Технологии оценки деятельности конкурентов на рынке образовательных услуг как концептуальный вектор алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников об-разования (26.09.2011)

Автор: Рафикова Элина Рашитовна

дукта. Логически это выражалось отказом от сбытового продвижения образовательного продукта коммерческих фирм, основывающих свой бизнес на рыночном нарциссизме, т.е. самолюбовании и неправомерном рекламном восхвалении мнимых национальных превосходств какой-либо из этнических групп в едином отечественном туристическом пространстве. Принцип маркетинговой метакритики был реализован в рамках нашего исследования как системный критический разбор (с деловой оттенённостью рациональности и иррациональности) сделанных ранее конкурентами негативных отзывов на качество образовательного продукта, вбрасываемого на рынок базами исследования, т.е. наблюдаемыми нами в 2005-2011 годах факультетами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Принцип маркетинговой лапидарности наших технологий предусматривал обучение педагогов, работающих на экономических кафедрах учреждений высшего и среднего профессионального образования, владению кратким и обоюдоясным (для потребителя и производителя продукта) стилем изложения (формулирования) принципов рыночной привлекательности рекламируемого вида образовательных услуг. Последнее позволяло впервые сформировать научный принцип определения порога маркетингового интеллектуализма образовательного продукта. Это выливалось в реализацию перманентного (ежегодного) маркетингового тестирования статистически достоверного (p<0,05) круга потребителей образовательного продукта баз исследований по следующим сбытовым позициям: а) понятен ли широкой аудитории педагогов и маркетологов смысл предлагаемых маркетинговых программ?; б) не нужно ли упростить или, наоборот, усложнить программы профессиональной переподготовки работников образования? Проведенный нами маркетинговый анализ закономерностей процесса интеллектуализации образовательного продукта в комплексных программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования (особенно, из зон этнического туризма на Юге России) явился экономической предтечей маркетингового прогнозирования позитивных возможностей практического использования обновленных научных приемов коммерческой разведки учреждениями профессиональной переподготовки специалистов, что представлено в таблице 11.

Комментируя данные таблицы 11, следует указать, что маркетинговое содержание рекомендуемых форм коммерческой разведки в сфере последипломных образовательных услуг было положено нами в основу управленческих решений по результатам этой аналитической деятельности, т.е. рыночно-разведывательной практики, осуществляемой маркетологами наблюдаемых нами в 2005-2010 годах учреждений профессиональной переподготовки работников образования. При этом, в ходе исследования проводилась дифференциация маркетинговой цели при определении сущности рыночных отличий коммерческой разведки от приемов экономического шпионажа, что включало в себя изучение динамики условий маркетинговой среды в рамках сбора сведений и информации об образовательном продукте, предлагаемом конкурентами (не в целях нанесения базами исследования материального ущерба аналогичным фирмам, а для изыскания новых рыночных ниш и маркетингового прогноза о конкурентоспособности собственного интеллектуального продукта). Кроме этого, маркетинговой сущно- Таблица 11. Научные приемы коммерческой разведки учреждений профессиональной

переподготовки специалистов как ингредиент законодательно разрешенных способов расширения собственного сбытового поля на рынке услуг последипломного образования.

Маркетинговое содержание

рекомендуемых форм коммерческой

разведки в сфере последипломных

образовательных услуг. Управленческие решения по результатам коммерческой разведки маркетологов учреждений профессиональной переподготовки работников образования.

1. Дифференциация маркетинговой цели при определении сущности рыночных отличий коммерческой разведки от приемов экономического шпионажа. 1.1. Изучение динамики условий маркетинговой среды в рамках сбора сведений и информации об образовательном продукте, предлагаемом конкурентами (не в целях нанесения материального ущерба аналогичным фирмам, а для изыскания новых рыночных ниш и маркетингового прогноза о конкурентоспособности собственного интеллектуального продукта).

2. Использование принципа маркетинговой асегетальности как магистрального ингредиента коммерческой разведки на образовательном поле. 2.1. Введение в алгоритм управленческих действий баз исследования приемов рыночного отсеивания, так называемых, сегетальных образовательных услуг (от лат. segetis = сорняк, приспособившийся расти вместе с культурным растением).

3. Реализация прогрессивного приема коммерческой разведки, носящего название «маркетинговый пеклеватор». 3.1. Аналитическое расслоение крупной информационной проблемы маркетинговой среды вокруг последипломного образовательного продукта на последовательную череду более мелких (от польск. pytlovac = измельчать) его сбытовых характеристик не для простого копирования, т.е. интеллектуальной кражи маркетинговой тактики конкурентов, а в целях улучшения качества свободного рыночного оборота изучаемого продукта.

