внешкольного образования в политико-просветительную работу явилась следствием разрушения культурно-антропологического концепта внешкольного образования по следующим социально-политическим, теоретико-методологическим и организационно-педагогическим причинам:

– формирование системы государственной регламентации деятельности в сфере народного образования и тотальной индоктринации всех сфер общественной жизни;

– пересмотр по итогам Первого Всероссийского съезда по внешкольному образованию целей, методов, принципов и задач внешкольного воспитания как несоответствующих теоретико-методологическим основаниям деятельности по политическому просвещению;

– завершение дискуссии, развернувшейся среди педагогов-внешкольников, о нецелесообразности дальнейшей ориентации на личность как цели воспитания и утверждение приоритетности социально-политических задач и, как следствие, отказ от принципов и идей частной инициативы, предполагавших самодеятельность, общедоступность, свободу и индивидуализацию в пользу управляемой политико-просве-тительной работы;


загрузка...