Технологии оценки деятельности конкурентов на рынке образовательных услуг как концептуальный вектор алгоритма управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников об-разования (26.09.2011)

Автор: Рафикова Элина Рашитовна

6. Выделенные нами принципы кластерификации и ранжирования концептуальных векторов алгоритма управления маркетинговой политикой баз исследования позволили научно переосмыслить процесс эволюционного рыночного взаимосочетания 3-х ведущих факторов маркетинговой среды вокруг учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования. Подобными факторами были: 1) уровень экономически активного населения в изучаемых субъектах РФ (Ростовская область и Краснодарский край) на фоне критериев имущественной стратификации социальных и этнических групп, проживающих на этой территории; 2) ежегодные объемы и регулярность получения заработной платы различными категориями работников в названном регионе Южного федерального округа; 3) динамика показателей прожиточного минимума населения Юга России и платежеспособный спрос на образовательный продукт.

7. Определенные нами научные приемы изучения степени рыночной привлекательности сферы услуг институтов профессиональной переподготовки работников образования позволили осуществить пошаговое управление их легальной внутриотраслевой конкурентной борьбой средствами маркетинга. Последнее, оптимизировав алгоритм управления маркетинговой политикой названных учреждений, позитивно сказалось на своевременности профессиональной переподготовки маркетологов и педагогов, преподающих на курсах первичного обучения специалистов сферы бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

8. Маркетинговый анализ закономерностей процесса интеллектуализации образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования (особенно из зон этнического туризма на Юге России), показал позитивные возможности практического использования обновленных научных приемов коммерческой разведки учреждений профессиональной переподготовки специалистов как креативного, т.е. рыночно успешного маркетингового ингредиента законодательно разрешенных способов расширения собственного сбытового поля на рынке услуг последипломного образования.

9. Разработанные нами маркетинговые методы стимулирования уровня продаж конечного продукта институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволили (в рамках авторских схем бенчмаркинга как эталонного сравнения передовых отечественных и мировых научных технологий в названной сфере услуг) добиться в среднесрочном и долговременном (более 5 лет) периоде научного наблюдения двукратного роста в 2010 году (по сравнению с 2004 годом) объема рыночной востребованности предлагаемых базами исследования различных видов последипломного образовательного продукта.

10. Объективизированные в рамках исследования обязательные этапы научного моделирования и внедрения авторских приемов маркетингового изучения конкурентов предстают в качестве самостоятельных технологий эффективного управления внутриотраслевой конкуренцией учреждений профессиональной переподготовки работников образования на фоне завершенного нами в период 2005-2010 годов процесса совершенствования качества оценочных шкал потребителей названных услуг.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Разработанная нами концептуальная идеология маркетинговой критериальности потребительских предпочтений и рыночной конкурентоспособности услуг в сфере профессиональной переподготовки различных категорий работников образования потребовала разработки особых сбытовых приемов создания маркетинговой матрицы изучения условий продвижения названного продукта на изучаемом секторе российского рынка, что представлено в таблице 1. Комментируя данные этой таблицы надлежит указать, что векторная концептуальность алгоритма управления клиентоориентированностью учреждений профессиональной переподготовки работников образования состояла из трех ингредиентов, т.к. первым концептуальным вектором являлась динамика насыщаемости рынка последипломных образовательных услуг маркетинговыми

Таблица 1. Концептуальная маркетинговая критериальность потребительских предпочтений и рыночной конкурентоспособности услуг в сфере профессиональной переподготовки различных категорий работников образования.

Векторная концептуальность алгоритма управления клиентоориентированностью учреждений профессиональной переподготовки работников образования. Маркетинговая матрица рыночной оценки потребителями и производителями

(одномоментно) социальной востребованности и качества образовательного продукта.

Первый концептуальный вектор.

Динамика насыщаемости рынка последипломных образовательных услуг маркетинговыми программами отечественных и зарубежных учреждений переподготовки самих работников начального и среднего профессионального образования, высшей школы. 1 этап пошагового рыночного внедрения матрицы единых критериев оценки (ЕКО), производимой совместно потребителями и производителями в ходе их одномоментного тестирования (в рамках настоящего научного исследования) по проблеме качества последипломного образовательного продукта.

Второй концептуальный вектор.

Использование маркетингового инструментария в алгоритме позитивного разрешения проблемы клиентоориентированности предлагаемых управленческих решений с учетом мультифакторной основы конечного продукта учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования (в рамках постоянно совершенствующегося законодательного поля России). 2 этап пошагового рыночного внедрения матрицы ЕКО. Реализация матричного (т.е. заранее программированного автором на бумажных и электронных носителях) методологического подхода к процессу непрерывного ежеквартального сбора и обработки информации об изменяющихся условиях маркетинговой среды на рынке образовательного продукта по схеме: «социальный запрос – затраты потребителя на качественные последипломные образовательные услуги».