4. Задействование ведущего принципа коммерческой разведки,

известного под термином

«маркетинговая пандантность». 4.1. Собственное логическое выстраивание сбытовых звеньев рыночных преимуществ образовательного продукта конкурентов для установления пандантных параллелей (фр. pandante = соответствие чему-либо) в части установления оптимальных пропорций ценового и ассортиментного соотношения собственного продукта баз исследования и его аналогов, имеющихся у фирм-конкурентов.

стью содержания предлагаемых нами мероприятий, являлось использование принципа маркетинговой асегетальности как магистрального ингредиента коммерческой разведки на образовательном поле. Последнее предусматривало введение в алгоритм управленческих действий баз исследования приемов рыночного отсеивания, так называемых, сегетальных образовательных услуг (от лат. segetis = сорняк, приспособившийся расти вместе с культурным растением). На практике это означало исключение из маркетингового портфеля баз исследований, т.е. наблюдаемых нами за минувший пятилетний период факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, тех видов последипломного образовательного продукта, которые не пользовались потребительским спросом, а лишь формально числились в перечне образовательных услуг, предлагаемых на рынке этими фирмами. Вместе с тем, существенным фактором в общих сбытовых мероприятиях баз исследования являлся процесс реализации прогрессивного приема коммерческой разведки, носящего название «маркетинговый пеклеватор». В рыночной практике это предусматривало обучение слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования нашим собственным технологиям аналитического расслоения крупной информационной проблемы маркетинговой среды вокруг последипломного образовательного продукта на последовательную череду более мелких (от польск. pytlovac = измельчать) его сбытовых характеристик не для простого копирования, т.е. интеллектуальной кражи маркетинговой тактики конкурентов, а в целях улучшения качества свободного рыночного оборота изучаемого продукта. Подобный маркетинговый пеклеватор рыночно предвосхищал задействование еще одного ведущего принципа коммерческой разведки, известного под термином «маркетинговая пандантность». Этот термин рассматривался нами в рамках представленного исследования как собственное логическое выстраивание сбытовых звеньев рыночных преимуществ образовательного продукта конкурентов для установления пандантных параллелей (фр. pandante = соответствие чему-либо) в части управления оптимальными пропорциями ценового и ассортиментного соотношения собственного продукта баз исследования и его аналогов, имеющихся у фирм-конкурентов.

Обсуждая конкретные пути решения поставленных в настоящем научном исследовании задач, необходимо адресоваться к значениям таблицы 12, где представлены модифицированные нами маркетинговые методы стимулирования уровня продаж конечного продукта институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках авторских схем бенчмаркинга как эталонного сравнения передовых отечественных и мировых научных технологий в названной сфере услуг. Говоря об инновационности представленных в этой таблице приемов бенчмаркинга образовательных услуг, следует остановиться на впервые выделенном нами термине «ортогональный бенчмаркинг» на российском рынке услуг последипломного образования. Маркетинговая критериальность этого научного приема (базируется на впервые проведенном нами эталонном сравнении и обобщении понятия сбытовой перпендикулярности мнений производителя и потребителя о долговременности свободного рыночного обращения отдельных видов востребованного продукта, производимого факультетами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников российского образования. На практике мы были вынуждены подвергать эталонному сравнению (с лучшими аналогами продукта зарубежных и отечественных фирм-конкурентов) все виды услуг баз исследования, поскольку потребительская аудитория

Таблица 12. Маркетинговые методы стимулирования уровня продаж конечного продукта институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках авторских схем бенчмаркинга как эталонного сравнения передовых отечественных и мировых научных технологий в названной сфере услуг.

Инновационные приемы бенчмаркинга образовательных услуг. Системные критерии качества эталонного сравнения изучаемого образовательного продукта.

1. Ортогональный бенчмаркинг на российском рынке услуг последипломного образования. Маркетинговая критериальности научного приема: эталонное сравнение и обобщение понятия сбытовой перпендикулярности мнений производителя и потребителя о долговременности свободного рыночного обращения отдельных видов востребованного продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников российского образования.

2. Рыночная тахитения

(tachys = быстрый; telos = осуществление, внедрение) лучших зарубежных аналогов последипломного образовательного продукта. Содержательность приемов бенчмаркинга: достоверное (p<0,05) сопоставление рыночной перспективности краткосрочных и долговременных маркетинговых программ иностранных фирм-производителей на изучаемом сегменте рынка.

3. Лонгированный бенчмаркинг как эталонность профессиональной выучки слушателей факультетов повышения квалификации работников образования. Типирование научных критериев бенчмаркинга, т.е. сопоставление уровня потенциальной креативности обучающихся по следующим параметрам долговременного маркетингового профиля педагога: а) психологической готовности (особенно, преподавателей экономических кафедр ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования) к Европейскому стандарту оказания последипломных образовательных услуг; б) требований Минобрнауки РФ к надлежащему уровню профессиональной переподготовки работников образования.

