ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (26.09.2011)

Автор: Михальцова Любовь Филипповна

преподавателя курсов повышения квалификации (учителей, классных руководителей, заместителей директоров школ, педагогов дополнительного образования (2005-2007гг.); члена экзаменационной комиссии по приему кандидатского минимума по педагогике; рецензента учебно-методических рекомендаций, кандидатских диссертационных исследований и авторефератов (2004-2011гг.);

члена редколлегии: научно-методического журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом» (Россия, г. Кемерово) и «Сибирского педагогического журнала» (Россия, г. Новосибирск), «Информационного бюллетеня» Международного общества сравнительного исследования цивилизаций (International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC), США, штат Мичиган, г. Каламазу (2008-2011гг.);

организатора сотрудничества с зарубежными учеными (с 2003г.) и заведующего Российско-американской научно-исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура. Образование» (с 2010г.); члена Международного общества сравнительного исследования цивилизаций, члена Американско-российского центра, штат Мичиган, Западный Мичиганский Университет, члена Русско-американского клуба, Университет Долины Юта, США.

Исследование включало следующие этапы:

Первый этап (2003-2004 гг.) – поисково-аналитический, определялась методологическая база исследования, выявлялись теоретические и организационно-педагогические аспекты формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие; изучалось состояние проблемы в отечественной, зарубежной научной литературе и педагогической практике, проводился заочный пилотажный эксперимент; уточнялись ключевые позиции исследования, понятийно-категориальный аппарат, противоречия, определялась проблема, формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

Второй этап (2004-2009 гг.) – экспериментально-апробационный посвящен разработке концепции формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, созданию на ее основе структурно-функциональной модели, ее экспериментальная проверка; расширению образовательного пространства по обмену опытом творческого саморазвития; проведению очного пилотажного, констатирующего и формирующего этапов эксперимента; выявлению и внедрению комплекса организационно-педагогических условий; определению показателей, критериев и уровней творческого саморазвития будущих педагогов.

Третий этап (2009-2010 гг.) – обобщающе-эмпирический включал обобщение и анализ полученных результатов исследования; уточнение и корректировку концептуальных подходов и идей, проверялась достоверность полученных выводов; разрабатывались и внедрялись в практику авторские научно-методические и учебно-методические рекомендации, монографии; подвергались количественной и качественной обработке полученные результаты, оформлялось содержание диссертации.

Четвертый этап (2010-2011 гг.) – обобщающий, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов; аргументировались функции; условия применения структурно-функциональной модели; проводилось теоретическое обобщение результатов; научное обоснование, соотнесение с достижениями педагогики в областях, связанных с предметом исследования; подтверждение, корректировка теоретических положений.

Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна:

- выявлены и дополнены наиболее важные педагогические аспекты, теоретико-методологические положения как концептуальный базис исследования по формированию ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие;

- впервые системно представлены в условиях непрерывного образования взаимоотношения будущих педагогов и преподавателей в контексте повышения уровня творческого саморазвития, персонифицированные в другом человеке как отражение творчества обучающихся в творчестве преподавателей, творчества преподавателей в творчестве обучающихся;

- в оригинальной концепции формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования дефиниция «творческое саморазвитие» представлена как высший уровень профессионализма, приоритетная цель педагогического образования, один из базовых системообразующих компонентов его содержания, как сложный и динамичный процесс изменения самости будущих педагогов, интеграции личностно значимых, профессиональных качеств и способностей, знаний, умений и успешного личного опыта качественного преобразования внутреннего мира, отношения сотворчества при активной их включенности в разные виды образовательной деятельности, регулярном осмыслении и систематизации ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие в условиях дополнительного, допрофессионального, профессионального и послевузовского образования;

- расширено и сущностно дополнено ключевое понятие «формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие», которое в отличие от ранее известных, предполагает учет не только аксиологических факторов, но и технологических – реализацию в образовательной деятельности мнемосхем, электронных портфолио творческих проектов и «Я-концепции творческого саморазвития», системная вербализация и самопрезентация которых позволяет осуществлять осмысленный личностный выбор ценностей в процессах самости;