Третий концептуальный вектор:

- управление алгоритмом экономической профилактики мега-реактивной деформации маркетинговой среды, складывающейся вокруг новых видов последипломного образовательного продукта, предлагаемого базами исследования (факультетами или институтами повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования);

- потребительская оценка рыночной престижности продукта федеральных и региональных институтов переподготовки работников российского образования. 3 этап пошагового рыночного внедрения матрицы ЕКО: а) использование авторских маркетинговых разъяснительных программ в качестве инструмента профилактики огульно-негативистской реакции потребителя на появление инноваций (в т.ч. идущих от Минобрнауки РФ) в части совершенствования последипломного образовательного продукта; б) существенное снижение (методом разъяснительного маркетинга) неоправданно-ажиотажной реакции различных слоев населения России, стремящихся приобрести те или иные виды образовательного продукта, в т.ч. продвигаемого на рынке популистскими методами недобросовестной рекламы.

программами отечественных и зарубежных учреждений переподготовки самих работников высшей школы, а также специалистов начального и среднего профессионального образования. Названный вектор сделал обязательным 1 этап пошагового рыночного внедрения матрицы единых критериев оценки (ЕКО), производимой совместно потребителями и производителями в ходе их одномоментного тестирования (в рамках настоящего научного исследования) по проблеме качества последипломного образовательного продукта. Это, в свою, очередь коррелировало со вторым концептуальным вектором в общей производственной функции баз исследования, поскольку предрасполагало интенсивное использование нашего маркетингового инструментария в алгоритме позитивного разрешения проблемы клиентоориентированности предлагаемых управленческих решений с учетом мультифакторной основы конечного продукта учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий работников отечественного образования (в ходе постоянно совершенствующегося законодательного поля России). Именно этот концептуальные вектор объяснял предложенную нами маркетинговую логику 2 этапа пошагового рыночного внедрения матрицы ЕКО, включая реализацию матричного (т.е. заранее программированного автором на бумажных и электронных носителях) методологического подхода к процессу непрерывного ежеквартального сбора и обработки информации об изменяющихся условиях маркетинговой среды на рынке образовательного продукта по схеме: «социальный запрос – затраты потребителя на качественные последипломные образовательные услуги». Экономически значимым являлся третий концептуальный вектор системы коррекции потребительских предпочтений на изучаемом сегменте рынка, что моделировалось нами в виде следующих компонентов маркетинга: 1) управление алгоритмом экономической профилактики мега-реактивной деформации маркетинговой среды, складывающейся вокруг новых видов последипломного образовательного продукта, предлагаемого базами исследования (факультетами или институтами повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования); 2) потребительская оценка рыночной престижности продукта федеральных и региональных институтов переподготовки работников российского образования. Вышеизложенное обязывало нас сформировать в рамках исследования следующий, т.е. 3 этап пошагового рыночного внедрения матрицы ЕКО, включающий в себя: а) использование авторских маркетинговых разъяснительных программ в качестве инструмента профилактики огульно-негативистской реакции потребителя на появление инноваций (в т.ч. идущих от Минобрнауки РФ) в части совершенствования последипломного образовательного продукта; б) существенное снижение (методом разъяснительного маркетинга) неоправданно-ажиотажной реакции различных слоев населения России, стремящихся приобрести те или иные виды образовательного продукта, в т.ч. продвигаемого на рынке популистскими методами недобросовестной рекламы.

Обсуждая данные таблицы 2, следует подчеркнуть, что использованный нами методологический инструментарий позволил идентифицировать в рамках исследования основные маркетинговые составляющие процесса оценки клиентоориентированности учреждений профессиональной переподготовки работников средних школ, гимназий и педагогического персонала детских дошкольных организаций. В частности, ведущим маркёром клиентоориентированности последипломных образовательных услуг выступал маркетинговый мониторинг демографических показателей изучаемых территорий в рамках кратко- и среднесрочного экономического прогнозирования

Таблица 2. Основные маркетинговые составляющие процесса оценки клиентоориентированности учреждений профессиональной переподготовки работников средних школ, гимназий и персонала детских дошкольных организаций.

Маркёры клиентоориентированности

последипломных образовательных услуг. Результирующий позитивизм предложенных маркетинговых технологий.

