Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма (26.09.2011)

Автор: Полевая Марина Владимировна

Рисунок 5 – Индустрия туризма и ее отраслевая образовательная среда.

Первый блок – профессиональная подготовка. Он включает:

Довузовское (школьное профильное) образование (школы, профильные классы, лицеи).

Начальное профессиональное образование (училища, колледжи).

Среднее профессиональное образование (училища, колледжи).

Высшее профессиональное образование (институты, университеты).

Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).

Второй блок – дополнительное профессиональное образование. Его составляют: субфедеральные центры координации учебных программ; институты и факультеты переподготовки и повышения квалификации отраслевых вузов; внутрифирменное повышение квалификации.

Третий блок – самообразование. Он является синтезирующим звеном между блоками профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, при этом необходимо заметить, что его объем и интенсивность, должны быть тем больше, чем выше уровень образования и положение специалиста на должностной лестнице в индустрии туризма. Данный блок подготовки присутствует в течении всей жизнедеятельности специалиста.

Индустрия туризма является не только потребителем, но и заказчиком образовательных услуг. В нее в качестве структурных элементов входят: отраслевые предприятия и организации, государственные организации, общественно-профессиональные ассоциации, научные организации.

5. Организации и предприятия индустрии туризма обязаны проводить оценку профессионализма кадров, результаты которой они сообщают в отраслевую службу занятости, для дальнейшего мониторинга. Мониторинг системы подготовки кадров и рынка труда проводится с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала региона и нацелен на исследование закономерностей процессов, протекающих в системе подготовки кадров. Пользователями информации мониторинга выступают органы государственной и муниципальной власти, работодатели, научные и образовательные учреждения, общественные организации и население региона. Для проведения результативного мониторинга системы подготовки кадров, её прогнозирования и выявления направлений модернизации необходима система показателей.

Так как система подготовки кадров функционирует в образовательной среде, которая в свою очередь должна учитывать требования предъявляемые рынком труда, поэтому учет показателей характеризующих данные области является обязательным при построении системы показателей. Критерием включения показателей в данную систему является уровень их принадлежности к двум взаимосвязанным множествам показателей состояния рынка труда и состояния отраслевой образовательной среды (рисунок 6).

Рисунок 6 – Алгоритм формирования системы показателей

системы подготовки кадров для индустрии туризма.

Системность данных показателей обуславливается тем, что они синтезируются в результате пересечения двух взаимосвязанных множеств. Это пересечение может быть представлено как группа показателей системы подготовки кадров для индустрии туризма. Взаимосвязь показателей охватывает все стороны функционирования системы подготовки кадров. При этом рассматриваются как количественные, так и качественные показатели, которые могут быть объемными, структурными и динамическими. В ходе исследования, учитывая специфику образовательной среды, наличие количественных и качественных показателей предложено определять разрывы между показателями системы подготовки кадров методами динамических корреляций и фиксированных разрывов. Система показателей системы подготовки кадров для индустрии туризма представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Система показателей системы подготовки кадров для индустрии туризма

Показатели Наименование

показателя Экономический

Отношение количества образовательных учреждений, готовящих кадры для индустрии туризма к общему количеству образовательных учреждений. Степень удовлетворенности в образовательных услугах.

где i – отраслевая специальность,

i = 1…n

n – количество отраслевых специальностей. Отношение объема выпуска к объему набора по отраслевым специальностям. Уровень удовлетворенности обучающихся выбранной профессии

Качество подготовки в вузах отрасли.

Продолжение таблицы 2.

Показатели Наименование

показателя Экономический

где i – курсы, i = 1…m

m – количество курсов. Доля успешно освоивших курс к общему количеству изучающих курс. Позволяет оценить качество подготовки.

где Х – доля занятых в индустрии туризма, имеющих ВПО;

Y - доля занятых в индустрии туризма, имеющих СПО;

Z - доля занятых в индустрии туризма, имеющих НПО. Профессиональная квалификационная структура занятых в индустрии туризма.

Доля обучающихся на разных уровнях отраслевой подготовки (начальной, средней, высшей, послевузовской) к общему числу обучающихся. Позволяет оценить охват подготовкой кадров всех видов деятельности в индустрии туризма

Доля проходящих переподготовку и повышающих квалификацию на различных уровнях (начальном, среднем, высшем, послевузовском) к общему их числу. Позволяет оценить охват ППК кадров специалистов различных уровней.

Продолжение таблицы 2.

Показатели Наименование

показателя Экономический

i- текущий год

Показатель изменения количества выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования, устроившихся на работу по специальности в течение года после выпуска. Позволяет оценить качество подготовки выпускников и их востребованность на рынке труда.

6. Для расчета потребности в кадрах для индустрии туризма предложена статистическая регрессионная модель, которая позволяет производить оценку потребности в специалистах для индустрии туризма в зависимости от экономических факторов. Оценка производится на основе прогноза количества работающих в отрасли в различные периоды времени. Исходными данными являются:

– количество въезжающих иностранных туристов;


загрузка...