- предложена и реализована педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, представляющая непрерывность творческой образовательной деятельности, разрешение противоречия между наличным опытом осмысления ценностей, ранжированием, систематизацией их для творческого саморазвития и необходимым педагогическим опытом восприятия, осмысленного решения этой проблемы посредством выявления ее социально-культурно-педагогического контекста;

- разработана структурно-функциональная модель формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, отражающая полиструктурное и полифункциональное единство блоков: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный и результативный, находящихся во взаимосвязи со следующими функциями: ценностно-ориентационная, развивающая, организационная и оценочно-корректирующая;

- конкретизированы в результате теоретико-экспериментального исследования закономерности формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие: при активном, осмысленном, самостоятельном решении все более сложных творческих профессиональных задач на основе интеграции научного знания из области наук о человеке успешно осуществляется целостное саморазвитие будущих педагогов; уровень творческого саморазвития будущих педагогов зависит от рейтинга их личностной значимости ценности педагогического образования; формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие находится в прямой зависимости от расширения границ общения, сотворчества и включенности будущих педагогов в разные виды творческой образовательной деятельности; формирование мотивации выбора индивидуальной траектории творческого саморазвития будущих педагогов детерминировано разнообразием предложенных нравственных образцов и возможностью свободного выбора направления творческого саморазвития; успешное осуществление «Я-концепции творческого саморазвития» будущих педагогов обусловлено организационным разнообразием и содержательным наполнением системы их ценностей и смыслов, которые имеют важное методологическое и методическое значение;

- выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена система организационно-педагогических условий формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие: непрерывное образование, предполагающее преемственность и интеграцию обучения, расширение сотрудничества с общеобразовательными учреждениями разного типа, в том числе, с зарубежными будущими педагогами в рамках созданной Российско-американской научно-исследовательской лаборатории; дидактическая система, обогащенная ценностно-смысловыми творческими заданиями на каждом этапе обучения; интенсификация процессов самости при реализации в обучении мнемосхем и проектировании индивидуальных траекторий личностного саморазвития.

Упорядоченная совокупность научных результатов исследования свидетельствует о решении значимой педагогической проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- получено научное и теоретическое обоснование необходимости и возможности формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования;

- предложена система принципов формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования;

- уточнено и содержательно раскрыто ключевое понятие «формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» и теоретико-методологические положения исследования, которые могут быть использованы при конкретизации профессиональных компетенций будущих педагогов, уточнении квалификационных требований профессии педагога и являются вкладом в теорию общей профессионально-педагогической подготовки в контексте аксиологического подхода;

- обоснована и разработана концепция в условиях непрерывного образования, которая раскрывает научное представление о механизмах, процедурах, средствах практического применения ее теоретических положений в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие;

- разработанная структурно-функциональная модель представлена основой проектирования целенаправленного педагогического процесса профессиональной подготовки будущих педагогов с учетом уровней их творческого саморазвития;

- положения и выводы исследования являются частью теоретической основы совершенствования подготовки будущих педагогов в новой образовательной ситуации, характеризующейся, в том числе, изменением социального заказа, профилизацией школьного обучения, введением уровневой подготовки профессионала, инициированной Болонским процессом на интеграцию, мобильность и глобализацию образования.

