СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В РОССИИ (1919 – 1930 гг.) (26.09.2012)

Автор: Демчишин Михаил Владимирович

ДЕМЧИШИН Михаил Владимирович

Социокультурные условия ТРАНСФОРМАЦИи

ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В РОССИИ (1919 – 1930 гг.)

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тамбов 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Официальные оппоненты: ЛИТОВКИН ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры социально-культур-ной деятельности Рязанского заочного института (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств

РЯБКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культур-ной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Защита состоится 26 октября 2012 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 25 сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Н.Н. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется потребностью современной теории социально-культурной деятельности в построении достоверной и непротиворечивой истории явлений социально-культурного воспитания в России. Одно из них – внешкольное образование, которое представляет собой уникальный синтез педагогической теории и практики, основанный на культурно-антропологических идеях свободного воспитания и всестороннего развития личности.

Обращение к изучению истории внешкольного образования актуально также и по той причине, что история социально-культурной деятельности долгие годы извращалась, подгонялась под господствовавшие идеологические догмы, основательность которых оказалась во многом эфемерной, исторические факты зачастую корректировались в зависимости от политической конъюнктуры или просто в угоду бюрократическому аппарату. Особенно ярко тенденциозность историко-педагогических оценок внешкольного образования прослеживается в период насильственной трансформации его в принципиально новую систему политического просвещения – политико-просветительную работу. Результатами этого преобразования стали тотальный государственный контроль в сфере внешкольной работы, повсеместная индоктринация ее содержания и форм и, как следствие, кардинальная перестройка методологии и теории внешкольного образования, разрушение традиций педагогического исследования его явлений, сложившихся в дореволюционный период. Резкая смена целевых установок в развитии внешкольного образования сопровождалась отлучением от него педагогов-вне-школьников, имевших большой опыт культурно-просветительной работы.

Обращаясь к исследованию этого во многом драматичного этапа в истории российского образования, нельзя не отметить то, что внешкольное образование, являясь неотъемлемой частью социально-культурной среды общества, своей деятельностью успешно реализовывало принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на изменения в потребностях как отдельного человека, так и общества.

Этому способствовали, главным образом, общественно-педагогичес-кое движение и частная инициатива конца XIX – начала XX в. Своеобразным антиподом по отношению к частной инициативе в деле внешкольного образования была деятельность правительства в этот период, выражающаяся в организации сети учреждений, работа которых не подрывала бы существующий режим; в «двойной» государственной политике по ликвидации «отсталости» русского народа; в отсутствии четких действий, направленных на становление и развитие внешкольного образования и др. Об этом один из первых исследователей внешкольного образования

В. А. Зеленко справедливо писал, что историк внешкольного образования в будущем не откажет воздать честь казенной комбинации из четырех ведомств (внутренних дел, православного исповедания, обер-прокурора и передней жандармского управления – Министерства народного просвещения), комбинации, поработавшей усердно и вдумчиво над совершенствованием методов сохранения народного невежества на уровне первобытного состояния.

Несмотря на это, сегодня очевидно, что внешкольное просветительное движение в России конца XIX – начала XX в. все же оказало существенное влияние на рост образовательного и культурного уровня населения страны. Системы учреждений культуры и дополнительного образования, деятельность которых курируют Министерство образования и науки и Министерство культуры РФ, также во многом можно считать продолжением существовавшей системы внешкольного образования.

Исследование этого периода может способствовать преодолению диспропорций в изучении различных периодов истории социально-культурной деятельности; расширению ее источниковой базы; современной оценке и интерпретации научно-теоретических концептов педагогики внешкольного образования; адекватному переносу научного знания, достигнутого в исследуемый и предшествующий периоды, в современный педагогический контекст.

Проблемное поле данного исследования определяется противоречиями:

– между потребностью в обобщенном анализе источников по истории внешкольного образования с целью получения наиболее полной картины и отсутствием обобщающих и сравнительно ретроспективных исследований;

– между необходимостью углубленного анализа педагогического наследия деятелей внешкольного образования в России и имеющейся в современных исследованиях деперсонализацией истории внешкольного образования;

– между потребностью в детализированной и исторически достоверной интерпретации отдельных периодов развития внешкольного образования, в том числе периода его трансформации в политико-просветительную работу и отсутствием исследований этого явления в исторической динамике.

Данные противоречия носят ярко выраженную историко-педагоги-ческую направленность, призванную актуализировать наиболее важные теоретические идеи внешкольного образования как феномена российской культуры, возвращение которых может существенно обогатить практику современной социально-культурной деятельности. Это позволяет определить основную проблему исследования как вопрос о том, какова историко-педагогическая специфика трансформации внешкольного образования в политико-просветительную работу в России.

Хронологические рамки исследования – 1919 – 1930 гг. – обосновываются наличием в этот период событий, прямо повлиявших на развитие внешкольного образования. В этот период происходит «оформление теории внешкольного образования» (Е.Н. Медынский), которое обозначено проведением Первого Всероссийского съезда по внешкольному образованию (май 1919 г.).

Данный период характеризуется становлением в конце 1920 г. политико-просветительной работы, сменившей теорию и практику внешкольного образования. Уже в середине 1920-х гг. термин «внешкольное образование» был не только официально заменен термином «политико-просветительная работа», но и прочно утвердился в новом качестве на страницах научных изданий, в названиях учебных курсов высших педагогических учебных заведений. В ответ на изменение направления просветительной деятельности появляются теоретические работы в этой области В. А. Зеленко, Е. Н. Медынского (на позднем этапе), ключевым стержнем которых является концепция политического просвещения.


загрузка...