4. Профилактика (приемами бенчмаркинга) сбытовой дилатации на российском последипломном образовательном пространстве. Экономическая состоятельность бенчмаркинга: прогнозирование (на долговременной основе) совокупности грядущих потребительских предпочтений эталонности последипломных образовательных услуг, включая гипотетический перенос на будущее полученных при социологических опросах населения маркетинговых характеристик (объем-ассортимент-цена) конечного продукта фирм-конкурентов в сфере профессиональной переподготовки работников образования.

5. Мультипликативность научных приемов бенчмаркинга при совершенствовании качества последипломных образовательных услуг. Моделирование алгоритма маркетинговых решений: планирование долговременных объемов продвижения продукта баз исследования на основе снижения себестоимости сохраняющих востребованность видов образовательных услуг и факторов, умножающих сбытовые (мультипликатирующие) возможности этих программ за счет одновременного аналитического сравнения разноразмерных рыночных характеристик одного и того же продукта.

поначалу высказывала в 2005 году (68,6% респондентов, n=206; p<0,05) достаточно критические суждения о качестве предлагаемых нами образовательных услуг. Однако, при завершении нашего эксперимента, в т.ч. включавшего совершенствование предлагаемого последипломного образовательного продукта на фоне приближения его к эталонам Европейского стандарта, уже в 2010 году лишь 8,6% опрошенных слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования высказывали сбытовую перпендикулярность мнений потребителя (по сравнению с мнением производителя) при определении качества предложенных последипломных образовательных услуг. Вторым инновационным приемом бенчмаркинга образовательных услуг стала, так называемая, рыночная тахитения (греч. tachys = быстрый; telos = осуществление, внедрение) лучших зарубежных аналогов последипломного образовательного продукта. Это дополняло (в отличии от результатов, полученных ранее другими авторами) содержательность приемов бенчмаркинга, поскольку обеспечивало достоверное (p<0,05) сопоставление рыночной перспективности краткосрочных и долговременных маркетинговых программ иностранных фирм-производителей на изучаемом сегменте рынка. Третьим компонентом наших инновационных приемов бенчмаркинга образовательных услуг являлся лонгированный бенчмаркинг. Этот термин был использован нами впервые как научное обозначение уровня эталонности профессиональной выучки слушателей факультетов повышения квалификации работников образования. Последнее предусматривало следующее типирование научных критериев бенчмаркинга, т.е. сопоставление уровня потенциальной рыночной креативности обучающихся по следующим параметрам долговременного маркетингового профиля педагога: а) психологической готовности (особенно, преподавателей экономических кафедр ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования) к Европейскому стандарту оказания последипломных образовательных услуг; б) требований Минобрнауки РФ к надлежащему уровню профессиональной переподготовки работников образования. Предлагаемые нами системные критерии качества эталонного сравнения изучаемого образовательного продукта во многом обеспечивали экономическую профилактику (приемами бенчмаркинга) сбытовой дилатации на российском последипломном образовательном пространстве. На практике, профилактическая состоятельность бенчмаркинга рассматривалась нами в виде комплексных приемов маркетингового прогнозирования (на долговременной основе) совокупности грядущих потребительских предпочтений эталонности последипломных образовательных услуг, включая гипотетический перенос на будущее полученных при социологических опросах маркетинговых характеристик (объем-ассортимент-цена) конечного продукта фирм-конкурентов в сфере профессиональной переподготовки работников образования. Это еще раз подчеркивало мультипликативность научных приемов бенчмаркинга при совершенствовании качества последипломных образовательных услуг, т.к. позволяло моделировать алгоритм маркетинговых решений в виде планирования долговременных объемов продвижения продукта баз исследования на основе снижения себестоимости сохраняющих социально-экономическую востребованность различных видов образовательных услуг и факторов, умножающих сбытовые

Таблица 13. Научное моделирование и результаты внедрения авторских приемов маркетингового изучения конкурентов и технологий управления внутриотраслевой конкуренцией учреждений профессиональной переподготовки работников образования на фоне совершенствования качества оценочных шкал потребителей их услуг.

Прикладные аспекты маркетинговой

продуктивности авторских технологий. Маркетинговое тестирование потребителей последипломного образовательного продукта (n=300, p<0,05)*.

2005 год 2010 год

Считаю, что

в результате:

а) улучшилось качество последипломного

образовательного продукта;

б) цены на услугу стали более доступны

потребителю;

в) ассортимент последипломных образовательных услуг стал разнообразнее;

г) персонал факультетов повышения квалификации стал более вежлив и лучше профессионально подготовлен.

30,3% (91)

33,0% (99)

19,7% (59)

17,0% (51)


загрузка...