Практическая значимость исследования заключается в создании научной базы и возможности использования результатов эксперимента в отечественном и зарубежном образовании для успешного профессионального творческого саморазвития будущих педагогов и повышения квалификации. Практическую ценность для образовательных учреждений разного типа имеет реализация концепции формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, разработка научно-методических и организационно-методических рекомендаций: программы «Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» для повышения квалификации педагогов; программы формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения; программ дополнительного образования Центра развития личности; образовательно-технологических средств: мнемосхем, электронных портфолио творческих проектов, «Я-концепции творческого саморазвития», лекций, семинаров, нетрадиционных уроков, воспитательных мероприятий, отечественных и зарубежных воспитательных систем, рефератов, отчетов студентов по педагогической практике, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Базовые идеи и положения были реализованы в образовательных учреждениях разного типа, в созданных экспериментальных площадках, Центрах развития личности, в учреждениях дополнительного образования, в Институте повышения квалификации, в Российско-американской научно-исследовательской лаборатории, в Американско-российском центре в Западном Мичиганском Университете и Русско-американском клубе в Университете Долины Юта (США), расширенная культурно-образовательная среда способствует формированию ключевых компетенций.

Материалы диссертационного исследования представлены:

в монографиях «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в культурно-образовательной среде учреждения» (2009 г.), «Ценностно-смысловые ориентации будущих педагогов на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования» (2011 г.); «Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования» (2011 г.); в коллективных монографиях: «Сравнительный анализ систем профильного обучения в России и зарубежных странах: структура, организация, содержание, оценивание» и «Современные тенденции развития профессионального образования» (2009 г.);

в учебно-научно методических рекомендациях «Воспитание любви к Родине» (2003г.), «Социально-культурная адаптация воспитанниц женской гимназии-интерната» (2007г.), «Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов разных специальностей» (2008г.), «Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике» (2009г.), «Учебно-педагогическая практика как средство творческого саморазвития студентов» (2010 г.), «Методические рекомендации по изучению дисциплины «История педагогики и образования» (специальности 050706 – «педагогика и психология», 032600 – «история») (2011г.), Учебно-методические комплексы по разным дисциплинам педагогики, содержание которых обогащено ценностно-смысловыми и творческими заданиями. В целях апробации материалов исследования в условиях Кузбасской государственной педагогической академии создана российско-американская научно-исследовательская лаборатория «Цивилизация. Культура. Образование».

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на современные научную методологию и психолого-педагогические концепции; системным анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; лонгитюдным характером исследования; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логике; систематической проверкой результатов на разных этапах исследования, применением качественного и количественного системного анализа; многолетней опытно-экспериментальной проверкой основных положений выдвигаемой гипотезы, репрезентативностью выборок, применением компьютерных программ статистической обработки.

Основные положения, выносимые на защиту:

Концептуальная база исследования творческого саморазвития, включающая ключевое понятие исследования «формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» как сложный целенаправленный процесс осмысления, выбора ранга и систематизации значимых для личности ценностей, которые ориентируют на успешный процесс и результат творческого саморазвития при реализации в образовательной деятельности мнемосхем, электронных портфолио творческих проектов и «Я-концепции творческого саморазвития», системная вербализация и самопрезентация которых позволяет осуществлять осмысленный личностный выбор ценностей в процессах самости (самопознание, самопрограммирование, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция и самопозициониро- вание) в условиях непрерывного образования, при этом, ценности задают содержательную матрицу координат соответствующего вида деятельности, а смыслы – их глубину понимания.

Система базовых личностно значимых и профессиональных ценностно-смысловых ориентаций для успешного творческого саморазвития включает: гуманно-нравственные ценности (внутренняя гармония, альтруизм, толерантность, эмоционально позитивное отношение к себе, людям, миру), ценности сотрудничества (стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, способность к созданию научного проекта, обучению новым стратегиям поведения, стремление к максимальной творческой реализации в учебной и внеурочной деятельности, импровизация, интуиция и открытость к общению), ценности ориентации на творчество (стратегия творческого саморазвития, способность генерировать новые идеи, ценность творческого саморазвития, внутренняя мотивация на творческое саморазвитие, креативность, целеустремленность, автономность мышления, поведения и деятельности, высокий интеллектуальный уровень, наличие опыта решения творческих и исследовательских задач), социальные ценности (здоровье, свобода как возможность выбора, стремление к саморазвитию, стремление к самоопределению, умение преодолевать трудности, лидерство).