1. Маркетинговый мониторинг демографических показателей, особенно рождаемости среди населения изучаемых территорий (Ростовская область, Краснодарский край) в рамках кратко- и среднесрочного экономического прогнозирования количественной потребности в плановой профессиональной переподготовке работников средних образовательных учреждений (школ, гимназий), детских садов. 1.1. Коррекция управленческих решений департаментов образования местных администраций (на основании полученных нами мультихарактеристик динамики условий маркетинговой среды на рынке образовательных услуг) как фактор снижения уровня социальной напряженности среди родителей, стремящихся выбрать для своих детей престижные в мегаполисах детские сады и школы.

2. Маркетинговое сопоставление рыночных оценок потребителя и производителя по проблеме качества последипломного образовательного продукта, в т.ч. при интенсивном внедрении модульно-рейтинговой системы реализации образовательных программ как инновационного методологического маркетингового подхода к совершенствованию существующих образовательных стандартов. 2.1. Использование экстратерриториальных рыночно - перспективных моделей одномоментного (диалогового) маркетингового тестирования производителя и потребителя услуг по переподготовке работников образования для синхронного профессионального развития самого преподавателя факультета повышения квалификации педагогических кадров и обучающегося у него специалиста.

3. Повышение уровня социального партнерства в используемой системе переподготовки специалистов начального, дополнительного и среднего профессионального образования при идентификации прогност - маркетинговой ценности клиентоориентированного личностно-развивающего подхода к слушателю курсов последипломной подготовки, обеспечивающего потенциальную креативность (рыночную востребованность) этого специалиста на изучаемом образовательном поле. 3.1. Этапное интегрирование обучающегося специалиста в процесс позитивного разрешения проблем маркетинговой среды на рынке образовательного продукта путем внедрения: а) рассуждающее - импровизационных приемов формирования маркетинговых программ, включая авторскую методику сбытового диалога - подсказки; б) элементов эмоционально-методического маркетинга (на семинарских занятиях с разрешением дискуссионных ситуаций по профессиональным проблемам).

количественной потребности в плановой профессиональной переподготовке работников средних образовательных учреждений и детских садов. Названный мониторинг позволял статистически достоверно прогнозировать, в т.ч. на основании определенного роста показателей рождаемости населения изучаемых субъектов РФ (как результирующего компонента Национального проекта «Здравоохранение») текущую и перспективную потребность в педагогах того или иного профиля для модернизации образовательных программ средних школ и гимназий. Кроме этого, наши маркетинговые технологии на достоверном уровне позволяли исчислять объективную среднесрочную потребность населения Ростовской области и Краснодарского края в количестве педагогического персонала детских дошкольных организаций, участвующих во внедрении современных развивающих программ (как ингредиента подготовки ребенка к плановому переходу в заранее определенные их родителями общеобразовательные учреждения). Особая социально-экономическая значимость идентифицировалась нами у второго маркёра клиентоориентированности последипломных образовательных услуг, в качестве которого выступал процесс маркетингового сопоставления оценок потребителя и производителя по проблеме качества последипломного образовательного продукта, в т.ч. при внедрении модульно-рейтинговой системы реализации образовательных программ (как инновационного методологического маркетингового подхода к совершенствованию существующих образовательных стандартов). В этой связи очевидной стала сбытовая превалентность нашей экстратерриториальной модели одномоментного (диалогового) маркетингового тестирования производителя и потребителя услуг по переподготовке работников образования для синхронного профессионального развития самого преподавателя факультета повышения квалификации педагогических кадров и обучающегося у него специалиста. При этом, в названной обучающейся аудитории задействовались такие рыночно – перспективные приемы маркетинга, как диалоговое умение признавать и принимать наличие различных точек зрения, а также достойно вести рыночную дискуссию, гася разногласия между спорящими способами собственной экономической компетентности на фоне насыщения аудитории положительными эмоциями от использующейся в научной дискуссии авторской модели личностно – развивающего маркетинга. Последнее способствовало повышению уровня социального партнерства в системе переподготовки специалистов начального, дополнительного и среднего профессионального образования при идентификации прогност - маркетинговой ценности клиентоориентированного личностно-развивающего подхода к слушателю курсов последипломной подготовки. Это (как результирующий позитивизм предложенных маркетинговых технологий) выливалось в этапное интегрирование обучающегося специалиста в процесс позитивного разрешения проблем маркетинговой среды на рынке образовательного продукта путем внедрения: а) рассуждающее - импровизационных приемов формирования маркетинговых программ, включая авторскую методику сбытового диалога - подсказки; б) элементов эмоционально-методического маркетинга (в рамках семинарских занятий с разрешением дискуссионных ситуаций по профессиональным проблемам).

