НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ОБРАБОТКИ И ДИСПРАКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (26.09.2011)

Автор: Садовская Юлия Евгенеьевна

Садовская Юлия Евгеньевна

Нарушение сенсорной обработки и диспраксии

у детей дошкольного возраста

14.01.08 – педиатрия

14.01.11 – нервные болезни

Диссертация

на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва, 2011 г

Работа выполнена в Российском государственном медицинском университете

Научные консультанты:

Доктор медицинских наук, профессор Блохин Борис Моисеевич

Доктор медицинских наук, профессор Заваденко Николай Николаевич

Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, профессор Белоусова Елена Дмитриевна

Доктор медицинских наук, профессор Зыков Валерий Петрович

Доктор медицинских наук, профессор Делягин Василий Михайлович

Ведущая организация:

Защита диссертации состоится « » 2011 г. в час на заседании диссертационного совета Д 208.050.01 в ФГУ Федеральном научно-клиничемсНКЦ ДГОИ (Москва, 119751 Ленинский проспект,117, корп. 2)

С диссертацией можно ознкомиться в библиотеке

Актуальность проблемы. Обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в ЦНС, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание.

Нарушения сенсорной обработки лежат в основе многих проблем развития речи, движений, обучения, поведения. Распространенность нарушений сенсорной обработки в детской популяции по данным разных авторов варьирует от 5 до 30% (McIntosh D. et al, 1999; Ahn et al., 2004; Miller L. and Fuller D., 2006; Ben-Sasson et al., 2009) и достигает еще более высокой частоты при нарушениях нервно-психического развития у детей (Baranek G. et al, 2006; Leekam et al., 2007; Tomchek S., Dunn W., 2007; Baker A. et al, 2008).

Термином «нарушение сенсорной обработки»/ «дисфункция сенсорной интеграции» обозначается комплексное церебральное расстройство; дети, с ним неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, координации. Нарушения той части обработки сенсорной информации, которая связана с ее интеграцией, называют дисфункцией сенсорной интеграции. Внутри дисфункции сенсорной интеграции выделяют нарушение сенсорной модуляции и сенсорно-связанные двигательные нарушения (Bundy А., Lane S., Murray E., 2006).

Изучение и систематизация расстройств сенсорной деятельности у детей сопряжены со значительными трудностями. Они вызваны широким клиническим спектром сенсорных дисфункций, отсутствием единых подходов к их диагностике, различиями в способах оценки эффективности лечения и малой осведомленностью врачей-педиатров. Отсюда вытекает низкая выявляемость этих нарушений на ранних этапах развития ребенка. В связи с этим становится понятным, почему ряд расстройств сенсорной деятельности в детском возрасте еще не занял определенного положения в систематике патологических состояний и неоднозначно трактуется разными исследователями. В МКБ-10 диагноз дисфункции сенсорной интеграции отсутствует [ ]. В настоящее время рассматривается вопрос о признании дисфункции сенсорной интеграции как отдельной диагностической категории в новой версии DSM V - “Diagnostic and Statistics Manual of Mental disorders 5th ed.” (First M.,2005).

В отечественной литературе уделяется недостаточное внимание изучению, диагностике, коррекции сенсорных составляющих развития. В клиническом аспекте нарушения сенсорной обработки до сравнительно недавнего времени в педиатрии и неврологии не изучались. На современном этапе уже возможно не только рассмотреть вопрос о влиянии сенсорных систем на другие в свете современных физиологических представлений, но и поставить в центр внимания именно медицинский, клинический аспект этой проблемы.

Целью настоящего исследования явилось изучение частоты, факторов патогенеза и клинических особенностей дисфункции сенсорной обработки у детей с нарушениями нервно-психического развития для обоснования тактики диагностики и дифференцированной терапии в дошкольном возрасте.

Задачи исследования.

Систематизировать сенсорные расстройства у детей младшего и дошкольного возраста и стандартизировать параметры сенсорного развития у детей дошкольного возраста при применении методики Сенсорного профиля (Dunn W., 1999) в социокультурных условиях России.

Определить частоту встречаемости и факторы риска первичных нарушений сенсорной обработки у детей дошкольного возраста.

Уточнить характер клиничеких проявлений первичных нарушений сенсорной обработки и особенности раннего развития у этих пациентов.

Выделить клинические особенности сенсорных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности, аутизмом, туберозным склерозом, эпилепсией, синдромом Вильямса, детскими церебральными параличами.

Разработать показания для проведения комплексного обследования детей с прицельной оценкой сенсорного функционирования и определить наиболее информативные критерии диагностики в амбулаторных условиях.

Разработать комплексную модель помощи детям с нарушениями сенсорного развития и провести анализ эффективности дифференцированной терапии.

Научная новизна исследования:

Разработан алгоритм клинического обследования детей при подозрении на нарушения сенсорной обработки с помощью нового диагностического комплекса.

Изучены возрастные особенности формирования сенсорных функций у здоровых мальчиков и девочек дошкольного возраста, проведено сравнение между детьми с проблемами в нервно-психическом развитии и здоровыми сверстниками.

Впервые в России получены эпидемиологические данные о частоте встречаемости нарушений сенсорной обработки в популяции детей дошкольного возраста.

Установлено, что при оценке механизмов патогенеза нарушений развития нервной системы необходимо учитывать возможность первичного расстройства обработки сенсорной информации.

Раскрыта гетерогенность клинических проявлений дисфункции сенсорной интеграции при синдроме дефицита внимания/гиперактивности, аутизме, эпилепсии, туберозном склерозе, синдроме Вильямса, детских церебральных параличах.

Предложен новый подход к клинической систематизации нарушений сенсорной обработки у детей и классификация синдрома сенсорной защиты.


загрузка...