Концепция формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования раскрывающаяся через следующие идеи: целостности личности и роли рефлексии в развитии творчества и субъектности; стимулирования обучающихся на творческую деятельность; изменения системы ценностно-смысловых ориентаций в контексте профессии педагога для творческого саморазвития и повышения его уровня при осмысленном выборе личностно значимых ценностей; проектирования содержания образования в дополнительном, допрофессиональном, профессиональном и послевузовском образовании; решения конкретных педагогических задач различными способами творческой педагогической деятельности; психологического механизма формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие.

Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, реализуемая в условиях расширенной образовательной среды дополнительно-допрофессиональной, дополнительно-профессиональной и послевузовской подготовки и включающей диагностико-герменевтический, эмоционально-смысловой деятельностно-творческий инновационно-рефлексивный этапы; преемственности, интеграции обучения, интенсификации процессов самости,

фасилитативной позиции в осмыслении будущими педагогами индивидуальных особенностей и способностей для разработки «Я-концепции творческого саморазвития» и предложенной для этого дидактической системы на каждом этапе обучения, включающей организационно-методический инструментарий (учебно и научно-методические рекомендации, пособия, программы), создание образовательных продуктов: мнемосхем, электронных портфолио творческих проектов, «Я-концепции творческого саморазвития», воспитательных мероприятий, рефератов, отчетов студентов по педагогической практике, курсовых и выпускных квалификационных работ, осмысленное и целенаправленное выполнение которых способствовало рефлексии педагогической практики как погружению в мир ученика; контекстному обучению, как отражению творчества ученика в творчестве учителя и творчества учителя в творчестве ученика; применению «педагогики в лицах» как нравственного образца формирования личностных и профессиональных качеств, расширению опыта творческой деятельности; осмыслению педагогических ситуаций через социально-культурные и личностно значимые ценности и ранжирование их для творческого саморазвития; индивидуальной и коллективной проектной деятельности, реализации инновационных образовательных и социально значимых проектов с участием представителей других образовательных учреждений разного типа, а также зарубежных будущих педагогов; воспроизведению ступеней «восхождения» от педагогического замысла к его осмысленному воплощению обучающимися через процессы самости в урочное и внеурочное время.

5. Совокупность организационно-педагогических условий, включающих:

а) непрерывное образование будущих педагогов как постоянное обучение, переход от развития к саморазвитию, от информационного к продуктивному обучению, повышение уровня творческого саморазвития; б) дидактическая система формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие, представляющая собой преемственность содержания образования и совокупность дидактических средств при переходе от учебной деятельности к квазипрофессиональной и профессиональной, что способствует развитию профессионального самосознания, творческих способностей, формированию ключевых компетенций; преемственности совокупности дидактических средств на каждом этапе обучения, прогнозированию психологических механизмов развития, выступающих как актуализация противоречия в восприятии этой педагогической проблемы посредством выявления ее социально-культурно-педагогического контекста, диагностика и мониторинг формирования ценностно-смысловых ориентаций и уровня творческого саморазвития в соответствии с критериально-оценочным инструментарием; в) интенсификация процессов самости как повышение уровня творческого саморазвития, обусловленная интеграцией и преемственностью обучения, включенностью будущих педагогов в творческую деятельность по решению эвристических задач, реализацией инновационных образовательных и социально значимых проектов с участием представителей других образовательных учреждений разного типа, а также с зарубежными будущими педагогами в условиях Российско-американской научно-исследовательской лаборатории.

6. Структурно-функциональная модель формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования и ее составляющие: целеполагание, содержание, организационно-технологическое обеспечение, результативность деятельности; и функции: ценностно-ориентационная, развивающая, организационная, оценочно-корректирующая, выступают важным инструментом проведения научного эксперимента. Оценка творческого саморазвития и ценностно-смысловых ориентаций респондентов определялась тремя уровнями: низкий (адаптивно-репродуктивный), средний (репродуктивно-поисковый), высокий (творческий).


загрузка...