Обсуждая данные таблицы 3 необходимо указать, что в рамках представленного исследования нам удалось на достоверном уровне наблюдений определить существенность отличий (от результатов, полученных другими авторами) предложенной частной методики интерактивного маркетингового мониторинга рыночной перспективы различных видов услуг по профессиональной переподготовке специалистов дополнительного образования для взрослых и детей. В этой связи, интерактивный маркетинговый ресурс Интернета позволял выявить недостатки традиционных сбытовых систем, рекомендуемых другими маркетологами. В частности, нами были идентифицированы следующие маркетинговые просчеты ординарной сбытовой системы CRM (Customer Relationship Management), где оперативный CRM в авторстве J.Elliot (2002) имел громоздкие компьютерные приложения, затрудняющие конкретному клиенту оперативный доступ к маркетинговой информации в рамках обычных бизнес – процессов при выборе того или иного вида послеобразовательного продукта. Кроме того, названный сбытовой инструментарий нередко приводил (по причинам технического и методологического несовершенства) к задержке организационной координации процесса

Таблица 3. Существенность отличий (от результатов, полученных другими авторами) предложенной частной методики интерактивного маркетингового мониторинга рыночной перспективы различных видов услуг по профессиональной переподготовке специалистов дополнительного образования для взрослых и детей.

Недостатки традиционных сбытовых систем, рекомендуемых другими маркетологами. Рыночные преимущества предложенного автором маркетингового инструментария.

Маркетинговые просчеты сбытовой системы

CRM (Customer Relationship Management):

- оперативный CRM в авторстве J.Elliot: громоздкие компьютерные приложения, затрудняющие конкретному клиенту оперативный доступ к маркетинговой информации в рамках обычных бизнес – процессов при выборе того или иного вида послеобразовательного продукта; задержка организационной координации процесса получения маркетинговой информации клиентом по (одновременно) нескольким Интернет-системам;

- аналитический CRM в авторстве S.Kiesler: слабая синхронизация разрозненных массивов данных и медленный поиск статистических закономерностей для выработки стратегии маркетинга на поле образовательного продукта; невозможность оптимально загрузить полученной маркетинговой информацией собственную сбытовую и сервисную сеть. Маркетинговое обеспечение сбытовой активности продукта учреждений дополнительного образования для взрослых и детей:

рыночные преимущества авторской системы

CMA «Customer Marketing Approach»

- реальная возможность ускоренного анализа вновь образовавшихся предпочтений клиентов (относительно тех или иных услуг в рамках дополнительного образования для взрослых и детей, а также финансовых способов оплаты этого продукта);

- высокая способность маркетингового инструментария самостоятельно определять рыночно перспективные модели клиентоориентированности учреждений дополнительного образования для взрослых и детей (как маркетинговый прием расширения постоянного круга потребителей названного продукта);

- автоматическое планирование будущей среднесрочной потребности названой услуги.

получения маркетинговой информации клиентом по (одновременно) нескольким Интернет - системам. Другой представитель маркетинговой программы Customer Relationship Management - аналитический CRM в авторстве S.Kiesler (2004), обладал слабой синхронизацией разрозненных массивов данных и медленным поиском статистических закономерностей для выработки стратегии маркетинга на поле образовательного продукта. Все это зачастую делало для конкретного потребителя Интернет - услуг невозможным оптимально загрузить потребной маркетинговой информацией собственную сбытовую и сервисную сеть. Последнее еще больше наглядно демонстрировало рыночные преимущества предложенного автором маркетингового инструментария, когда сформированная нами схема маркетингового обеспечения сбытовой активности продукта учреждений дополнительного образования для взрослых и детей базировалась на оригинальной системе CMA «Customer (клиент) Marketing Approach (метод)». Подобная маркетинговая система создавала реальную возможность ускоренного анализа вновь образовавшихся предпочтений клиентов (относительно тех или иных услуг в рамках дополнительного образования для взрослых и детей, а также финансовых способов оплаты этого продукта). Кроме этого, к рыночным преимуществам авторской системы CMA относилась высокая способность маркетингового инструментария самостоятельно определять рыночно перспективные модели клиентоориентированности учреждений дополнительного образования для взрослых и детей (как маркетинговый прием расширения постоянного круга потребителей названного продукта). Это обеспе-

Таблица 4. Научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация», т.е. способности осуществлять маркетинговый прогноз (максимально приближенный к значениям статистической достоверности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные характеристики, лежащие в основе продукта учреждений профессиональной переподготовки работников образования.


загрузка...